Analitika.at.ua. В сентябре текущего года казахстанский
Историко-культурный и природный заповедник–музей "Тамгалы" при
поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ
провел международный семинар-тренинг по историко-культурному наследию стран СНГ.
В семинаре приняли участие специалисты по изучению и сохранению памятников
наскального искусства из всех стран СНГ, Балтии и Грузии. Участники встречи
обменялись опытом сохранения и использования культурных ландшафтов, включающих
объекты наскального искусства, прослушали лекции ведущих специалистов по
менеджменту культурного наследия из России и Норвегии.
Наскальное наследие Армении представлял на семинаре
сотрудник Института истории НАН РА Карен Тохатян, исследовательские интересы
которого складывались в сотрудничестве с архитектором Суреном Петросяном.
Наскальные рисунки таят в себе огромный объем информации о
представлениях и образе жизни наших далеких предков, окружающем их мире. Что
касается наскальных рисунков Армении, то они достаточно хорошо изучены и
представлены в многочисленных публикациях.
Изучению памятников наскального искусства архитектор Сурен
Петросян посвятил 25 лет своей жизни. В процессе этой работы у него появилась
идея создать музей каменного искусства. Он открыл самую крупную в мире галерею
наскальных рисунков, протянувшуюся на десятки километров в Гегамских и
Варденисских горах. А коллекция наскальных изображений Сурена Петросяна,
насчитывающая 15 тыс. фотографий и рисунков, сделанных им самим, в 1992 году
была представлена на его персональной выставке. На основе огромной информации о
петроглифах Армении Сурен Петросян составил таблицы армянского и греческого
алфавитов, которые, по мнению архитектора, возникли на основе пиктограмм и
идеограмм 5-7-тысячелетней давности, сохранившихся в армянских горах и вдоль
побережья Эгейского моря.
В рисунках гигантской наскальной галереи Армении запечатлены
сотворение мира, мифы о рождении Ваагна и Ваагне-драконоборце, сцены охоты,
приход весны, животные, птицы, люди, множество драконов.
Но самый богатый материал дают астрономические наскальные
изображения - созвездия Лебедя, Скорпиона, Стрельца, Льва, Змеи и др. Многие
петроглифы, найденные в горах Армении, почти полностью повторены в книге
известного польского астронома XVII в. Яна Гевелия. Сурену Петросяну удалось
обнаружить и изображения части лунной поверхности, на которой четко
просматриваются кратеры, долины и горы. В Гегамских горах на высоте 3250 метров
Сурен Петросян обнаружил циклопическую крепость, а рядом с ней лунные календари
- месячный и годовой и другие астрономические изображения.
В Варденисских горах у подножия Сев сара архитектор
обнаружил древнейший астрономический центр III-II тысячелетий до н.э., а у
Селимского перевала - каменные плиты с выбитыми на них созвездиями.
Одна из находок Сурена Петросяна в горах Армении полностью
подтвердила высокий уровень знаний наших далеких предков. Он обнаружил
изображение земного шара с четырьмя человечками на нем по окружности! Сурен
Петросян оставил нам богатейший материал, дальнейшее изучение которого требует
особых научных подходов. Чтобы продолжить эту работу в 2000 году, Карен Тохатян
создал общественную организацию АRАRА-Т (Армянский союз изучения наскальных
изображений - Тир), куда вошли ученые разных специальностей. Цели этой организации
- описание и классификация петроглифов, создание банка данных, охрана
наскальных памятников и привлечение к ним интереса общественности, разработка
интернет-альбома, организация научного туризма.
Проведенный в Казахстане семинар-тренинг имел межгосударственное
значение и был направлен на развитие сотрудничества между странами в сфере
культурного наследия, менеджмента и презентацию памятников наскального
искусства. Большое внимание участников семинара уделялось вопросам охраны
памятников, составлению документации, опыту создания историко-культурных
музеев-заповедников, налаживанию контактов этого направления.
- Говоря о наскальных изображениях Армянского нагорья, хочу
особо отметить, что создателей наскальной живописи объединяет этнокультурная
близость, - сказал Карен Тохатян. - Это подтверждается тематической,
стилистической, технической и топографической схожестью известных памятников.
Есть все основания говорить о наличии единого мировосприятия, системы
верований, пантеона и т.д. Армянское нагорье – колыбель наскальной живописи.
Здесь наблюдается высокая концентрация наскальных рисунков, их тематическое и видовое
разнообразие. В наскальных рисунках Армянского нагорья четко просматривается
непрерывность антропологической и культурологической картины в пространстве и
во времени, а это 400 тыс. кв. километров и сотни тысяч лет.
Традиции, семантика и мастерство наскального искусства
Армянского нагорья демонстрируют его центробежное и лучеобразное
распространение из древнего цивилизационного центра. Систематизация
многочисленных археологических, этнографических, астрономических,
календароведческих и общекультурологических фактов свидетельствует о ведущей
роли армянской культуры в цивилизации древнего мира.
Особое внимание было уделено вопросу музеефикации памятников
наскального наследия. Участники семинара посетили Государственный
историко-культурный и природный заповедник-музей "Тамгалы", где
повсеместно чувствуется забота государства. Здания туристических центров,
сувенирные ларьки, дороги, рекламные щиты, тематические указатели наскальных
изображений, размеченные маршруты, курганы-музеи... Все свидетельствует о предельно
внимательном отношении сотрудников музея к своему делу.
В этом направлении Армении предстоит еще много работать...
Обладая огромным наскальным наследием, мы еще не достигли высокой культуры
музеефикации памятников. Приведу несколько примеров: мы имеем прекрасный музей
в Мецаморе, отражающий один из древнейших исторических периодов, но проблема
заключается в том, что он построен на памятнике, который раскопан всего на 25%,
а должен быть на границе охранной культурной зоны. Другой пример: на территории
комплекса сисианский художник установил кромлех (круглая ограда из вертикально
стоящих камней) у памятника Зорацкар-Караундж, что категорически запрещается.
Более того, известно о намерении построить там туристический центр, что
совершенно недопустимо. Кадастр должен определить охранную зону и территорию,
где допустимо строительство.
Кстати, участники семинара приняли резолюцию по внедрению
широкого ландшафтного подхода к сохранению памятников культурного наследия и
наскального искусства в странах Содружества с учетом исторических культурных
ландшафтов, их экологической емкости и уязвимости. Во всех случаях любые
реконструкции должны быть научно обоснованны.
Иногда рядом с петроглифами, насчитывающими тысячелетия и
имеющими непреходящую ценность, появляются надписи типа: "здесь
побывали…" Есть и другого рода проблемы - разломы камней с наскальными
изображениями, которые приходится соединять, распадающиеся пласты камня с
утратой фрагментов, мхи и лишайники, покрывающие изображения и т.д. Конечно,
хотя бы частично проблема сохранения наскальных рисунков может быть решена
силами общественной организации АRАRА-Т. Но, к сожалению, наша организация не
финансируется, а потому весьма ограниченна в возможностях своей деятельности.
Тут необходимы государственная поддержка и спонсорская помощь. Состоятельных
людей, которые могли бы поддержать такую программу, достаточно. При их
финансовой поддержке можно решить целый ряд вопросов, связанных с сохранением,
изучением и музеефикацией наскальных изображений Армении, - сказал Карен
Тохатян. Мэри ЧОЛАКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.