Analitika.at.ua. В основу новой концепции должна лечь проблема армянских
беженцев из Азербайджана.
Итоги встречи президентов Армении, России и Азербайджана в
Казани, точнее, отсутствие заранее широко разрекламированного прогресса,
породили бурную дискуссию о будущем мирного процесса по карабахскому
урегулированию. Экспертное сообщество активно муссирует несколько тем –
тупиковость ситуации, смену переговорного формата, провал посреднических усилий
России, перехват инициативы Западом и т.д. В этом контексте ведутся рассуждения
о том, что Армения должна настаивать на возвращении за стол переговоров
Нагорно-Карабахской Республики, что Францию в тройном сопредседательстве ОБСЕ
может сменить Евросоюз, ну, и, естественно, степень вероятности возобновления
военных действий в зоне конфликта.
Апологеты идеи территориальных уступок армянских сторон
активно пытаются затерроризировать сознание общественности – армянской и
международной – идеей повышения степени «размораживания конфликта». Особенно
усердствует в этом Азербайджан, заложивший в основу своей пропаганды на этой
ниве пухнущий от нефтедолларов бюджет – государственный и военный.
На деле вероятность новой войны очень низкая, несмотря на
все приготовления Азербайджана. Во-первых, как отмечают не одурманенные
азерпропом эксперты, новая война не нужна никому, кроме Баку. Во-вторых, без
разрешения сверхдержав в лице сопредседателей МГ или хотя бы одной из них
Азербайджан войну не начнет.
Между тем, встреча в Казани по Карабаху проявила всю остроту
не только геополитической борьбы сверхдержав за влияние в регионе, но и
внутриполитическую напряженность в странах-сопредседателях Минской группы ОБСЕ.
«С посреднической миссией справились посредственно, – пишет
российский «Коммерсант». Можно подумать, в Приднестровье или где-то справлялись
блестяще?
Тот же «Коммерсант» утверждает, что, несмотря на заверения
Еревана и Баку в готовности продолжить переговоры, судьба их диалога после
провала казанского саммита остается под вопросом: «По словам источника «Ъ» из
числа дипломатов, участвующих в переговорном процессе, на встрече в Казани
неожиданно вскрылись разногласия, которые посредники уже давно считали
решенными. «Там есть вопросы как технического характера, так и существенные –
вроде определения будущего статуса Нагорного Карабаха, – пояснил источник «Ъ». –
Но проблема даже не в самих разногласиях, а в том, что стороны по нескольку раз
меняли свои позиции. А так нельзя».
Почему нельзя? Меняется ситуация, меняются позиции. Примеров
из мировой практики можно привести немало.
Далее со ссылкой уже на высокопоставленный источник в
Кремле, газета сообщает, что «господин Медведев настолько разочарован встречей
в Казани, что готов прекратить свои посреднические усилия на карабахском
направлении». «Если в ближайшее время Азербайджан и Армения не проявят
готовности решать накопившиеся проблемы, мы будем считать, что эта
посредническая миссия завершена», — предупредил собеседник «Ъ». Более того, по
его словам, Дмитрий Медведев фактически выдвинул участникам конфликта
ультиматум: следующий трехсторонний саммит возможен лишь в том случае, если на
нем будет подписан подготовленный план по Карабаху. «Встреча состоится теперь
только тогда, когда обе стороны твердо заявят о готовности подписать принципы
урегулирования», — категоричен собеседник «Ъ» в Кремле.
Если даже Дмитрий Медведев поставил вопрос столь
ультимативно, для чего кому-то понадобилось выносить это в прессу, когда обычно
посредники отмахиваются от назойливых СМИ ссылкой на конфиденциальность
процесса? И что означает этот ультиматум, если он реально имел место? Россия
откажется от попыток играть ведущую роль в переговорном процессе или вообще от
посредничества?
Зачем в преддверии встречи в Казани тот же «Коммерсант» со
ссылкой на западного дипломата, участвовавшего в подготовке соглашения, решил
дать «утечку»? Отмечалось, что подписание этого документа в Казани означало бы
согласие Еревана на сдачу освобожденных территорий – Физулинского, Агдамского,
Джебраильского, Зангеланского, Кубатлинского и Кельбаджарского районов, а также
13 сел в Лачинском районе. В ответ армянские стороны получали коридор в
Лачинском районе, связывающий Армению с НКР. А правовой статус НК через
несколько лет должен был бы определить «референдум, который пройдет при условии
возвращения беженцев».
Заметьте, источник ничего не сказал ни о возвращении
армянским сторонам оккупированных Азербайджаном территорий НКР, ни об армянских
беженцах из этих районов, а также из Азербайджана. И кому нужно было, чтобы
Армения согласилась с документом, который, как признают даже откровенно
проазербайджански настроенные эксперты, в гораздо большей степени отвечает
интересам Азербайджана, нежели Армении и НКР?
В конце концов, почему провал? Что потеряла Россия?
