Analitika.at.ua. Встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана
в Алматы ожидалась с особым интересом. Во-первых, это была первая встреча после
известного заявления президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в
котором были раскрыты, правда, давно известные, детали предполагаемого мирного
соглашения. Во-вторых, встреча должна была состояться в Казахстане, тюркском
государстве, «миротворческие» усилия которого в 1991 году закончились
полномасштабной военной агрессией Азербайджана против НКР. В-третьих, в
предшествующие встрече дни министр иностранных дел Азербайджана Э. Мамедъяров
выступил с рядом художественно оформленных провокационных заявлений, поверить в
которые охотно согласились азербайджанские политологи и одна армянская лубочная
газетенка. Были, конечно, и другие причины особо интересоваться алматинской
встречей, но и приведенных, думается, достаточно.
Интересно, что ожидания политиков и политологов по разные
стороны границы сильно разнились. В Азербайджане ожидали, что в Алматы будет
подписан «график вывода армянских подразделений из районов Карабаха», в
Армении, наоборот, большинство политологов сочли, что встреча окажется
очередной и проходной, на которой ничего конкретного не произойдет. В итоге,
как это часто бывает, обе стороны оказались неправы. «График» подписан не был
(надо было, кстати, быть полным профаном в политике, чтобы ожидать такого
исхода встречи), но и встреча оказалась далеко не проходной.
Несколько дней назад Voskanapat.info отреагировал на
заявления Мамедъярова, популярно объяснив, что они вымышлены и преследуют цель
внести раскол в армянское общество. Напомню, министр иностранных дел «раскрыл»
некоторые детали прошедших переговорных лет и «поведал», что, «сейчас речь идет
о сроках возращения Лачина (Бердзор) и Кельбаджара (Карвачар)». И закончил
эффектной фразой: «Вопрос о возвращении остальных пяти районов уже решен и
больше не обсуждается». Назначение подобных заявлений, конечно, понятно, но вот
что интересно, Мамедъяров действительно столь примитивен, или он искусно
притворяется?
Уже после встречи в Алматы министр иностранных дел
Азербайджана заявляет журналистам, что «Договоренность была готова, но
армянская сторона отказалась освободить азербайджанские земли». Трудно понять,
на какого интеллектуального уровня аудиторию рассчитано подобное заявление, а
потому приходится вновь напоминать написанное за неделю до встречи в Алматы:
«если в Баку читают и слышат только самих себя, как, впрочем, и
«договариваются» сами с собой, то это уже не наши проблемы».
Ровно месяц назад И. Алиев, ознакомившись с позицией
президента Армении С. Саргсяна относительно оккупированных Азербайджаном
территорий НКР, в смятении покинул Санкт-Петербург на два дня раньше
запланированного. Тогда коллективного разума официального Баку хватило лишь на
кровавую провокацию в Мартакертском районе НКР, да внутриазербайджанскую
пропагандистскую шумиху. Сегодня Азербайджан получил ответ по гамбургскому
счету.
Речь идет о сделанном во время неофициальной встречи СМИД
ОБСЕ в Алматы совместном заявлении руководителейделегаций стран-сопредседателей Минской
группы ОБСЕ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, министр иностранных
дел Франции Бернар Кушнер и заместитель государственного секретаря США Джеймс
Стайнберг предметно указали Азербайджану на деструктивный характер его
политики, перечислив и отвергнув в своем заявлении ни чем не обоснованные
требования Баку. Однако, прежде чем рассмотреть заявление глав делегаций
России, Франции и США, стоит обратить внимание на комментарий Мамедъярова
относительно того, как принималось это заявление. «В конце обсуждений министры
иностранных дел Азербайджана, Армении, России, США и Франции приложили много
усилий для оглашения совместного заявления. К сожалению, министр иностранных
дел Армении, выразив свой протест против ряда вопросов, не дал возможности
принять совместное заявление. В связи с этим заявление было принято от имени
министров трех стран-сопредседателей», - сказал министр иностранных дел
Азербайджана. К этой фразе Мамедъярова мы еще вернемся, а пока рассмотрим
некоторые аспекты принятого заявления.
