Analitika.at.ua. Интервью АрмИнфо с экс-заместителем министра иностранных дел НКР, председателем Общественного совета по внешней политике и безопасности Масисом Маиляном
Г-н Маилян, как Вы полагаете, какова дальнейшая судьба «Футбольной дипломатии»?
Действительно, «Футбольная дипломатия» по нормализации армяно-турецких отношений, стартовавшая в прошлом году, в последние месяцы получила активное развитие и стала основной темой бурных обсуждений в армянском мире, и не только. «Масла в огонь» подлили: публикация совместного заявления МИД Армении и Турции, а также внешнеполитического ведомства страны-посредника Швейцарии от 22 апреля 2009 г., двух парафированных армяно-турецких протоколов от 31 августа 2009г. и их подписание 10 октября в Цюрихе. Традиционные армянские политические партии, целый ряд общественных структур и экспертов выступают против ратификации протоколов в парламенте РА. На мой взгляд, данные протоколы имеют, как отрицательные, так и положительные стороны. Дело в том, что для установления дипломатических отношений с Арменией, Турция предъявляла следующие условия: решение карабахского конфликта по азербайджанскому сценарию, признание Арменией нынешней линии армяно-турецкой границы и снятие с внешнеполитической повестки РА вопроса международного признания Геноцида армян в Османской Турции. С этими условиями турецких властей до недавнего времени можно было ознакомиться на официальном сайте МИД Турции. Если рассматривать подписанные протоколы с ракурса требований Анкары, то в основном эти условия нашли свое отражение в текстах. В этих документах есть пункт, где Армения и Турция признают существующую границу, т.е. одно из турецких предусловий удовлетворяется. Более того, в случае ратификации протоколов в парламенте Армении, эти документы получат силу закона. Тем самым, турки нашими руками легитимизируют границу по Карскому договору, имеющему, мягко говоря, сомнительную правовую основу.
Но проблема Геноцида армян, ведь все-таки не упоминается в Протоколах?
Что касается проблемы Геноцида, то это условие, хоть и косвенно, но все же принято: с созданием межправительственной подкомиссии по историческим вопросам Турция получит дополнительный аргумент в своей работе с парламентами тех стран, которые готовятся признать преступления совершенные против армян в 1915 году. Если даже подкомиссия не проведет ни одного заседания, то уже факт его создания приведет к фактическому «замораживанию» процесса международного признания Геноцида армян. Таким образом, вместо признания разделяющей нас исторической раны и взаимного недоверия или, по крайней мере, обхода этой темы, документ ставит перед нами односторонние предусловия и принуждает к односторонним уступкам. Таким образом, нормализация отношений начинается с капитуляции армянской стороны.
А как насчет положительных сторон Протоколов, укладывается ли в их рамки карабахская проблема?
Положительной стороной можно считать возможное разблокирование Армении и отсутствие в текстах протоколов прямого упоминания карабахской проблемы. Но и здесь турки пытаются связать воедино армяно-турецкое сближение и карабахско-азербайджанский конфликт. Турецкое руководство своими регулярными публичными заявлениями продолжает поддерживать необоснованные азербайджанские амбиции по Нагорному Карабаху. Хотя официальная Анкара и является посредником в нашем конфликте как член Минской группы ОБСЕ, тем не менее, позиция этой страны всегда была проазербайджанской. Это объясняется тем, что создание в 1918 году нового тюркского государства на Южном Кавказе было и остается турецким проектом.
Тогда почему в Баку с таким упорством снимают и вновь вывешивают турецкие флаги, это что, очередной фарс?
В Баку действительно недовольны ходом переговорного процесса между Анкарой и Ереваном, так как там в действительности считают, что парафирование и подписание армяно-турецких протоколов не отвечает интересам Азербайджана. Как следствие нормализации армяно-турецких отношений, возможное снятие сухопутной блокады с Армении вызывает опасения бакинского руководства, поскольку многолетняя затратная политика Азербайджана по изоляции РА и НКР может окончательно потерпеть фиаско. Поэтому официальный Баку стремится получить от армяно-турецкой сделки хотя бы часть освобожденных карабахских территорий. Примечательно, что Азербайджан начал разговаривать с миром языком жестов, который характерен в восточной дипломатии. Так сразу же после подписания протоколов в Цюрихе, Азербайджан согласился на начало поставок 500 млн. кубометров природного газа в Россию с января 2010 г. Если сравнить эту цифру с объемами годовой добычи газа в Азербайджане, то на самом деле окажется, что 500 млн. кубов - это незначительный объем. Здесь очень важна политическая составляющая: Азербайджан попросту показывает Турции и Западу, что у него есть альтернативные партнеры, и если не будут приняты во внимание интересы Азербайджана, объемы поставок газа на Север будут расти и дальше. Но здесь важно понять, что армяно-турецкое сближение поддерживается, в том числе и Россией. Запад и РФ способствуют этому процессу согласовано, имея при этом разную мотивацию и преследуя собственные интересы.