Возможность, как предполагают некоторые эксперты, за счет уступок армянских
сторон наладить отношения с Баку, лавирующим между РФ и Западом (тут и
неопределенность с согласием Баку с проектом газопровода «Набукко» в обход
России, и с продлением срока аренды Габалинской РЛС) и пытающимся добиться
согласия Еревана на Мадридские принципы без увязки вопроса отвода войск из
освобожденных территорий с вопросом статуса НК, уточнения формы и сроков
пресловутого референдума? История показывает, что даже в этом случае Москва не
могла бы рассчитывать на полную лояльность Баку, да еще в тандеме с
претендующей на роль регионального тяжеловеса Анкарой. Ко всему прочему Россия
рискует потерять единственного союзника в лице Армении, а с ней и присутствие в
регионе. И трезвые головы в Москве не могут этого не понимать.
Кстати, с чего перед Казанью премьер Турции Эрдоган вдруг
предложил Еревану и Баку «начать двусторонние переговоры за рамками ОБСЕ»,
глава ПАСЕ Чавушоглу пустил дезу о том, что Турция и Армения якобы
«договорились о возврате 3-5 районов», а советник Эрдогана по внешней политике
Ибрагим Калын в Вашингтоне заявил, что «разрешение конфликтов на Южном Кавказе
и в других соседних регионах является приоритетом Турции», и что «Анкара
надеется, что дипломатическая активность на Южном Кавказе… поможет усилиям по
нормализации турецко-армянских отношений»? Российский политолог Станислав
Тарасов считает, что так создавался фон: мол, Турция и Армения вновь вступили
на путь секретных переговоров и что как только Ереван начнет освобождать районы
Анкара приступит к ратификации армяно-турецких протоколов. Кстати, отмечает
Тарасов, это вытекало и из заявления замминистра обороны США Александра Вершбоу
о том, что «Вашингтон решительно поддерживает сближение Турции с Арменией и
другие усилия, направленные для достижения мира в регионе». В этом контексте
успех в Казани не сулил азербайджанской стороне ничего хорошего, поэтому не
стоит удивляться тому, что президент Ильхам Алиев решил блокировать этот
процесс, считает российский политолог.
Другие эксперты считают, что происходящее связано с напряженной
предвыборной атмосферой в самой России. «То, что в Казани два из трёх
президентов, поставив на кон внутриполитическую стабильность у себя дома,
рискуя быть втянутыми в абсолютно неприятные для них разговоры о «национальном
предательстве», должны были думать прежде всего о внесении своей лепты в
способствование решения внутриполитических задач президента-посредника – это не
то, что дипломатический надрыв, это просто откровенный перегиб, который
абсолютно не уместен в нынешней ситуации и который во многом определил фиаско
Казанской встречи», – отмечает Михаил Агаджанян в статье, опубликованной ИА
«Регнум». Тогда получается, что те, кто раскручивали очевидно безнадежный
«успех в Казани», преследуя не посреднические, а сиюминутные конъюнктурные
цели, оказали Медведеву медвежью услугу?
Российский политолог Сергей Маркедонов, изначально
предупреждавший о неуместности миротворческого оптимизма, не считает итоги
Казани провальными. «Даже само сохранение переговорного формата – уже неплохой
результат. И для Азербайджана, для которого война чревата серьезными
общественными потрясениями. И для Армении, которая в этой ситуации рискует
проиграть то, что получила в 1990-х годах, и для непризнанного образования НКР,
ибо война — это постановка на кон ее политического и физического существования.
И для США, которым сейчас не с руки отвлекаться от Афганистана и сложнейшего
геополитического паззла на Ближнем Востоке. Что касается России, то, не одержав
сокрушительной победы, она ни в чем и не проиграла. В отличие от ситуации
вокруг Абхазии и Южной Осетии, ее посредничество желанно и в Ереване, и в Баку.
Без поддерживаемого ею трехстороннего формата Запад бессилен что-либо реально
изменить, поскольку ни у США, ни у ЕС по большому счету нет альтернативных
концепций решения сложного этнополитического конфликта. За последние два с
половиной года Москве удалось добиться от лидеров Армении и Азербайджана
нескольких совместных деклараций. Этого явно недостаточно, и все это далеко от
настоящего мира, как Земля от Луны. Однако следует осознать, что без воли самих
конфликтующих сторон ничего не получится ни у Москвы, ни у Вашингтона», – пишет
он в статье «Нагорный Карабах: прорыва быть не могло» («Московские новости»).
