Analitika.at.ua. Ее называли "богиней любви",
"волшебницей", "самой обворожительной актрисой в мире",
даже "лучшим изобретением итальянцев после спагетти" и
"мегерой", она же никогда не чувствовала в себе особого превосходства
и не считала себя красавицей даже в молодости, когда мужчины следовали за ней
толпами по улицам Туниса. Напротив, вверх по карьерной лестнице ее вела некая
агрессивность, позже переросшая в позитивную силу, которая помогла ей в кино,
театре и в жизни.
Звезда мирового кинематографа Клаудиа Кардинале прожила 130
жизней. "За всю свою карьеру я сыграла 130 ролей, от королевы до блудницы,
и каждая из них стоила мне отдельной жизни, - заявила на встрече с армянскими
журналистами легендарная итальянская актриса, - при этом мне удалось не
раствориться в своих героинях. Ведь в кино как в жизни – если ты не будешь
сильной, то потеряешь себя, свою идентичность".
Одну из своих жизней Кардинале прожила в образе армянской
женщины: эту жизнь подарил ей знаменитый французский режиссер Анри Верной (Ашот
Малакян), в фильме которого "Майрик" она исполнила главную роль. Этим
фильмом открылся в этом году Ереванский международный кинофестиваль
"Золотой абрикос", в гостях у которого с трехдневным визитом и
побывала Клаудиа Кардинале.
Уроженка Сицилии, Клаудиа в раннем возрасте перебралась с
родителями в Тунис. Здесь же состоялся ее дебют в кино: лицо 15-летней
итальянки лишь мелькнуло в документальном фильме "Золотые кольца"
режиссера Рене Вотье, однако этих мгновений оказалось достаточно, чтобы
привлечь внимание киношников. Фильм увидел Омар Шариф и уговорил своего друга,
режиссера Жана Баратье, присмотреться к юной красавице. Вскоре Клаудиа снялась
у него в эпизоде, хотя вовсе не мечтала о кинокарьере.
Тем не менее Клаудиа вновь оказалась в поле зрения публики.
На конкурсе "Красавица Туниса" они с сестрой Бланш танцевали в
национальных костюмах, и в конце концов один из членов жюри объявил юную
Кардинале победительницей. Призом стала поездка на Венецианский кинофестиваль
1957 года, где она встретилась с серьезным кинематографом: фильм "Белые
ночи" Лукино Висконти – режиссера, который станет ее "крестным
отцом" и снимет в главной роли в своем знаменитом "Леопарде", покорил
ее. Кстати, здесь, в Венеции, произошел казус, о котором сегодня актриса
вспоминает с улыбкой: "В те времена никто не носил бикини, а я была в
восточном наряде, и все папарацци кинулись снимать экзотическую девушку. После
некий молодой режиссер предложил сняться в своем фильме. Я отказалась, а наутро
местная газета опубликовала статью под названием "Девушка, которая не
хочет сниматься в кино".
На фестивале Клаудиу заметил молодой продюсер Франко
Кристальди и решил сделать из нее настоящую звезду. Долгосрочный контракт с
Кристальди сделал ее популярной и вместе с тем полностью зависимой от
прагматичного продюсера. Тем не менее актриса выбрала карьеру и начала фильм за
фильмом доказывать миру, что она не просто красивая девушка, но и талантливая
актриса. Она снялась у Моничелли, Дзурлини, Коменчини и других итальянских
режиссеров, поступила на актерские курсы при римской киностудии
"Чинечита", но реальную школу мастерства прошла у Пьетро Джерми на
съемках в "Проклятой путанице": он научил ее строить роль, выражать
чувства, быть раскованной перед камерой и естественной в кадре.
Однажды, еще на заре карьеры, Клаудиу пригласили сниматься
сразу два гения - Лукино Висконти и Федерико Феллини: актриса ответила
согласием обоим, несмотря то что съемки проходили в разных городах. У Висконти
в "Леопарде" она была брюнеткой, у Феллини в "8 с
половиной" – блондинкой, и раз в три дня ей приходилось летать из города в
город и перекрашивать волосы. Однако она никогда об этом не пожалела.
Знакомство с Лукино Висконти сыграло важную роль в жизни Кардинале: режиссер
снял свою любимицу в ряде фильмов. Роли сменялись как в калейдоскопе.