То есть, взаимное недовольство между Баку и Анкарой все же существует?
В действиях Анкары и Баку, несомненно, присутствуют элементы имитации взаимного недовольства. Тем самым делается попытка подвергнуть шантажу крупные страны и объединения, имеющие свои интересы в регионе, с тем, чтобы последние оказали давление на Армению и Арцах в вопросе территорий. В этом состоит вся игра. Тем не менее, в политических, общественных и политологических кругах Азербайджана присутствуют и определенные панические настроения и обеспокоенность. В Баку понимают, что без турецкой поддержки Азербайджан превратиться в слабого регионального игрока. С другой стороны, если Анкара будет продолжать требовать от нас территориальных уступок в пользу Азербайджану, особенно в зоне реки Аракс, это будет означать, что эта страна продолжает руководствоваться доктриной пантюркизма. А если это так, то у Турции могут возникнуть серьезные проблемы с мировыми державами. Создание новых империй недопустимо и здесь Турция рискует потерять суверенитет над некоторыми своими провинциями в качестве меры сдерживания из-за поддержки пресловутой «территориальной целостности» Азербайджана. Но это все вовсе не означает, что армяне должны связывать свои надежды с мировыми центрами и сидеть, сложа руки. Мы видим, как Турция и Азербайджан активно продвигают свои интересы. Армянская сторона тоже должна быть активной. Очевидно, что крупные страны решают в нашем регионе свои политические и геоэкономические задачи, и для них, по большому счету, неважно как будет решена карабахская проблема. Им, прежде всего, нужны открытые границы. В этих условиях, из региональных игроков выиграет тот, кто сможет продвигать свои интересы, используя проявленную заинтересованность России и Запада в региональных делах.
Что Армения может предпринять в этом направлении?
Для нейтрализации попыток Анкары и Баку поставить по угрозу безопасность Арцаха, Армения могла бы пойти на признание НКР. После подписания армяно-турецких протоколов, признание НКР со стороны Республики Армения актуализировалось вовсе не случайно, а потому что турецкие власти открыто связывают ратификацию протоколов в своем парламенте именно с карабахским вопросом, имея ввиду территориальные уступки со стороны армян. Это означает, что Турция пытается использовать, как международное давление, так и международный интерес в вопросе армяно-турецкого потепления, тому пример присутствие высокопоставленных чиновников мирового ранга на церемонии подписания в Цюрихе, в вопросе Карабаха. Нет сомнений, что турки пытаются сфокусировать этот интерес на территориальных уступках армян в Карабахе. В этом состоит реальная угроза физической безопасности НКР, а значит и Республики Армения. Национальному Собранию Армении следовало бы де-юре признать независимость Нагорно-Карабахской Республики, что позволит подписать договор о стратегическом партнерстве двух армянских государств. В этом договоре Армения может выступить гарантом безопасности Арцаха в границах, закрепленных в Конституции НКР. Тем самым вопрос территориальных и иных уступок можно будет попросту закрыть. В Арцахе и Армении мало кто сомневается в желательности нормализации отношений со всеми своими соседями. Но здесь важна цена вопроса. Урегулирование отношений между Арменией и Турцией принесет с собой как новые возможности, так и новые вызовы. Крайне важно, чтобы до принятия парламентом и президентом судьбоносных решений, армянское государство было бы подготовлено к противостоянию новым вызовам. На сегодняшний день Армения к этим вызовам не готова, но власти республики, кажется, готовы заплатить сверхвысокую цену за армяно-турецкое добрососедство.
Давид Степанян
Источник: АрмИнфо. |