Analitika.at.ua. Армянская дипломатия должна не только пресекать бакинские
инициативы, но и выдвигать свои.
На прошлой неделе сразу в трех точках планеты обсуждались
документы, так или иначе касающиеся карабахского вопроса. Во всех трех случаях
армянская дипломатия вынуждена была реагировать на инициативы азербайджанской
стороны и противостоять принятию резолюций, наносящих ущерб армянским
интересам. В Стокгольме и Вильнюсе это удалось, а вот в египетском
Шарм-аль-Шейхе - нет.
9 МАЯ В ШВЕДСКОМ РИКСТАГЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ГОЛОСОВАНИЯ БЫЛА
ОТКЛОНЕНА резолюция по Нагорному Карабаху, представленная депутатом турецкого
происхождения Мехметом Капланом. Как сообщали СМИ, в документе содержался призыв
к Швеции активно участвовать в карабахском процессе и требовать
незамедлительного вывода всех армянских воинских подразделений с
"оккупированных территорий Азербайджана". Комиссия по внешним связям
выразила негативное отношение к резолюции, предложив приостановить данную
инициативу. Тем не менее голосование было проведено с отрицательным для автора
результатом. Более того, Рикстаг принял формулировку комиссии, в которой
выражена поддержка Минской группе ОБСЕ.
Буквально на следующий день резолюция с вполне безобидным
названием "О мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта"
была внесена на голосование в литовский парламент - Сейм. Cогласно ИА РЕГНУМ, в
документе говорилось о безоговорочной поддержке территориальной целостности любого
государства, необходимости соблюдения международных договоров и документов
таких организаций, как ОБСЕ, ООН, Совет Европы, Европарламент, и выражалась
надежда на то, что конфликтующие стороны примут неотложные меры по реализации
этих документов. Благодаря усилиям ряда литовских депутатов, армянской общины и
армянского посольства этот документ также был отклонен.
В тот же день в Шарм-аль-Шейхе состоялся саммит министров ИД
стран-членов Движения неприсоединения, в котором Армения имеет статус
наблюдателя, а Азербайджан присоединился в прошлом году. Благодаря усилиям
последнего в итоговом документе прошла формулировка о признании
"территориальной целостности Азербайджана", а конфликт назван
"армяно-азербайджанским". Данные тезисы можно считать результатом
годичного членства Азербайджана. Выступление на саммите Э.Налбандяна,
естественно, ничего не изменило, по крайней мере в тексте документа.
ОТМЕТИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ФАКТ, КОТОРЫЙ СЛЕДУЕТ ВОСПРИНИМАТЬ КАК
ДАННОСТЬ: Азербайджан вступает во все международные организации, структуры и
институты и активно работает в них с одной-единственной целью: добиться
принятия отражающих его интересы документов по Арцаху и Армении. Причем чем
больше их становится, тем легче бакинским дипломатам добиваться своего,
поскольку можно уже не идти в лобовую, топорно требуя "вывода армянских
войск с оккупированных территорий", а всего лишь указывать на
необходимость выполнения уже принятых документов, в которых это положение
имеется.
Несколько отвлекаясь от темы, вспомним, что бывшие министры
ИД, в том числе сегодняшние яростные оппозиционеры и депутаты НС А. Арзуманян и
В. Осканян, во времена которых и были приняты 5 резолюций ООН, в свое время
небрежно отмахивались от них, называя никчемными и ни к чему необязывающими
бумажками. Пакет этих "бумажек" и сегодня продолжает пухнуть,
визуально не меняя ситуацию в урегулировании, но укрепляя позиции Баку,
создающего себе таким образом международно-правовую папку.
