Analitika.at.ua. В Ереване завершилась стартовавшая 5 октября
международная конференция на тему «Коренные народы Кавказско-Каспийского
региона». Подобные форумы, кроме чисто научной составляющей, полезны еще
налаживанием новых и закреплением старых знакомств, взаимным обменом
информацией. Меня, например, в числе многих других вопросов, интересовали
появившиеся летом текущего года сообщения о концентрации российских войск на
границах с Азербайджаном и Грузией.
Вопрос этот носит несколько риторический характер, ибо,
откровенно говоря, было бы странно, если бы Россия, в контексте активно
готовящейся угрозы агрессии против Ирана, не готовилась вступить в Закавказье.
Война в Иране не только обернется причиной огромной гуманитарной катастрофы,
возможно, самой большой после Второй Мировой войны, но и поставит под сомнение
целостность ряда стран, в том числе и России. Угроза действительно реальна, и
ее осознание должно подвигнуть Россию на адекватные шаги, в том числе и
обеспечение безопасности своих границ со стороны Кавказа и Средней Азии.
Нынешняя концентрация войск в Дагестане, в особенности, на границе с
Азербайджаном, не только демонстрирует понимание Россией всей сложности
ситуации, но и… подсказывает маршрут ввода российских войск в Южный Кавказ.
В самом деле, даже если оставить в стороне военные
последствия, нападение на Иран (кто бы ни был инициатором и участником
готовящейся провокации) сдвинет с места многомиллионные массы людей, резко, до
предела, обострит все межнациональные и межконфессиональные противоречия в
регионе, сметет некоторые границы и, что также не исключается, государства.
Словом, война с Ираном станет началом глобальных перемен, по своим последствиям
превосходящих последствия распада СССР. Кроме того, война станет «удобным»
поводом для ввода в регион Южного Кавказа войск западных стран, и в этом случае
Россия окажется в положении стороны, практически не имеющей шансов на
эффективную оборону.
Разумеется, даже если США (Израилю, НАТО) удастся
«расправиться» с Ираном, это еще не означает, что они тут же направятся в
сторону России. Все будет происходить иначе: будут построены транскаспийские
трубопроводы, строительство которых сегодня стопорится Ираном и Россией, по
которым среднеазиатские нефть и газ потекут в Европу в обход России. Европа
перестанет закупать российские энергоресурсы, в которых просто перестанет
нуждаться: они с избытком будут заменены иранскими, туркменистанскими и
казахстанскими нефтью и газом. Несложно представить, что это означает для
России.
Кроме того, Россию начнут сотрясать многочисленные
исламистские группировки (тотальный контроль США над исламским террористическим
братством ни у кого не вызывает сомнений), затем, или одновременно,
сепаратистскиедвижения в отдельных
республиках, локальные вооруженные столкновения, и, как следствие, распад, уже
на начальном этапе которого в страну войдут войска западных стран. Предлог для
этого более чем убедительный – необходимость защитить мир от ядерной угрозы,
исходящей из охваченной пожаром державы.
По большому счету, наиболее эффективной защитой Москвы от
подобной перспективы является военная защита начала цепочки – Сирии. Понятно
также, что Иран – промежуточное после Сирии и перед Россией звено, последний
бастион Москвы. Однако, судя по всему, Кремль не прибегнет к стратегии оказания
Ирану силовой помощи, и ограничится дипломатическими демаршами. Что же касается
обороны самой России, то Москва избрала тактику построения собственного
бастиона, каковым, в силу своего географического расположения, является Южный
Кавказ. Концентрация российских войск на границе с Азербайджаном и Грузией
является красноречивым указанием на то, что Россия готовится к превентивным
мерам на случай войны с Ираном, в частности, вводу войск в Южный Кавказ и
построению пояса безопасности для себя. Кстати говоря, мы вовсе не исключаем,
что между Москвой и Вашингтоном уже существуют договоренности по разделу сферы
влияний, но нисколько не сомневаемся и в том, что эти договоренности
обязательно будут нарушены (достаточно вспомнить историю продвижения НАТО на
Восток). Именно поэтому России необходимо построить в Южном Кавказе прочную
конструкцию, способную выдержать всякие геополитические пертурбации.
