Понедельник, 25.11.2024, 18:35
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Февраль » 10 » Лучше синица в руках, чем журавль в небе…
Лучше синица в руках, чем журавль в небе…
13:08

Analitika.at.ua. Именно этой старинной русской пословицей можно обрисовать душевное состояние, в котором ныне пребывает пожизненный президент демократической республики Азербайджан Ильхам Гейдарович Алиев. Привело лидера АР в это довольно печальное и не самое лучшее состояние не что иное, как армяно-турецкие переговоры по установлению дипотношений и уплывающая надежда на «восстановление территориальной целостности» Азербайджана в контексте ситуации, сложившейся вокруг этого процессов.

 

На этом фоне Анкара продолжает правда лишь на словах поддерживать мифы о «территориальной целостности» Азербайджана. Очередным подтверждением данной позиции стал выпад Анкары на этот раз в сторону Брюсселя. Глава МИД Турции Ахмед Давудоглу 4 февраля в ходе встречи с послами Турции в странах Евразии предложил создать ни много, ни мало как аналог Евросоюза в виде так называемого Евразийского Союза. Давудоглу посчитал, что странам Евразийского Союза необходимо более тесно сотрудничать, создавая сети железнодорожного, сухопутного и морского сообщения. Примечательно, что в качестве наиболее яркого примера сотрудничества он назвал будущую железнодорожную ветку Баку-Тбилиси-Карс, которая соединит Центральную и Юго-восточную Азию с Евросоюзом «кратчайшим путем». Учитывая, что Анкара осуществляет сегодня блокаду Армении, на пару с Азербайджаном, а также стремление Москвы, имеющей в Армении крупный актив в виде ЮКЖД, 100% акций которой принадлежат РЖД, разблокировать армяно-турецкую границу с целью реанимации железной дороги Ахалкалаки-Гюмри-Карс, а также создания в действительности кратчайшего пути в Европу, данный выпад обретает дополнительный вектор в сторону Москвы.

 

Однако, камни разбрасываемые турецкими властями по различным огородам ситуацию вокруг армяно-турецкого и карабахского процессов уж точно никак не меняют. Предпосылок и оснований для данного утверждения довольно много. Приведем лишь некоторые. 25 января в рамках переговоров по карабахскому урегулированию в сочинской резиденции российского президента Медведева состоялась трёхсторонняя встреча лидеров Армении, Азербайджана и России, которая оказалась, в целом, вполне результативной. Однако, не для Армении и уж точно не для Азербайджана, а… для Турции. Конкретный итог встречи в том, что была согласована преамбула будущего документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В контексте требований Анкары о достижении в переговорном процессе по Карабаху хоть какого-то прогресса, данный документ уже приобрел для внутреннего пользования турецкими властями неоценимое значение. Подтверждением данного тезиса является заявление сделанное уже на следующий же день после сочинской встречи министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу, заявившего, что «между Азербайджаном и Арменией отмечен прогресс в разрешении карабахской проблемы». Учитывая, что в тексте Протоколов карабахский процесс вообще не упоминается, данная реакция Давутоглу как нельзя лучше отобразила реальную ситуацию вокруг армяно-турецких противоречий, особенно в контексте практически параллельных визитов Сергея Лаврова и турецкого премьера Эрдогана в Ереван и Москву. К этому также следует добавить тот факт, что из Еревана приблизительно в этой же время в Россию приехал «как частное лицо» президент Нагорного Карабаха Бако Саакян. Его представитель Давид Бабаян сообщил СМИ, что карабахский лидер действительно был в Москве, однако отказался раскрыть подробности, отметив, что визит был частным — в рамках отпуска, а значит, не носил политического характера.

 

При этом, известно, что Ильхам Гейдарович особенно и не рвался ехать в Сочи, прекрасно понимая, что Азербайджану в отличие от Турции ждать от этой встречи, собственно, нечего. При этом, понятно, что Армении, не уступающей ни на йоту своих позиций в процессе карабахского урегулирования, и при этом получающей частично усмиренную Турцию, в той степени насколько это вообще возможно, сочинская преамбула в целом выгодна, так как она стала очередным шагом на пути разблокирования Турцией армяно-турецкой границы. В данном случае, Алиеву просто пришлось поубавить необоснованные амбиции, отставить в очередной раз после Майндорфа в сторону милитаристскую риторику и пойти навстречу РФ, США и Европе, стратегически заинтересованным в разблокировании Турцией границы с Арменией. При этом, дивиденды Алиева от сочинской встречи равны нулю. Турецкий же премьер после встречи в Сочи получил требуемый Анкарой «прогресс» в карабахском процессе, который посредством Ахмета Давутоглу уже начал предъявляться турецкому электорату, что крайне важно для правящей АКП в контексте парламентских выборов 2011 года.

