Главная » 2013 » Июнь » 19 » Лох-Эрнское заявление президентов России, США и Франции – новый подход к старой проблеме
Лох-Эрнское заявление президентов России, США и Франции – новый подход к старой проблеме
10:39
Analitika.at.ua. В Северной Ирландии, в небольшом курортном местечке
Лох-Эрн, состоялся очередной саммит стран «большой восьмерки» - G-8. Лидеры
восьми стран обсуждали широкий круг вопросов, многие из которых имеют значение
для всего мира. В рамках саммита было также принято уже ставшее традиционным
совместное заявление президентов России, США и Франции относительно ситуации в
Республике Арцах.
Следует понимать, что заявления президентов трех стран –
сопредседателей Минской группы ОБСЕ призваны не только продемонстрировать
озабоченность нерешенностью нагорно-карабахской проблемы, но и выработанную
между ними совместную позицию по урегулированию конфликта. И, судя по всему, за
истекшее с первого подобного заявления (сделанного еще в 2009 году в
итальянском городе Аквила) время взгляды руководителей стран – посредников на
нагорно-карабахский конфликт значительно изменились.
Прежде чем приступить к рассмотрению Лох-Эрнского заявления,
стоит напомнить, что и Россия, и США и Франция являются постоянными членами
Совета Безопасности ООН, поэтому было бы неправильно воспринимать совместные
заявления глав этих стран как формальную отписку. Подобные документы
согласовываются не на месте, а задолго до самой встречи, а это означает, что
все фразы и термины в них продуманы до мелочей. По этой причине, думается,
интересно было бы проследить за смысловой динамикой этих заявлений.
Так, сделанное в Аквиле заявление было адресовано
исключительно президентам Армении и Азербайджана. В заявлении главы стран –
сопредседателей подтверждали свое обязательство «оказать поддержку
руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими основных
принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта» и призывали
президентов Армении и Азербайджана «устранить несколько остающихся разногласий
между ними и завершить согласование этих основных принципов, которые составят
план всеобъемлющего урегулирования». В заявлении также поручалось представить
президентам Армении и Азербайджана обновленный вариант Мадридского документа от
29 ноября 2007 г., «содержащий последние предложения Сопредседателей по
формулировкам основных принципов».
Сделанное спустя год в канадском городе Мускока заявление
приветствовало признание обеими сторонами того факта, что урегулирование должно
основываться на принципах, содержащихся в Хельсинкском Заключительном Акте и на
положениях, предложенных президентами США, России и Франции в Аквиле. Вместе с
тем, явно выражая недовольство поведением одной из сторон, президенты сочли
необходимым раскрыть свои предложения. Вот они в изначальной редакции:
Возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха;
Промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий
гарантии безопасности и самоуправления;
Коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом;
Определение будущего окончательного правового статуса
Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления
его населения;
Право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на
возвращение в места прежнего проживания;
Международные гарантии безопасности, включая миротворческую
операцию.
Предлагаемая статья не преследует цели анализировать эти
предложения, в свое время они были подробно рассмотрены автором данных строк.
Тогда, кроме прочего, мы указали на неприемлемость использования терминов
«Нагорный Карабах» и «территории вокруг Нагорного Карабаха». Обратим, однако,
внимание на то, что предложения президентов игнорировали Устав ООН, Статья 1
(пункт 2) которого требует «Развивать дружественные отношения между нациями на
основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также
принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира».
Принятое в французском Довиле (26 мая 2011 г.) заявление
отражало реакцию глав государств – сопредседателей на воинственную риторику
Азербайджана, нежелание его руководства искать мирные пути урегулирования
конфликта и эскалацию гонки вооружений. Исходя из этого, заявление впервые было
адресовано не президентам Армении и Азербайджана, а «всем сторонам
нагорно-карабахского конфликта». «Все стороны», это – больше двух, что означает
новое – правильное – восприятие реалий нагорно-карабахского конфликта. Это –
серьезное предупреждение Азербайджану, которое там не было воспринято с должной
ответственностью.
Тем не менее, главы стран – сопредседателей Минской группы
ОБСЕ вновь напомнили о своих предложениях, сделанных в Аквиле в июле 2009 года
и «расшифрованных» в июне 2010 года в Мускоке. Президенты России, США и Франции
продолжали настаивать на принципе «шокового компромисса» для Республики Арцах и
невозобновления агрессии со стороны Азербайджана.
