Analitika.at.ua. Буквально в последние дни декабря ереванцы отметили
65-летний юбилей Левона Малхасяна. Я намеренно не говорю "любители
джаза", так как на праздничных вечерах присутствовали представители самых
разных слоев нашего общества, профессий и музыкальных пристрастий. Это были
просто ереванцы - те, кто любит свой город, гордится им и старается сделать его
лучше. Ученые, политические деятели, бизнесмены, музыканты… А в первый день
замечательного музыканта поздравил сам президент республики.
К юбилею готовились задолго до знаменательной даты. Были
предложения арендовать Оперный театр, потом Большой зал филармонии, устроить
музыкальное мероприятие с официальными поздравлениями, здравицами,
торжественным концертом. Всего этого ветеран армянского джаза, безусловно,
достоин, и почти никто не сомневался, что так и будет. Но Малхас не был бы
Малхасом и джазменом, если бы не "сымпровизировал" и тут. Юбилей было
решено проводить в форме творческих вечеров в привычной и родной обстановке - в
джаз-клубе "Малхас". В те вечера все было как обычно - забитый до
отказа поклонниками и друзьями клуб, прекрасная музыка в исполнении Никогаеса
Варданяна, Карена Мамиконяна, Перча Нагапетяна и Арамо, к которым время от
времени присоединялся и сам юбиляр.
Как и очень многие советские любители музыки в 60-е годы,
Левик случайно услышал сквозь треск и жужжание мощных радиоглушилок странную,
неведомую музыку. Он тогда и не знал, что радиостанция эта "Голос
Америки", а сама музыка называется джаз. Он стал слушать эфир каждый вечер
и записывать музыку на подаренный родителями магнитофон. В результате собралась
довольна большая коллекция записей. Отвратительного качества, с треском и шумом
эфира. Но он продолжал собирать ее, изучать и пытаться подражать. Тогда же его
первым и последним кумиром стал канадский пианист Оскар Питерсон.
После окончания школы Левон Малхасян учился в Брюсовском
институте. Но между лекциями, зачетами и сессиями (а иногда и - чего греха
таить - вместо них) он занимается джазом. Теперь уже не только слушая его, но и
играя. Имея за душой лишь домашнее самообразование, он рискнул выйти на сцену.
И первое же выступление стало успешным. Шел 1963 год. В Ереване начинают
появляться первые малые джаз-составы. Контрабасист Артур Абрамян, барабанщик
Армен Тутунджян и пианист Левон Малхасян - вот состав одного из них. Чуть позже
трио превращается в квартет - к ним присоединяется саксофонист Александр
Захарян. Они становятся лидерами армянского джаза. Без них невозможно
представить ни один конкурс молодежной музыки, ни одно молодежное мероприятие,
ни один фестиваль в Ереване.
В 70-х они начали ездить по стране и принимать участие в
джаз-фестивалях - Куйбышев, Ярославль, Воронеж... Причем, ни разу они не
оставались "просто" участниками. Так, на Первом Всесоюзном
джаз-фестивале в Куйбышеве Александр Захарян получил приз как лучший
саксофонист фестиваля, а Левон Малхасян поделил звание лучшего пианиста с
музыкантом из Украины. Спустя два года квартет добился еще большего успеха в
Воронеже. Квартет, который уже негласно являлся "квартетом Левона
Малхасяна", повез на фестиваль программу, составленную из шараканов VII
века в джазовой обработке. Их сюита на тему древних церковных песнопений
удостоилась там главного приза. Манере игры Левона Малхасяна присущи
экспрессивность и эмоциональность, а в его композициях слушатель всегда легко
может почувствовать его натуру - широкую, яркую, открытую, немного бесшабашную.
Но вот при общении с традиционной армянской музыкой он всегда был деликатен,
аккуратен и почтителен. Это и сыграло решающую роль в оценке жюри.
Время шло, музыканты взрослели в человеческом и творческом
плане, состав квартета менялся. Неизменным оставался лишь пианист и лидер -
Левон Малхасян. Он играл всегда, везде, со всеми и для всех. При этом бытовая и
тем более финансовая стороны дела оставались побоку. Играть свой любимый джаз -
вот что всегда было для него главным.