 

При этом, Армения в отличие от Турции, в целом выполняет взятые на себя обязательства. Так, несмотря на противодействие оппозиции, 12 января Конституционный суд Армении признал соответствующими Основному закону страны обязательства, закрепленные в армяно-турецких протоколах, после чего направил документ на ратификацию в парламент. Из чего уже стало очевидно, что Армения намерена всерьез ратифицировать Протоколы с Турцией. Азербайджан, пребывающий в вечном качестве младшего брата Турции этим, разумеется, недоволен. Перед лицом этого недовольства, туркам, в их выравнивании отношений с Арменией, постоянно приходится оговариваться, что они «стремятся, чтобы и армяно-азербайджанские отношения стали такими же «безоблачными». Для этой безоблачности Турции следует добиться от Армении и всего мира самой малости - согласования статуса Нагорного Карабаха и семи районов, находящихся под юрисдикцией НКР. Учитывая призрачность этой химеры, становится ясно, что все эти заявления носят исключительно формальный характер. Большинство экспертов уже не сомневаются, что Турция не намерена всерьез добиваться увязки проблемы Карабаха с нормализацией своих отношений с Арменией. О том, что увязывания этих двух вопросов не должно быть ни в коем случае, после встречи с Эрдоганом заявил и российский премьер Владимир Путин. Данное заявление Путина уже свидетельствует о поражении Баку в затеянной им изначально несправедливой агрессии против карабахского народа. Естественно, говорить, что Азербайджан притесняется мировым сообществом из моральных принципов, и восстановления справедливости нет никаких оснований. Россия, Запад и США выступают с единых позиций в данном вопросе исключительно из собственных, далеко идущих интересов и целей. Турция же сейчас стоит перед тяжелым выбором: либо, подвергаясь мощному давлению Москвы, Брюсселя и главным образом Вашингтона защищать интересы уже изрядно поднадоевшего «младшего брата», либо, соблюдая интересы собственные, разблокировать границу с Арменией. Учитывая, сделанное в Лондоне заявление министра иностранных дел Ахмеда Давутоглу, согласно которому «правительство Турции делает все возможное для ратификации без предусловий армяно-турецких протоколов о нормализации отношений», реальный выбор Анкары уже очевиден.

 

На этом фоне, Алиеву сегодня не приходиться даже говорить о военном решении карабахского конфликта, шантажируя мировое сообщество новой агрессией в отношении Карабаха. В возникновении новой азербайджанской агрессии по понятным причинам сегодня никто не заинтересован, в том числе и сам Алиев. Накануне это в очередной раз подтвердил генсек ОДКБ Николай Бордюжа, оценивший новую Военную доктрину РФ, как подтверждающую приверженность России союзническим обязательствам в рамках ОДКБ. «Нами положительно воспринят и четкий тезис о том, что РФ рассматривает вооруженное нападение на государство-члена ОДКБ, как агрессию против всех государств-членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности», - заявил он.

 

Подобное уже недвусмысленное сочетание событий позволяет сделать однозначные выводы явно не в пользу Азербайджана и его мифической «территориальной целостности». Это, похоже, осознают даже отдельные светлые умы в Азербайджане, естественно не имеющие никакого отношения к Алиеву и его окружению. Становится ясно, что недалек тот день, когда Азербайджан, потеряв единственного союзника Турцию, останется в гордом одиночестве в своих требованиях по «восстановлению территориальной целостности». Ну не находят в мире реальной поддержки требования пожизненного президента Алиева «вернуть в состав Азербайджана 7 «оккупированных» районов, и Нагорный Карабах». По мере улучшения отношений Анкары и Еревана позиции Алиева явно будут ослабевать, соответственно, учитывая тенденции и существующий расклад сил, Баку явно должен пойти на уступки Степанакерту, пойти, уступив часть, чтобы не потерять все. Представляется, что ему следует, отложив хотя бы на время разговоры о новой агрессии и «постоянно увеличивающейся мощи Азербайджана», хотя бы для виду согласиться на самое щедрое из предложений армянской стороны: отказ от ничем не подтвержденных притязаний на НКР, а также как минимум, от двух из семи «оккупированных районов». Взамен Алиев теоретически может получить остальные пять, а также обещание НКР в будущем подумать и о судьбе оставшихся, что позволит ему по-прежнему разыгрывать спектакль перед всем честным азербайджанским народом, исполняя «танцы с саблями», на которые он так горазд.

 

От принятия такого единственно-возможного решения Алиева, судя по всему, удерживает пока лишь надежда, что парламент Турции все же откажется ратифицировать Протоколы, а главным образом его нерешительность. Однако если Турция все же ратифицирует Протоколы, то Алиеву просто некуда будет деваться, так как в случае дальнейшего бряцанья оружием, сопровождаемым затягиванием столь нужного Вашингтону решения, он рискует вообще ничего не получить. А одностороннее признание НКР со стороны Вашингтона и признание Алиева со стороны мирового сообщества агрессором, вряд ли будет способствовать выводу Ильхама Гейдаровича из не самого лучшего расположения духа, в котором он пребывает уже сегодня. Благо существует наглядный пример, как США поступили с президентами Югославии и Ирака Слободаном Милошевичем и Саддамом Хусейном, которые в свое время не вняли голосам собственного рассудка и главным образом Госдепа США. Если судить по неофициальной информации, это ему по неофициальным же каналам сейчас и объясняют Вашингтон, Москва и даже Анкара. Внемлет ли Ильхам Гейдарович этим призывам, покажет время, а также его возможности по удерживанию власти в Азербайджане в своих руках, так как решение по Карабаху не в пользу «территориальной целостности» вполне может привести к вооруженному перевороту в Баку.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 2872
Календарь новостей
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru