Главная » 2010»Август»9 » Метью Брайза теряет шансы стать послом США в Азербайджане
Метью Брайза теряет шансы стать послом США в Азербайджане
18:51
Analitika.at.ua. Кандидатура
Метью Брайзы на пост посла США в Азербайджане оказалась в подвешенном
состоянии. 3 августа по требованию сенаторов Барбары Боксер и Роберта
Менендеса, которых причисляют к числу армянских лоббистов в Комитете по внешним
отношениям Сената США, по этой кандидатуре было отложено голосование. Практика
показывает, что если назначение не происходит сразу, то в дальнейшем все
откладывается в "долгий ящик". Так, похоже, и происходит. В то же
время, как включенное в повестку дня утверждение кандидатур послов США в других
более чем 30 странах получило полное одобрение со стороны членов комитета. В
этой связи госсекретарь США Хиллари Клинтон уже провела встречу с председателем
комиссии Джоном Керри, в ходе которой была "высказана обеспокоенность
ситуацией". Тем не менее, Сенат ушел на каникулы. Возврат к обсуждению
неутвержденных кандидатов в послы состоится только в сентябре. В этой связи
американский политолог Ариэль Коэн высказал предположение, что "если в
сентябре кандидатура Брайзы не пройдет, то назначение любого другого кандидата
на этот пост должно вызывать у Азербайджана, как минимум, подозрения в
беспристрастности последнего".
Доля истины в таком суждении есть. И вот почему. Напомним,
что ранее армянскому лобби в США удалось заблокировать решение Сената по
утверждению на пост посла США в Армении Ричарда Хогланда, и провести вместо
него нынешнего посла США в Армении Мари-Луиз Йованович. До Еревана она работала
послом США в Киргизии. В целом у нее богатый послужной список: была старшим
советником заместителя Государственного секретаря США по политическим вопросам,
работала в дипломатических представительствах в Оттаве, Москве, Лондоне и
Могадишу. Была также заместителем директора отдела по делам России
Государственного Департамента, заместителем посла США в Киеве. Известно также,
что Йованович, помимо Принстонского университета, где она получила степень
бакалавра в области истории и страноведения (Россия), училась и в институте
имени Пушкина. По материнской линии Йованович имеет русское происхождение. Ее
предки покинули Россию после революции 1917 года.
Что касается Метью Брайзы, то он дипломат "иного
полета". Ему приписывают авторство в интриге, которая была спланирована в
бытность его заместителем помощника госсекретаря, когда неожиданно был отозван
и уволен посол США в Армении Джон Маршалл Эванс. Сейчас Эванс закончил карьеру,
и активно интегрирован в консультационные структуры армянских лоббистов в США.
По сведениям ИА REGNUM Новости, именно Эванс сыграл активную - если не главную
роль - в организации закулисных ходов по политической дискредитации Брайзы.
Причем, как выясняется, эта интрига имеет многоходовый характер, поскольку
представители армянского лобби в США обещают "интегрировать проблему
Брайзы в рамки проходящей сейчас в стране избирательной кампании в Конгресс
США".
Метью Брайза получил широкую известность в Закавказье во
время работы сопредседателем от США в Минской группе ОБСЕ по карабахскому
урегулированию. За время работы в этой должности он, как и другие его коллеги
по этой группе, участвовал в многочисленных раундах двусторонних и
многосторонних переговоров по Карабаху, предлагал конфликтующим сторонам самые
различные проекты, вплоть до размена территориями, выступил чуть ли не в роли
"главного архитектора" Мадридских принципов. Фактически он
превратился в главного регионального дипломата США, наладившего рабочие, да и
человеческие, контакты с высшим руководством трех закавказских республик -
Азербайджана, Армении и Грузии. Поэтому атака на него со стороны армянского
лобби в США имеет "узкий" и "широкий" фронты. "Узкий
фронт" предусматривает отстранение Брайзы от решения закавказских проблем
и сохранение его в центральном аппарате госдепа на какой-нибудь заметной, но
малозначащей роли. Так называемый "широкий фронт" подразумевает
назначение в Азербайджан такого посла США, который в качестве приоритета
выставлял бы проблемы двусторонних отношений между Вашингтоном и Баку, а не
региональную политику. Этот постулат следует из представленного в комиссию
Сената 7-страничного досье на Брайзу, которое было подготовлено Армянским
Национальным комитетом Америки. В этом документе содержатся положения,
некоторые из которых, на наш взгляд, заслуживают серьезного внимания. Хотя бы