Довильское заявление президентов России, США и Франции
выражало их искреннее беспокойство возможностью возобновления агрессии
Азербайджана против Республики Арцах. Предупреждая руководство Азербайджана о
неминуемых тяжелейших последствиях для него в случае нового применения силы,
напомнив о последствиях прошлой агрессии, президенты призвали стороны «готовить
население к миру, а не к войне». Звучала в Довильском заявлении и плохо скрытая
угроза: «Дальнейшее затягивание только поставит под вопрос приверженность
сторон достижению договоренности».
Спустя месяц, будучи в Казани, Ильхам Алиев вновь подтвердил
курс Азербайджана на конфронтацию с армянскими государствами. Он выразил
несогласие с реализованным в сентябре 1991 года населением Республики Арцах
правом на самоопределение, а также планами мирного урегулирования конфликта. И
принятое 18 июня сего года Лох-Эрнское заявление президентов России, Франции и
США следует воспринимать как ответ Азербайджану.
Напомнив еще раз, что в подобных заявлениях не бывает
аморфных фраз, обратим внимание на то, что заявление вновь адресовано не
президентам Армении и Азербайджана, а сторонам конфликта. Отметим также, что
неоднократное использование этой формулировки в небольшом по объему тексте
имеет целью «вдолбить» эту истину в головы тем, кто старательно не хочет видеть
реалий.
Президенты США, России и Франции, вновь отвергая военное
решение конфликта, сочли нужным еще раз указать Азербайджану, что нынешняя
ситуация сложилась в результате применения силы, уже во второй раз подряд
напомнив Баку о последствиях игнорирования им принятых в 1993 году четырех
резолюций Совета Безопасности ООН.
Но даже не это стало главной сенсацией Лох-Эрнского
заявления В.Путина, Б.Обамы и Ф.Олланда. Указав на основные принципы урегулирования
конфликта – неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной
целостности, равноправия и права народов на самоопределение – посредники
впервые указали на принцип равноправия и права народов на самоопределение, на
игнорирование которого мы указывали еще несколько лет назад. О праве на
самоопределение говорилось, а о принципе равноправия и права народов на
самоопределение – нет. Это была лукавая тактическая уловка, от которой ныне
посредники отказались. Между тем, принцип равноправия и права народов на
самоопределение, согласно градации международного права, находится на высшей
ступени иерархии права.
Развернутая формулировка принципа равноправия и
самоопределения народов дана в Декларации ООН о принципах международного права
от 24 октября 1970 года. В данной Декларации, в части Принцип равноправия и
самоопределения народов, указывается, что:
В силу принципа равноправия и самоопределения народов,
закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без
вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое,
социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это
право в соответствии с положениями Устава.
Каждое государство обязано содействовать с помощью
совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и
самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь
Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее
Уставом в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:
а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству
между государствами
и
b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя
должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также
имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации
является нарушением настоящего принципа, равно как и отказом в основных правах
человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.
Каждое государство обязано содействовать путем совместных и
самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и
основных свобод в соответствии с Уставом.
Создание суверенного и независимого государства, свободное
присоединение к независимому государству или объединение с ним, или
установление любого другого политического статуса, свободно определенного
народом, являются способами осуществления этим народом права на
самоопределение.
Каждое государство обязано воздерживаться от любых
насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в
конкретизации настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и
независимость. В своих действиях против таких насильственных мер и в
сопротивлении им эти народы, добиваясь осуществления своего права на
самоопределение, вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с
целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.
Упоминание этого важнейшего принципа международного права в
заявлении президентов США, России и Франции является отражением нового подхода
стран – сопредседателей к проблеме нагорно-карабахского конфликта, и задачей армянской
дипломатии является ее сохранение на столе переговоров, продолжение которых
является неизбежным.
Переговоры – искусство возможного. В нашем случае они
облегчаются наличием документов, подтверждающих агрессию Азербайджана против
Республики Арцах, а также отказ Баку от выполнения резолюций Совета
Безопасности ООН. Кроме того, правовая корректность провозглашения Республики
Арцах, произошедшего 2 сентября 1991 года и подтвержденного на всенародном
референдуме 10 декабря того же года, никем не была (и не могла быть!)
поставлена под сомнение.
Существующая между Республикой Арцах и Азербайджанской
республикой граница очерчена войной, инициатором которой было бакинское
руководство, и любое ее изменение неминуемо приведет к возобновлению боевых
действий. Кроме того, и это важно отметить, дарение Азербайджану даже
незначительной части освобожденных и реинтегрированных Республикой Арцах
районов, не входящих в пределы бывшей армянской автономии, обернется
юридическим закреплением последствий геноцида армян, проведенного на этой
территории в 1918 году совместными силами турецкой армии и вооруженных отрядов
Азербайджана. Не довольствоваться достигнутым, таким должно быть кредо
армянской дипломатии, успехи которой на переговорах очевидны. Левон
МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.