Analitika.at.ua. На северо-востоке Румынии, в Буковине, находится город
Сучава - древняя столица Молдавии. К западу от города, на вершине высокого
холма, стоит каменная крепость. Облик ее не характерен для местной архитектуры
- в ee пропорциях, в многогранных башнях есть что-то восточное. Крепостным
стенам, построенным в виде трапеции, несколько сотен лет, подножия их обомшели,
но они по-прежнему выглядят добротными и прочными.
Над воротами возвышаются мощные четырехугольные башни - одна
метров двадцати высотой, другая чуть поменьше. Большую башню из темно-красного
кирпича (в ней размещается и замковая церковь - параклис) стягивает, посередине
широкий пояс из трех серых, переплетенных между собой каменных лент. Порталы
крепостных ворот обрамлены желтоватыми резными каменными плитками. На плитках -
гроздья винограда, розетки, цветы. Ни одна из плиток не похожа на другую по
рисунку. Этот орнаментальный стиль очень характерен для армянского искусства.
Надвратные башни, собор и крепость, которые совершенно естественно смотрелись
бы где-нибудь на склонах Арагаца, в окрестностях Севана или Гарни, здесь, среди
зеленых холмов Молдавии, производят необычное и загадочное впечатление.
Собор, стоящий в центре крепости, выстроен в строгих
традициях классической армянской архитектуры. Он увенчан стройным восьмигранным
куполом - такой же восьмигранник возвышается и над большой башней. Вокруг
собора - каменные надгробья с армянскими надписями. В одном из боковых приделов
- большая каменная плита. Здесь погребен Акопша Вардан Амира - один из
основателей монастыря. «Это могила Акопша, сына Амира, основателя сего места.
Умер в год Армянский 1000 (1612г.)»,-
гласит надпись на надгробии.
Официальная историография почти ничего не говорит о
крепости. А согласно местным преданиям, крепость-монастырь построили в XVII
веке армяне, которые здесь же и жили, но сама крепость впоследствии стала
называться Замка - потому, наверное, что, как и все армянские монастыри, была и
крепостью.
«Светлые были люди,- говорят о строителях и жителях
монастыря местные жители.- Бог не услышал их молитв, но люди не забыли их».
…В XVII веке многие армяне, потерявшие родных и близких, потерпевшие
поражение в неравных битвах с янычарами турецкого султана, вынуждены были
бежать за пределы родины. Часть беженцев нашла приют за тысячи километров от
Армении, под защитой Молдавского государства, где и раньше селились их
соплеменники. Бездомные, одинокие странники, они встретились здесь и построили
этот монастырь по образу и подобию тех, что строили у себя на родине. Среди
беженцев было много талантливых людей - зодчих, художников, камнерезов, и в
этом своем монастыре они воплотили и свою любовь к родине, и скорбь по
погибшим, и надежду на будущее.
Узкая, сделанная в толще стены каменная лестница ведет в
надвратную церковь Пресвятой Богородицы. Проникающий сквозь круглую бойницу луч
освещает все детали тончайшей резьбы, которой покрыты стены. Алтарная абсида
обрамлена широким плетеным каменным поясом, украшена фресками. Нежные мягкие
тона и полутона - коричневые, кремовые, - которыми написаны фрески, создают
настроение тихой, задумчивой печали. В центре - сцена успения Богородицы. На
небольшом возвышении лежит женщина с утомленным, добрым лицом. В скорбном
молчании склонились над усопшей длиннобородые старцы, молодые статные воины.