потому, что сам Метью Брайза так и не предоставил в Сенат на них убедительных
ответов. Речь идет о том, что "во время пребывания в качестве заместителя
помощника госсекретаря, г-н Брайза, несмотря на обширные связи и долговременные
отношения с президентом и другими лидерами Республики Грузия, не смог удержать
правительство Грузии от шагов, которые впоследствии привели к открытой войне
между грузинскими и российскими вооруженными силами". На основе этого
делается важный вывод: "его неудача в предотвращении войны и ее
последствий довольно тревожны в свете эскалации угроз со стороны
азербайджанских властей в плане возобновления своей агрессии в отношении
Нагорного Карабаха и Армении". Таким образом, помимо всего прочего,
содержится намек на то, что в случае назначения послом США в Азербайджане
Брайза может - при определенных условиях - сыграть там "грузинскую
партию". Его также подозревают в "ложном заявлении" о том, что
якобы "исключение Нагорного Карабаха из мирного процесса Минской Группы
ОБСЕ было запросом Армении к другим сторонам переговоров". Это - с одной
стороны. С другой - что "Нагорный Карабах, который являлся стороной
переговоров на протяжении нескольких лет и одним из сторон, подписавших договор
о режиме прекращения огня, был исключен из переговоров под давлением
Баку". Это - прямое обвинение Брайзы в попытках рассорить Армению с
Нагорным Карабахом и в проазербайджанских симпатиях. Причем такие подозрения в
адрес Брайзы еще более усиливаются следующими факторами: 1. организованная
компания в его поддержку со стороны азербайджанских лоббистов в США и
доброжелательная позиция официальных властей в Баку. 2. тем, что в и Армении
появились силы, которые выступают за назначение Брайзы послом США в
Азербайджане. Так, например, армянский политический обозреватель Давид Петросян
обратился к властям Армении с предложением "призвать лоббистов армянской
диаспоры в США прекратить кампанию против кандидатуры Мэтью Брайзы на пост
посла в Азербайджане, так как это необходимо в свете возрастающей угрозы
войны". По его словам, в нынешних условиях в интересах армянской стороны,
чтобы в Азербайджан был назначен посол США, что позволит "сыграть большую
роль в сдерживании Азербайджана". Но самое интригующее в этой акции
заключается в том, что, по мнению Давида Петросяна, "если военные действия
в зоне конфликта будут возобновлены, то Россия примет позицию невмешательства,
обосновывая это тем фактом, что Нагорный Карабах не является территорией
Армении". С учетом именно такого возможного варианта развития событий
некоторые другие армянское политологи обвиняют армянское лобби в США чуть
"не в национальном предательстве".
Теперь сделаем некоторые выводы.
1. Возможно, за блокировкой кандидатуры Метью Брайзы на пост
посла США в Азербайджане нет "большой политики" и кто-то, вроде
бывшего посла в Армении Эванса, сводит с ним только личные счеты.
2. Нельзя исключать, что внутри самого госдепа существует
сговор послов США в Армении и в Грузии, не желающих видеть Брайзу в Баку,
который способен подавить их личные инициативы в ведении политике США в
Закавказье. Тогда у госдепа должна быть готовой "запасная
кандидатура" вместо Брайзы.
3. Нельзя исключать, что взгляды лидеров армянской диаспоры
в США на проблемы карабахского урегулирования стали расходиться с позицией
официального Еревана. После решения Международного суда по Косово лидеры
армянской диаспоры в США могут предложить так называемое "пакетное
решение": одновременное признание Ереваном независимости Косово и Карабаха.
Тогда шаги Еревана в этом направлении качественно изменят соотношение сил в
регионе: ухудшатся взаимоотношения с Москвой и будет организована более тесная
привязка Еревана к Вашингтону. В качестве ответных действий можно предполагать
альянс Баку-Москва-Анкара, в то время как стремящийся к союзу с Баку Тбилиси
будет вынужден дрейфовать уже в сторону Еревана. При таком раскладе сил главная
политико-дипломатическая нагрузка в выстраивании политики США в Закавказье
выпадет на плечи послов США в Армении и Грузии, а не в Баку. Так что блокировка
кандидатуры Метью Брайзы на пост посла в Азербайджане выглядит логичной и
продуманной акцией.
Наконец, последний вывод: Если президент США Барак Обама все
же "продавит" Брайзу в Азербайджан, это будет означать, что Вашингтон
еще не готов к новому повороту событий в этом регионе мира и продолжает
придерживаются прежних исходных позиций.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.