После этих фильмов Кардинале отправилась в Голливуд и
снялась там в пяти картинах, которые не принесли ей ни успеха, ни творческого
удовлетворения. Клаудиа знала, что Голливуд старается перекупить европейских
звезд, но отказалась подписывать долгосрочный контракт, выбрав свободу и
настоящее творчество. В конце 1970-х знаменитая итальянка снялась в фильме
"Красная палатка" советского режиссера Михаила Калатозова. Картина
так и не удостоилась мирового признания, хотя в ней снялись лучшие актеры
советского кино - Донатас Банионис, Никита Михалков, Эдуард Марцевич, Юрий
Соломин, Юрий Визбор, а также зарубежные звезды Шон Коннери, Питер Финч,
Массимо Джиротти. Тем не менее российские съемки запомнились Кардинале надолго.
Сейчас Клаудиа Кардинале проживает в Париже, а ее муж
(второй после Кристальди), режиссер Паскуале Скуитьери – в Риме. Но это не
мешает супругам часто видеться и созваниваться по нескольку раз в день. У
Кардинале двое детей: сын Патрик (внебрачный ребенок актрисы), дизайнер по
специальности, давно перебрался в США, а дочь Клаудиа-младшая (от Скуитьери) –
ровесница внучки Люсиль, дочери Патрика. В последние годы актриса кроме редких
съемок в фильмах пробовала себя и на сцене: решение посвятить себя театру было
продиктовано двумя основными причинами – советом супруга и желанием ощутить
дыхание публики. "Паскуале говорит, что на подмостках не стареют,- заявила
в одном интервью Кардинале, - однако у меня нет проблемы старения. Я никогда не
делала подтяжек, так как мне нравятся настоящие, живые лица – это то, чего
лишает нас кинематограф".
"У меня нет предпочитаемого жанра в кино, - заметила
актриса на ереванской встрече с журналистами. - Я снималась и в комедиях, и в
драмах. В фильмах я часто менялась – становилась то молодой, то старой
женщиной: мне всегда была интересна именно эта трансформация".
Фильм "Майрик", где Кардинале сыграла роль женщины
старше своего возраста, вновь подарил ей встречу с Омаром Шарифом. Но не
только: будучи знакомой с Анри Верноем с начала своей карьеры, она с
удовольствием приняла его предложение сыграть роль матери-армянки в этом, по ее
словам, глубоко душевном и человечном фильме. Не имея особой информации об
Армении и армянах, актриса по настоянию Верноя буквально поселилась в его доме.
"Я проводила в армянской семье Анри долгие часы и дни, чтобы понять, чем
живет и дышит армянская женщина. Ведь мое кредо – следовать за режиссером,
перевоплощаться в тот образ, который режиссер хочет видеть в своей
картине".
Кардинале считает "Майрик" одним из лучших фильмов
в своей жизни, а работу с Верноем – одной из удачных. "Однажды с этим
фильмом я приеду в страну Арарата", - как-то раз заявила великая
итальянка. И не ошиблась. Сегодня благодаря "Золотому абрикосу"
Клаудиа Кардинале ступила на родную землю Анри Верноя, встретилась с его
соотечественниками и, самое главное, с армянскими женщинами. "Теперь я
убедилась, что армяне и итальянцы действительно во многом похожи, - поделилась
она. – И если бы мне предложили вновь сыграть роль Майрик, я бы ничего не
изменила в образе своей героини".
Армения, по признанию актрисы, встретила ее жаркой погодой,
большим человеческим теплом и наградами: Клаудиа Кардинале удостоилась золотой
медали Министерства культуры РА и приза "Параджановский талер" за
заметный вклад в киноискусство. "Жаль, что у меня всего три дня – мне бы
хотелось попутешествовать по Армении, лучше узнать страну и народ, но, думаю, я
это обязательно сделаю в другой раз, возможно, на будущий год".
"Я сыграла бы в фильмах армянских режиссеров, если бы
мне предложили хороший сценарий, - сказала она и продолжила шутливо, - правда,
при условии, что текст будет не на армянском языке". Говоря о творческих
планах, актриса отметила, что продолжает работать и сниматься. Последние съемки
прошли во Франции, а также в Турции, где она приняла участие в фильме о
Феллини. Готовятся проекты в Испании и Нью-Йорке. Параллельно с кино актриса
занимается активной общественной деятельностью и является послом доброй воли ЮНЕСКО,
в рамках программ которого участвует в благотворительных мероприятиях по защите
окружающей среды, помощи детям и борьбе с ВИЧ/СПИДом.
"Я уезжаю из Армении с массой необычных впечатлений –
от страны, людей и кинофестиваля "Золотой абрикос", - поделилась
Клаудиа Кардинале. – К сожалению, я не так много знаю об армянской культуре, но
совсем скоро заполню этот пробел: в Ереване мне подарили много книг о стране
Верноя, и я собираюсь засесть за них, как только прибуду в Париж".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.