Главная » 2010»Февраль»11 » Манучер Моттаки: Армения приобретает ключевое значение в транспортной сфере
Манучер Моттаки: Армения приобретает ключевое значение в транспортной сфере
00:46
Analitika.at.ua. На прошедшем недавно девятом заседании армяно-иранской
межправительственной комиссии обсуждались проекты строительства гидроэлектростанции
на приграничной реке Аракс, железной дороги и нефтепровода Тебриз-Ерасх.
Мегринская ГЭС, которая будет вырабатывать энергию как для
Армении, так и для Ирана, стала одним из важнейших энергетических проектов,
обсуждение и подготовка к реализации которого заняли порядка десяти лет.
Станцию предполагается построить примерно в 20 км от приграничного
армянского города Мегри, имеющего большое значение для обоих соседних
государств. Эта ГЭС должна стать самой мощной Южном Кавказе. Ее проектная
мощность - 140 мВт при ежегодной выработке 850 млн кВтч электроэнергии. Одна
часть ГЭС будет расположена на армянском берегу, другая – на иранском. ГЭС
будет принадлежать Армении, ее планируется подключить к системе в 2014 году.
Сейчас строительство оценивается в 240 млн долларов. Схема финансирования
проекта предполагает, что станция будет строиться на средства Ирана, а Армения
станет расплачиваться поставками электроэнергии. В течение двух месяцев стороны
представят на утверждение своих правительств технические решения по
строительству ГЭС. По словам министра энергетики и природных ресурсов Армении
Армена Мовсисяна, уже завершена подготовка технико-экономического обоснования
строительства, подготовлены документы по финансовой смете и строительной схеме.
Что касается другого важного вопроса - строительства в
Армении терминала жидкого топлива мощностью до 1,5 млн тонн, то стороны также
договорились завершить подготовку конкретных технических документов в течение
ближайших двух месяцев. По предварительным расчетам Министерства энергетики
Армении, строительство терминала нефтепродуктов и трубопровода оценивается в
260 млн долларов. Планируется, что строительные работы начнутся в этом году и
продлятся в течение двух лет.
Кроме того, речь на заседании шла о необходимости увеличения
товарооборота. Глава иранской делегации, министр иностранных дел Манучер
Моттаки выразил надежду на подписание в ближайшее время договора о свободной
торговле с Арменией. Отметим, что внешнеторговый оборот Армении с Ираном за
январь-ноябрь 2009 года сократился на 34,5% и составил 138 млн долларов. При
этом объем экспорта из Армении в Иран составил 16,9 млн долларов. (2,7% от
всего экспорта из Армении), сократившись за тот период на 30,1% по сравнению с
показателем января-ноября 2008 года. Объем импортированных в Армению товаров
иранского производства составил 121,1 млн долларов, сократившись на 35,1%.
Еще одним перспективным ирано-армянским проектом может стать
строительство железной дороги Иран - Армения. Замминистра транспорта Ирана
Маджид Асади сообщил, что иранская сторона уже завершила подготовку ТЭО
строительства 60-километрового отрезка дороги, который будет пролегать по
территории страны, причем готова проложить этот отрезок на собственные
средства. Замминистра транспорта и связи Армении Грант Бегларян сообщил, что в
Армении в апреле будет объявлен тендер на проведение работ по подготовке ТЭО на
средства миллион долларов, которые уже выделены Азиатским банком развития
(АБР). По его словам, Ереван продолжает переговоры с АБР и Всемирным банком по
вопросам финансирования проекта. Договоренность о строительстве железной дороги
Иран-Армения была достигнута президентами Кочаряном и Ахмадинежадом еще в 2007
году. В рамках визита президента Сержа Саргсяна в Иран в апреле прошлого года
было подписано соответствующее соглашение. Строительство, по предварительным
расчетам, обойдется в 1,5-2 млрд долларов. Длина железной дороги составит 470 км, из которых 60 км придется на территорию
Ирана и 410 - на территорию Армении. Программа будет осуществляться в три
этапа. Согласно предварительной договоренности, Иран обеспечит выход Армении к
Персидскому заливу.
На заседании глава иранской делегации, министр иностранных
дел Ирана Манучер Моттаки заявил, что Армения приобретает ключевое значение в
транспортной сфере. "Иранский и армянский народы - вековые друзья, и наша
дружба испытана и в тяжелые, и в радостные дни. Основываясь на воле президентов
двух стран, мы готовы продолжать это сотрудничество. Нынешние отношения Армении
и Ирана носят разносторонний характер и охватывают сферу культуры, социальную
область, политику, экономику и сферу безопасности", - напомнил Моттаки. В
свою очередь премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что строительство
железной дороги Иран-Армения становится одним из приоритетов Еревана, поскольку
имеет серьезное социальное, экономическое и политическое значение. Стороны
сошлись во мнении, что все эти проекты станут серьезным стимулом для
дальнейшего развития отношений.
По мнению замдиректора фонда "Нораванк", эксперта
по Ирану Севака Саруханяна, в последние годы армяно-иранские отношения вступили
в активную фазу, а это результат того, что реализация экономических проектов
приобрела особую значимость в межгосударственных отношениях.
"Строительство нефтеперерабатывающего завода на территории Армении,
железной дороги Армения-Иран и Мегринской ГЭС могут дать межгосударственным
отношениям новый импульс", - думает Саруханян. По его словам, уже
построенный и действующий газопровод Иран-Армения и названные проекты позволят
Армении окончательно решить вопрос устойчивого существования в условиях
закрытой границы с Азербайджаном и пока еще не открытой - с Турцией.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.