Учитывая своеобразную трактовку президентом Азербайджана
международного права и, в частности, принципов Хельсинского Заключительного
Акта, сопредседатели сочли необходимым указать в своем заявлении: «Элементы,
представленные посредниками по мирному урегулированию нагорно-карабахского
конфликта, являются единым целым, и их селективная интерпретация может сделать
невозможным урегулирование конфликта». Наглядный урок по ликвидации
безграмотности выпускника МГИМО, до сих пор не уразумевшего первостепенности и
равенства всех десяти Хельсинкских принципов.
Весьма интересна фраза из заявления главы делегаций
стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, напрямую обвиняющая Азербайджан в вооруженной
агрессии 1988-94 годов против НКР: «именно применение силы привело к нынешней
ситуации, и ее повторное использование может привести лишь к страданиям,
разрухе, и последствиям конфликта и вражды, которые протянутся на поколения».
Азербайджану справедливо ставится в вину совершение агрессии, при этом
посредники, не ограничившись констатацией этого факта, в открытую предупреждают
Баку о неминуемых последствиях возможной новой агрессии. Последствиях, более
чем предсказуемых, и исключительно тяжелых для Азербайджана. Видимо, два с
хвостиком миллиарда долларов США военного бюджета Азербайджана не впечатляют не
только Армению и НКР, но и министров государств, постоянных членов Совбеза ООН.
Самой примечательным моментом в заявлении глав делегаций
России, США и Франции, безусловно, является фраза: «Сторонам необходимы
дополнительные меры для укрепления режима прекращения огня 1994 года, в целях
создания более благоприятных условий для дальнейшего политического диалога и
достижения договоренностей». Речь, в первую очередь, идет о проблеме отвода
снайперов с линии противостояния, чему так упорно сопротивляется Азербайджан,
никогда во грош не ставящий собственное население. На этот раз, однако,
Азербайджану придется крепко подумать, если в Баку понимают дипломатический
язык. Ибо вспомнив в этом предложении режим прекращения огня 1994 года, под
которым стоят подписи политического и военного руководства НКР, являющейся,
вместе с Азербайджаном, одной из двух воюющих государств войны 1991-94 годов,
сопредседатели недвусмысленно указали Баку на готовность пригласить руководство
НКР за стол переговоров.
Здесь самое время вспомнить заявление Мамедъярова о том, что
министр иностранных дел Армении Э. Налбандян «не дал возможности принять
совместное заявление» (Имеется в виду, что под данным заявлением должны были
подписаться также Э. Налбандян и Э. Мамедъяров. – Л.М.-Ш.). Отметим, что Эдвард
Налбандян в свою очередь указал, что подписать пятистороннее заявление не
представилось возможным «из-за неконструктивной позиции азербайджанской
стороны».
В подобных случаях, во избежание обвинений в предвзятости,
приходится обращаться к логике. Начнем с того, что текст заявления был
подготовлен представителями стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Читая
заявление, справедливо обвиняющее Азербайджан, нетрудно представить, что именно
Мамедъяров пытался внести в него изменения, с чем не согласились ни Э.
Налбандян, ни, что естественно, главы делегаций России, США и Франции. В этих
условиях Мамедъяров, возможно, после консультаций с Алиевым, отказался
подписать документ, что автоматически снимало вопрос о подписи Налбандяна.
Таким образом – нет худа без добра – документ сохранил свой первоначальный вид
и наглядно продемонстрировал отношение посредников к политике Армении и
Азербайджана по проблеме урегулирования нагорно-карабахского конфликта. И
указывать сегодня на Армению как на страну, «помешавшую принять совместное
заявление», значит пытаться валить с больной головы на здоровую.
Впрочем, Азербайджану не привыкать лгать на высшем
уровне.Что понимают и на что указывают
уже не только в армянских государствах.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.