Вернемся, однако, к резолюциям Сейма и Рикстага. Нельзя не
отметить тот отрадный факт, что армянская дипломатия наконец начала реагировать
на азербайджанские инициативы, более того - пресекать их, действуя совместно с
местными армянскими общинами и работая с депутатами конкретных стран. Отметим в
связи с этим любопытные детали. В сообщении из Вильнюса говорится о том, что
ряд литовских депутатов выступили не только против резолюции, но и в пользу
признания Республики Арцах. Это позволяет предположить наличие по меньшей мере
нескольких парламентариев, хорошо знакомых с проблемой и выступающих за ее
разрешение на основе международного признания НКР. Что же касается шведского
Рикстага, здесь примечателен тот факт, что резолюция была изначально отклонена
профильной комиссией. В обоих случаях, подчеркнем, речь отнюдь не идет о
странах с традиционно сильными армянскими позициями или активной диаспорой.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ РЕСПУБЛИКИ АРЦАХ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
официально провозглашено приоритетной задачей армянской дипломатии. К
сожалению, однако, в этом направлении пока не приходится констатировать заметных
шагов. Прошлогоднее сенсационное заявление министра ИД Уругвая обернулось
резкой активизацией Азербайджана в Южной Америке. Отклонение резолюций в Сейме
и Рикстаге, как и здравая позиция части депутатов обеих стран в очередной раз
подчеркивают насущную необходимость для армянской стороны сменить тактику.
Совершенно очевидно, что давно пора переходить от простого противостояния
азербайджанским инициативам к выдвижению собственных. Причем не только о
признании НКР, но и иных, в основном гуманитарного характера - к примеру,
относительно того же отвода снайперов, что просто обречено на международную
поддержку. Идеи могут быть самые разные, в данном случае важно изменение самого
вектора деятельности МИД РА в сторону проактивности, о чем говорится уже долгие
годы. С учетом годичного членства Азербайджана в СБ ООН это приобретает особую
актуальность.
Вряд ли кто-то сомневается в том, что Баку в ближайшее время
только усилит деятельность с целью принятия антиармянских резолюций в разных
странах и организациях. Если армянская сторона и дальше будет предпринимать
только ответные меры, результат уже спустя короткое время будет отнюдь не в
нашу пользу - и в этом также не приходится сомневаться. Лишь выдвижение
собственных инициатив и активное лоббирование интересов Армении и Арцаха,
совпадающих с интересами мира и стабильности в регионе в целом, способно решить
сразу две задачи: нейтрализации бакинских усилий и прорыва в вопросе
международного признания Арцаха.
Марина ГРИГОРЯН
ШТАТ РОД-АЙЛЕНД ВЫСТУПИЛ ЗА ПРИЗНАНИЕ РЕСПУБЛИКИ АРЦАХ
Как сообщило представительство НКР в США, Палата
представителей американского штата Род-Айленд 17 мая приняла резолюцию,
призывающую президента и Конгресс США признать независимость
Нагорно-Карабахской Республики.
В РЕЗОЛЮЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ЧЛЕНАМИ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Фоксом, Маттиелло, Корвесом, Макнамара и Беннетом, выражена поддержка
стремлению республики "развиваться как свободное и независимое
государство" и выражается положительная оценка "конструктивной
вовлеченности в работу международного сообщества и его усилия по достижению
долгосрочного урегулирования существующих региональных проблем". Резолюция
была принята в присутствии представителя НКР в США Роберта Аветисяна и членов
местной армянской общины.
Практически одновременно на Капитолийском холме с
заявлениями в поддержку народа Карабаха выступили конгрессмены Джеймс Ланджевин
и Дэвид Сисилайн, а также сенаторы Шелдон Уайтхаус и Джек Рид. "Сегодня
важнее, чем когда-либо, чтобы Соединенные Штаты поддерживали принципиальную позицию
для укрепления мира в этом регионе, показывая, что демократия может родиться из
конфликта, а также поддерживали Нагорный Карабах, – сказал Ланджевин. – Я
искренне надеюсь, что право Нагорного Карабаха на самоопределение может
утвердиться без дальнейших человеческих жертв". Сенатор Сисилайн в свою
очередь заявил: "Я присоединяюсь к народу Нагорного Карабаха в признании
20-летия независимости республики и формирования армии, а также освобождения
Шуши".
Сообщается также, что Роберт Аветисян продолжит встречи в
Род-Айленде по вопросам экономического развития НКР. Марина ГРИГОРЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.