Analitika.at.ua. КЭРОЛАЙН КОКС: "ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО В МАРАГЕ, БЫЛО
ПРЕСТУПЛЕНИЕМ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"
До деревни Нор Марага Мартакертского района от Степанакерта
всего километров 40. Село как село, похоже на десятки других в Арцахе - вокруг
спокойствие, размеренность, буйство зелени, необустроенность дорог и домов... И
все то же безмерное очарование и прелесть Арцаха, что разливается в воздухе и
делает этот край неповторимым и незаменимым для земли армянской. Мы ехали в Нор
Марагу, чтобы встретиться с теми, кто 18 лет назад пережил, по определению
баронессы Кокс, "современную Голгофу". Мы ехали туда, где 15 лет
назад поселилась малая часть марагинцев - наследников села с более чем
полуторавековой историей, ставшего в конце века символом беспрецедентной
жестокости, бесчеловечности и звериной злобы.
То, что произошло в Мараге 10 апреля 1992 года, упоминается
в лучшем случае раз в год, в очередную годовщину. Баронесса Кэролайн Кокс,
побывавшая в Мараге спустя пару дней после разыгравшейся там трагедии,
буквально на днях, в 70-й раз посетив Арцах, вновь напомнила нам о том, что о
случившемся в селе надо говорить постоянно, чтобы донести наконец до мира
правду. Правду, о которой не знают даже в самой Армении, ибо все прошедшие 18
лет Марага была предана забвению и лишь в нынешнем году, с активизацией
информационного противостояния в Ереване во весь голос заговорили о распятии
Мараги. Фильм "Марага, 10 апреля 1992 года" станет третьим в цикле
"Обыкновенный геноцид", реализуемом Центром информации и общественных
связей аппарата президента РА. Съемки, сделанные в рамках работы над фильмом,
позволили выявить множество ранее не известных, но крайне существенных
подробностей. Эти детали, которые найдут полное отображение в будущем фильме,
придают целостность общей картине трагедии, сделавшей нарицательным название
Мараги - вслед за "сумгаитом", "кировабадом",
"баку"...
Сегодня в Нор Мараге проживают около 550 человек, из них
около 60 семей - из той, старой Мараги, что теперь в руках у азербайджанцев,
остальные - из Маргушевана, других мартакертских сел, есть переселенцы из
Армении. Те оставшиеся очевидцы 10 апреля 1992 года, с которыми нам удается
побеседовать, вспоминают в основном одно и то же - и страшные подробности
увиденного после освобождения села тоже главным образом одинаковы в их
воспоминаниях. Но они рассказывают еще и то, что до сих пор не было широко
известно, и от этих деталей стынет кровь и рассудок отказывается понимать:
почему по сей день трагедия Мараги не стала достоянием мирового сообщества,
почему за 18 лет не расследовано случившееся, не собрано досье и не направлено
в международные инстанции?
В тот день Марагу начали обстреливать с раннего утра - часов
с пяти. Село, как и многие другие в Арцахе, давно находилось на осадном
положении и обстрелы здесь были обычным делом. Карине Погосян, которая попала в
заложники вместе с двумя малолетними детьми, потеряла сестру, мужа, зятя,
свекра, рассказывает, что еще в 1988 году, после "сумгаита", началась
политика неприкрытого террора против армянских сел Карабаха. "Они
превратили нашу жизнь в ад, не прекращались похищения людей, угон в заложники,
пытки и исчезновения, кража скота, нападения на машины, тракторы, потом
обстрелы... Положение становилось невыносимым, надо было защищать село. И мы
начали формировать отряды самообороны. Во дворах почти всех домов были вырыты
блиндажи, мы называли их бомбоубежищами. В тот день, 10 апреля, многие из
оставшихся спрятались именно там, надеясь, что их не найдут..."
Рома Карапетян, глава сельской администрации Нор Мараги,
бывший командир отряда самообороны Мараги, вспоминает: "Нападения на наше
село были постоянно, но нам удавалось отражать их. В тот день туркам тоже не
удалось бы войти в село, если бы они не привезли с собой технику. Мы отразили
первое нападение, второе, а в третий раз против нас пошли танки, БТРы, БМП -
всего насчитали 16 единиц боевой техники под управлением русских. Только так им
удалось прорвать оборону в нескольких местах и войти в село, где оставалось
чуть более 100 человек. Марага была в их руках несколько часов - к полуночи мы
освободили село. Картина, представшая нам при утреннем свете, была
непередаваемой... Повсюду - зарезанные люди, именно зарезанные - кому голову
отрезали и она валялась недалеко от тела, кому руки-ноги, кому язык и уши. На
всех телах - следы ужасных пыток. Ножевые ранения - тоже на всех, многие тела
были свалены в одну кучу. Были распиленные заживо, раздавленные танком.