Если ввод российских в Южный Кавказ легко предугадать, то
сценарий дальнейших действий Москвы вызывает вопросы. В частности, неясно,
какой видится Москве судьба южнокавказских государств, останутся ли нынешние
границы в незыблемом состоянии, или подвергнутся «пересмотру»? Ответы на эти
вопросы имеют колоссальное значение для населяющих Закавказье народов, от них
зависит их отношение к России, а, значит, эффективность предпринятых Москвой
мер. Сегодня можно точно утверждать одно: Россия должна воздержаться от
соблазна повторить маршрут российских войск 1920-го года. Будучи в угаре идеи
«мировой революции», Россия тогда прошла через Азербайджан в Армению и Грузию,
присоединив их к себе и начертив границы республик без учета этнических
интересов проживающих в регионе народов. К чему это привело, хорошо известно,
и, думается, печальный опыт поможет России воздержаться от того, чтобы во
второй раз наступить на те же грабли.
Бесспорно, Россия нуждается в Южном Кавказе, но он нужен ей
исключительно в качестве прочного пояса, предохраняющего ее от военных,
религиозных, культурологических экспансий. Во всяком случае, именно этого
требует геополитическая наука. России необходимо огородиться от враждебно
настроенного мира, и сделать это нужно основательно, что предполагает
построение эластичной конструкции. Именно эластичный пояс из государств с различными
цивлизационными, религиозными, политическими и иными воззрениями дает
возможность маневров, политических игр, выбора экономических прерогатив.
Словом, эластичный пояс между двумя крупными противостоящими силами способен
обеспечить равновесие в регионе, служить зоной гашения страстей и выпуска
излишнего пара.
Важно отметить наличие в регионе «материала» для построения
такой конструкции. Это – коренные народы региона – талыши, лезгины, аварцы –
количество и уровень развития которых дает им право и возможность воссоздания
собственных государственных образований. Вместе с уже существующими шестью
государствами Южного Кавказа они обеспечат искомую эластичность между двумя
полюсами силы в регионе. Все эти «новые» и «старые» государства окажутся во
взаимозависимом положении, все они будут уповать на сильного партнера,
способного как обеспечить мир в регионе, так и, в случае необходимости,
спровоцировать локальные трения, все они окажутся в фарватере российской
политики. Подобная ситуация даст России уникальную возможность контролировать,
не контролируя, владеть, не владея, и, самое важное, обеспечить безопасность
российского Кавказа с юга.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
P.S. Информация к размышлению.
7 июня 1992 года в Азербайджане состоялись президентские
выборы, на которых победил известный пантюркист Абульфаз Эльчибей. В стремлении
«умилостивить» новое руководство Азербайджана, Россия оказала ему помощь в
оккупации Шаумянского и большей части Мартакертского районов Республики Арцах.
Сразу после этого почувствовавший «свою» силу Эльчибей, подписал ряд указов,
носящих откровенно антироссийский характер; заявил об идее объединения «Южного»
и «Северного» Азербайджанов, а азербайджанский язык был объявлен «турецким».
12 сентября он посетил Москву, где отказался говорить на
русском языке, и президенту России пришлось общаться с советским ученым,
кандидатом исторических наук через переводчика.
7 октября Милли меджлис Азербайджана принял решение о выходе
Азербайджана из СНГ и всех его сопутствующих структур, а также из Организации
по договору о коллективной безопасности (ОДКБ). Парламент Азербайджана также
потребовал полного вывода всех российских войск. России пришлось отступить.
Подобная политика Азербайджана обернулась благом для Республики Арцах
(оставшись лицом к лицу с Азербайджаном, Армия обороны Арцаха разгромила
вооруженные силы агрессора), и, тем не менее.
Как представляется, важнейшей внешнеполитической задачей
России является создание в Южном Кавказе геополитической конструкции, при
которой ее интересы соблюдались бы посредством регулирования отношений между
государствами региона. voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.