Вокруг центральной фрески - различные сцены из жизни Богородицы. Вряд ли
случаен этот печальный настрой: перед взором неизвестного художника, писавшего
эти фрески, стояла не только классическая евангельская картина - он наверняка
видел перед собой и одну из жертв кровавой резни на своей истерзанной родине,
может быть, свою мать, жену или сестру…
Бежавшие сюда, за тысячи километров, армяне хорошо знали
цену жизни и свободе. Знали они и то, что за эти тихие зеленые холмы Молдавии
нужно уметь сражаться, что и сюда может прийти беда. Именно поэтому Замка не
только монастырь - это и первоклассная крепость. Каменные стены высоки и
широки, возведены на прочном известняковом растворе. По обе стороны стен стоят
мощные контрфорсы - каменные подпорки, в надвратных башнях по углам и прямо у
алтарей прямые и скошенные бойницы. Хорошо продуманная система этих бойниц,
расположенных под разными углами и во всех направлениях, позволяла вести по
атакующим фланкирующий и кинжальный огонь. Узкие каменные кельи, в которых жили
обитатели монастыря, расположены, словно боевые ячейки, вдоль наружных стен
башен. Островерхий вход в кельи настолько низок, что войти можно, только сильно
согнувшись. Внутри только каменные лежанки. Окон нет. Вместо них - узкая
амбразура в стене и косая бойница в полу, чтобы лить расплавленную смолу и
бросать камни. За тысячи километров ушли от войны беженцы. Построили монастырь,
работали, молились, надеясь скоротать остаток жизни в мире и покое - насколько
это возможно для потерявших все людей. Но война, сметая все на своем пути,
пришла и в эти мирные края. Огромное войско польского короля Яна Собесского
вторглось в Молдавию. Древняя столица Сучава была беззащитной: еще за десять
лет до этого по требованию турок ее укрепления были снесены.
Только Замка стояла на пути к Сучаве. Но этой маленькой
крепости завоеватели не придавали никакого значения - разве что собирались
устроить в ней войсковые склады.
Самим обитателям монастыря, пожалуй, ничего не угрожало, ибо
христианнейшему католическому королю не пристало убивать единоверцев-христиан,
смиренных служителей Бога, пусть даже и иной церкви. Монахов, скорее всего,
просто выселили бы на время военных действий, и они, укрывшись в безопасном
месте, могли дождаться конца войны и вернуться обратно в свой монастырь или
построить новый.
Но вражеские кони топтали поля, в воздухе пахло гарью
горящих полей, над окрестными деревнями трепетали языки пламени… И впервые за
все время под сводами Замки загремел набат. Беженцы не струсили, не изменили,
не отблагодарили неблагодарностью за гостеприимство своей новой родине.
И когда надменный король повелительно постучал железной
перчаткой в ворота крепости, над башней поднялось боевое знамя молдавской
короны с головой зубра и звездой между рогами. И напрасно трубили королевские
герольды, вызывая обитателей монастыря на переговоры. Загадочный гарнизон
молчал. Держа наготове длинноствольные мушкеты, закатав рукава черных ряс,
припали монахи к бойницам. И когда вражеские солдаты попытались выбить ворота
тараном, на них обрушился меткий огонь. Взбешенный неожиданным сопротивлением,
Ян Собесский приказал немедля взять монастырь и перебить гарнизон. Но крепки
оказались монастырские стены, отважны, опытны и непреклонны его защитники…
Долго, слишком долго пришлось простоять королю под стенами
Замки, прежде чем последний из воинов-монахов пал мертвым возле амбразуры в
своей келье. Их отчаянное и героическое сопротивление дало населению Сучавы
главное - время. Пока длилась осада Замки и гремел неравный бой, старики,
женщины и дети успели уйти из города и укрыться в глухих лесах, а все способные
носить оружие ушли под знамена молдавского господаря.
После долгих кровопролитных боев Ян Собесский вынужден был
перейти к обороне, потом начал отступать и снова оказался возле Замки. Он даже
укрепил монастырь валами и рвами, но через некоторое время так и ушел восвояси…
У воинов-армян из Замки не было здесь ни жен, ни детей, ни
родственников. Их некому было даже оплакать по обычаям предков. Но память о них
живет в народе. И вот уже несколько столетий на праздник весны Марцишор по
традиции собираются у Замки крестьяне всех окрестных деревень, танцуют, поют, а
потом слушают рассказ какого-нибудь старика о делах минувших, о верности и
мужестве людей Замки: «Светлые были люди. Бог не услышал их молитв, но люди
помнят эту молитву». Нельсон АЛЕКСАНЯН, sobesednik.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.