Нескольких стариков привязали к танку и тащили по земле. Всего не передашь... Я
видел убитого ребенка на груди убитой матери, видел христианские кресты на лбу,
спине, груди, руках почти всех жертв..."
Карапетян рассказывает то, о чем до сих пор не говорилось:
среди нападавших было много людей с саблями, топорами или тесаками в руках. У
них было особое "задание": резать, расчленять людей, рубить головы,
добивать раненых и вырезать кресты. "Я приказывал своим бойцам целиться и
убивать в первую очередь именно этих палачей. В голове не укладывается: в конце
XX века они шли на мирных жителей с саблей и топором. Ничего не меняется в их
отношении к армянам. Среди нападавших были и те, кто много лет жил в соседнем
селе, теперь они пришли убивать и грабить нас".
В тот день в Мараге было сожжено 183 дома - около 25%.
Остальные не успели - как только техника отошла, село было освобождено.
Оставшиеся в живых были угнаны в заложники, их участь - тема особого разговора.
Учительница Цовинар Григорян, потерявшая в те дни мужа-ополченца, говорит, что
возвращенные заложники долго не протягивали - год-два, многие просто
отказывались жить, другие были в невменяемом состоянии. Судьба более половины
взятых в заложники и плен марагинцев остается неизвестной по сей день,
обмененные рассказывали жуткие истории о пытках и унижениях, о мученической
смерти многих пленных и заложников.
Медсестра Эльмира Саакян, потерявшая мужа, сына и свекра:
"Если бы вы знали, что они делали с молодыми женщинами и девушками... Это
невозможно описать. Никто в Карабахе так не пострадал, как марагинцы, но кто
знает об этом? Они про свое Ходжалу ложь раструбили на весь мир, а почему никто
не говорит о Мараге, хотя это было намного хуже? Вы знаете, что мы видели? Реки
крови, изрезанные трупы женшин, стариков, детей, куски тел повсюду... Как можно
такое забыть и мириться с ними? А теперь еще и земли хотят! Не будет им земли, ничего
не отдадим. Надо будет - и я автомат возьму, но ничего они не получат!"
Араму Авакяну в то время было 22 года. Он вернулся из армии
и сразу снова взял в руки автомат - защищать село. Рассказывает, что в Марагу
приехали беженцы из Сумгаита, Мингечаура, Баку. "Они оставили свои дома и
приехали в Карабах в надежде начать новую жизнь. Но прожили на новом месте
всего пару лет - опять пришлось все оставлять и убегать от нелюдей". Арам
вспоминает о Гагике Агаджаняне, которого взяли в плен вместе с двумя братьями и
матерью. Их увезли в Барду, потом удалось обменять и вернуть только одного. Он
рассказывал страшные вещи, а брата его Гагика азеры привязали к рельсам и
пустили по нему поезд - за то, что не испугался и храбро вел себя в плену.
Таких историй - о жестокости и героизме в Мараге можно
услышать немало. Эти рассказы с другими подробностями событий 18-летней
давности войдут в фильм и станут одной большой и страшной историей о трагедии
мирных жителей села. Но весна 1992 года стала для марагинцев трагической не
только из-за резни 10 апреля. В тот год они потеряли свою малую родину - в мае
Марага окончательно отошла азербайджанцам. И с тех пор они часто видят ее во
сне - свое потерянное большое и цветущее село, основанное армянами из Персии в
первой половине XIX века, которое совсем рядом - пешком можно добраться.
.... Мы едем туда, откуда видна Марага. Арам говорит, что он
часто приезжает сюда, в эту точку, откуда село просматривается лучше всего.
Камера дает максимальное приближение - видны дома, деревья. А с этой развилки
одна дорога ведет в Марагу - как часто они ездили по ней в те годы, "до
того"... "В мае 1994 года я смотрел на Марагу в бинокль, мы
готовились освободить село, но не успели. Как только освободим - побегу в свой
дом, пусть даже разрушенный, пусть даже придется начать все с нуля".
В 1995 году бывший глава Мараги Вагиф Амбарцумян (ныне
покойный) добился того, чтобы оставшимся в Карабахе марагинцам разрешили
компактно поселиться в бывшем азербайджанском селе. Они назвали его Нор Марага
- нельзя, чтобы название такого достойного села было потеряно. Сотни марагинцев
сегодня живут за пределами НКР - в Армении, России. В сельской школе стоят
новенькие компьютеры - подарок российских земляков. На стенах - фотографии
героев-марагинцев, защитников села и родины. Жизнь продолжается - на новом
месте, в новом доме, создаются семьи и рождаются дети... Но Марага пока
остается в руках противника. И остается еще мечта - вернуться домой, в село,
где росло так много винограда и где 10 апреля 1992 года совершилось
преступление против человечества, которое баронесса Кокс назвала
"современной Голгофой"...
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.