Так же повел он себя и в период реанимации некогда
популярного молодежного кафе "Поплавок". Благодаря его стараниям
заведение это превратилось в самый настоящий джаз-клуб, весьма и весьма
популярный среди ереванцев и гостей столицы. Сделав посещение джаз-клуба и
джазовых концертов популярным и престижным времяпрепровождением, Малхасян
приступил к осуществлению своей давней мечты - проведению в Ереване
международных джаз-фестивалей. На один из них - в 2000 году - в Ереван приехал
легендарный пианист и композитор Чик Кориа со своим секстетом Origin. Было
фантастическое выступление группы, потом мощнейший джэм-сейшн в "Поплавке",
а еще совместное ночное музицирование Чика и Малхаса, после которого Кориа
поднял руку Малхаса, как поднимают руку победителя на боксерском ринге.
Интересно, что, имея почет и уважение во всех кругах
армянского общества, Малхас никогда не стремился к должностям и официальным
статусам. Ему не раз предлагали разные посты, но он всегда отказывался. Свобода
для него стоит гораздо больше, чем должность.
Конечно, он жалеет о том, что так и не получил
профессионального музыкального образования. Как однажды пошутил Мартын
Вартазарян, "Малхас всегда держал свое слово: как сказал в 60-х годах, что
не будет учить нот, так до сих пор их и не выучил!". Но ведь история знает
многих джазменов, ставших легендами этого жанра, которые тоже не знали нот и
играли по наитию свыше. И как играли! Ведь если нет чувства импровизации,
чувства ритма, чувства стиля, никакая консерватория не поможет...
В январе 2006 года сбылась мечта музыканта - в самом центре
города открылся клуб, названный просто "Малхас". Сегодня это самый
престижный и самый посещаемый джаз-клуб города. В нем уже успели побывать и
поиграть многие звезды мирового джаза - Виктор Бейли, Бенни Моупин, Георгий
Гаранян, Игорь Бутман, Эл Джэрроу, Стэнли Джордан, Бобби Санабриа, Джордж
Бенсон. Список можно продолжать долго. В клубе есть стена, на которой
знаменитые посетители оставляют свои автографы. Так вот она уже почти вся
исписана.
А относительно недавно, к большой радости молодого
поколения, в центре Еревана радушно распахнуло свои двери джаз-кафе
"Малхас". Теперь это место паломничества продвинутой ереванской
молодежи, интересующейся музыкой, живописью, кино....
За заслуги перед армянской культурой Указом президента Сержа
Саргсяна Левон Паруйрович Малхасян был награжден орденом Мовсеса Хоренаци. До
этого он удостоился звания Почетного гражданина города Еревана. А еще
Национальный комитет общественных наград РФ вручил ему орден Ломоносова с
лентой за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие мировой
музыкальной культуры.
На дни рождения принято делать подарки. Это у
"нормальных" людей, а у джазменов все наоборот. Малхас и тут решил
соригинальничать и ко дню своего юбилея преподнести подарок… своим гостям.
Диск, который прилетел в Ереван (компания Armenian Music Center изготовила
великолепно оформленный альбом в США) буквально за дня два до юбилея, - это
подарок Левона Малхасяна всем своим многочисленным поклонникам, фанатам,
друзьям и просто любителям хорошей музыки.
Пригласив накануне своего юбилея в клуб друзей-музыкантов,
Малхас отыграл два сета своих коронных композиций. В результате альбом
получился в стиле The Very Best. Все это было записано, как звучало на самом
деле в тот вечер в клубе, - вживую, с пьющими и жующими посетителями, снующими
официантами, звоном посуды... Произведения армянских композиторов, джазовая
классика сыграны мастерски, с полной душевной отдачей, а потому звучат тепло и
живо. Так, как и должен звучать настоящий джаз. Этот юбилейный альбом - желание
Малхаса, как и на протяжении всей его жизни, доставить друзьям очередную
минутку радости и дополнительную порцию удовольствия. Это не очередной номерной
альбом в дискографии - это частичка души большого музыканта, оцифрованная и
упакованная в оригинальнейший по дизайну альбом.
Юбилей прошел. Отзвучали поздравления. Небольшой подарочный
тираж диска был раздарен (многие обиделись на юбиляра - им не достался альбом.
Но что делать: тираж ограничен, а друзей у Малхаса - полгорода). А значит,
Левону Паруйровичу надо думать о следующем альбоме. К своему очередному юбилею.
При его режиме и темпе жизни годы пролетят быстро и незаметно. Ведь он никогда
не сидит без дела, не почивает на лаврах, все время что-то организует, готовит,
кому-то в чем-то помогает… И дай бог нашему Малхасу оставаться таким всегда -
замечательным человеком и большим мастером джаза.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.