Касаясь пресловутых Мадридских принципов, которые Баку и
Еревану было предложено согласовать в Казани, С.Маркедонов отмечает, что
основные пункты этого документа
«находятся в серьезном противоречии друг с другом». «Они, с
одной стороны, ориентированы на территориальную целостность Азербайджана, но, с
другой, предусматривают промежуточный статус Нагорного Карабаха, сохранение
связывающего его с Арменией коридора и народное волеизъявление о статусе
спорной территории. Собственно говоря, принципы урегулирования конфликта,
которые являются предметом переговоров и согласований, нельзя считать финальным
документом. Это некий первоначальный абрис, показывающий, какие «красные линии»
переходить нельзя. Таковыми можно считать военное (а не политическое) решение
вопроса, оккупацию районов за пределами бывшей Нагорно-Карабахской автономной
области в составе Азербайджанской ССР, а также игнорирование мнения населения
самого Карабаха.
Остальные пункты «принципов» и сегодня могут вызвать больше
вопросов, чем ответов. Для Нагорно-Карабахской Республики (НКР) предлагается
«промежуточный статус» (чем-то похожий на статус Палестины). Но ведь мировое
сообщество не спешит привлечь НКР в качестве стороны переговоров, хотя
армянское население именно этой территории будет выбирать между разными
политическими лояльностями. Не продуманы также детали (а это отнюдь не проблема
техники) народного волеизъявления. Как организовать участие в этом процессе
беженцев? И самое главное, каких беженцев? Только тех, кто покинул территорию
бывшей НКАО, или и тех, кто оставил оккупированные районы за ее пределами? Но
ведь втянутыми в военные действия и пострадавшими от них оказались только
азербайджанские районы, которые в НКАО административно не входили. И это лишь
констатация проблем, лежащих на поверхности. А сколько «скрытых» деталей и
нюансов еще существует!», – напоминает эксперт.
И опять ни слова об армянских беженцах из Азербайджана.
Тем не менее, встреча в Казани, судя по всему, действительно
стала рубежной. Главным ее итогом, как нам представляется, является смерть
совершенно неприемлемых для армянских сторон т.н. Мадридских принципов. Этот
итог выражен в высказывании главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, в
Казани «был «разрушен» принцип вывода армянских войск из районов, прилегающих к
Нагорному Карабаху».
Еще один важный сигнал поступил из Парижа. Глава МИД Франции
Ален Жюппе заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы», что сторонам
азербайджано-карабахского конфликта будут предложены дополнительные предложения
по урегулированию для достижения соглашения по этому вопросу. Стоит напомнить,
что еще до Казани во время слушаний по проблеме Нагорного Карабаха в
Европарламенте французский сопредседатель МГ Бернар Фасье заявил, что в случае,
«если стороны в ближайшее время не примут Базовые принципы на основе Мадридских
предложений, то посредникам придется выступить с новой концепцией
урегулирования». Видимо, с целью прояснения ситуации сопредседатели и прибудут
в ближайшее время в регион конфликта.
На этом фоне уже зазвучали предположения о том, что
посредники привезут с собой новые предложения, которые вряд ли будут сильно
отличаться от хорошо известных нам старых. Отметим, однако, что Фасье говорил о
новой концепции. А старые, то бишь Мадридские предложения базировались на
извращенной идее Баку о территориальных уступках армянских сторон и возвращении
азербайджанского населения в НК и вокруг него, т.е. на реанимации ситуации
1988г. Однако президент НКР Бако Саакян в интервью журналу «Военный дипломат»
ясно сказал, что о возвращении к ситуации 1988 г. как в вопросе статуса, так и
в вопросе территорий не может быть даже речи.
Новая концепция предполагает новую основополагающую идею и
новые подходы. Речь о более чем полумиллионе армянских беженцев из
Азербайджана, подвергшихся в 1988-92гг. актам геноцида в Азербайджане. Кстати,
президент НКР в одном из интервью четко заявил, что Степанакерт против
обсуждения вопроса возвращения азербайджанских беженцев в отрыве от
проблематики полумиллиона беженцев-армян из Азербайджана.
Однако их проблематика, вопрос защиты их прав, к стыду
нашему, до сих пор не включен в повестку переговоров. В противном случае мы бы,
а не Баку, говорили с самых высоких трибун об этнических чистках и депортации
армянского населения в Азербайджане, о последовавшей за этим широкомасштабной
военной агрессии Азербайджана против Арцаха и Армении, о том, что после всего
пережитого армянские беженцы даже в мыслях не могут представить возвращение в
Сумгаит, Баку и т.д., тем более, что армяноненавистничество пропагандируется в
Азербайджане на государственном уровне, что в соответствии с международным
правом армянские беженцы, не получившие ни цента компенсации от властей
Азербайджана, имеют право также на территориальную компенсацию (за потерянную
родину) и что ресурсом для такой частичной компенсации являются освобожденные
территории. Что касается азербайджанских внутренне перемещенных лиц, которых
власти Азербайджана в дезинформационно-пропагандистских целях именуют
беженцами, то и они стали жертвами войны, развязанной их родным государством.
Посему Азербайджану, а не Армении с НКР, и ответ держать за все.
На этой основе в новой ситуации Ереван и Степанакерт имеют
прекрасную возможность формировать новую философию и логику урегулирования.
Упустить открывшуюся перспективу было бы преступлением. defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.