Главная » 2011»Март»9 » Между Ататюрком и Сталиным: Турция дрейфует от тюркизма к панисламизму
Между Ататюрком и Сталиным: Турция дрейфует от тюркизма к панисламизму
13:41
Analitika.at.ua. В Турции с визитом находится заместитель министра
иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Он намерен провести политические
консультаций со своими турецкими коллегами. Араза Азимова считают одной из
наиболее грамотных специалистов в дипломатическом ведомстве Азербайджана,
поскольку он является также и спецпредставителем президента Ильхама Алиева по
урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Поэтому логично предполагать,
что Азимов информирует Анкару не только об итогах состоявшегося на днях в Сочи
саммита Медведев - Алиев - Саргсян, но о некоторых достигнутых договоренностях,
которые пока остаются неизвестными. То, что в Сочи обсуждались определенные
детали ситуации, складывающейся на Ближнем Востоке в результате нынешних
арабских потрясений в целом, и их возможное влияние на карабахское
урегулирование, в частности, почти не вызывает сомнений. К тому же визит
Азимова в Турцию приходится на момент, когда Москва готовится принять главу
турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдогана, а на вторую половину марта
намечен визит в Турцию госсекретаря США Хиллари Клинтон. И в первом и во втором
случаях, помимо общих вопросов, безусловно, будет обсуждаться и проблема
карабахского урегулирования, хотя в свете происходящих в арабском мире
потрясений эта проблема приобретает периферийный характер.
Прежде всего, это связано с новыми элементами американской
политики на Ближнем Востоке. По сообщению газеты The Washington Post,
администрация Барака Обамы готовится к тому, что власть в ряде государств этого
региона перейдет все же в руки исламистских правительств, что может привнести в
американскую политику "больше религиозных аспектов". В этом смысле
крен политики Турции в сторону налаживания отношений с исламским миром -
"на основе общих ценностей" - вписывается в складывающийся
политический ландшафт. Полагаем, не случайно Анкара в качестве главного
катализатора в процессе демонтажа кемализма использовала нежелание ЕС принять
ее в свои ряды. На этом направлении Турция, ощущая историческую
бесперспективность своей полноценной интеграции в общеевропейское пространство,
использовала позицию ЕС и в качестве "прикрытия" для переосмысливания
себя как независимой региональной державы с качественно новой идеологией. Более
того, позиция Турции приобретает новое качество еще и потому, что ей удалось
сформироваться в качестве регионального "центра энергетики",
выступить в роли страны-транзитера для российских и азербайджанских
энергоресурсов в Европу. Плюс к этому - бурное развитие торгово-экономических,
политических отношений, сотрудничества в сфере энергетики с соседним Ираном,
геополитическое значение которого на Ближнем Востоке также заметно растет в
силу заметного ослабления внешнеполитической активности Саудовской Аравии.
В результате на Ближнем Востоке стали совпадать тактические
интересы Анкары, Москвы и Тегерана. Что касается стратегии, то, по некоторым
данным, в ходе недавнего визита президента Турции Абдуллы Гюля в Иран, стороны
наметили раздел региона на сферы влияния после ухода войск США из Ирака и
вывода основного международного военного контингента из Афганистана.
Таким образом, фактически завершается процесс восстановления
в регионе традиционной исторической матрицы (Османская империя - Турция /
Персия - Иран), что в будущем будет предопределять контуры новой внешней
политики Турции, России и Ирана. Выступая в конце января на заседании
Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) президент Турции Абдулла Гюль
следующим образом обозначил позицию своей страны: "Турция развивает
отношения с окружающими ее странами в соответствии с особенностями своего
геополитического и геостратегического положения на тех же основаниях, на
которых Великобритания проводит активную политику в рамках Содружества, а
Франция возрождает исторические связи с государствами Северной Африки". То
есть Турция, заявляя о своих правах на влияние в пределах границ бывшей
Османской империи, относит все же "союзный" Азербайджан к зоне
исторического влияния Ирана и России. Исходя из этого она стала постепенно
стимулировать малозаметный для экспертов процесс в сторону формирования
сообщества на основе принципов ислама, а не так называемой "тюркской
солидарности", что сковывает ее маневры на Ближнем Востоке. Напомним, что
во времена Османской империи на первое место выводились идеи панисламизма,
после младотурецкой революции 1905-1908 годов главным лозунгом Стамбула являлся
пантюркизм - что предопределило во многом развал империи - затем появился
тюркизм образца Кемаля Ататюрка.
Это означает, что Азербайджан, считающийся пока связующим и
чуть ли не лидирующим звеном в огромном тюркском мире, начинает выпадать из
турецкой геополитической схемы. Это почти в точности напоминает контуры
сталинского сценария, который первоначально готовил формирование
"Социалистического Турана", объединяющего в единое государство турок
бывшей Османской империи и тюрок бывшей Российской империи. Лишь после того,
как Мустафа Кемаль отказался от предлагаемого большевиками проекта, все тот же
Сталин реанимировал термин "Азербайджан" и стал выставлять
"временную социалистическую республику" в качестве "лидера всего
тюркского мира" с прицелом на будущие действия в отношении Турции.
Кстати, в пределах этой сталинской парадигмы выстраивал свои
отношения с Турцией уже современный независимый Азербайджан. Теперь наоборот,
ему приходится иметь дело с новоявленными имперскими стилем мышления и
действиями Анкары, ведь "империализм" Анкары предполагает неизбежность
нормализации отношений Турции с Арменией. Кстати, на наш взгляд, новая турецкая
доктрина наиболее ярко была изложена в статье "За риторикой "одна
нация - два государства" скрываются напряженность и непонимание",
опубликованной в турецкой газете Hurriyet. "Перемены в турецком обществе в
последние несколько лет, а не внешнее давление, расчистили путь для
турецко-армянского сближения, - констатирует газета. - Армянский вопрос стал
для Турции не просто делом внешней политики, но и вопросом примирения со своей
собственной многонациональной и мультикультурной историей, проблемой
национальной идентичности. Азербайджанцы были бы мудрее, если бы отказались от
ожиданий, что политика Турции в отношении Армении будет определяться интересами
Азербайджана. В то время как две страны имеют много общего в языке и в
культуре, у азербайджанцев присутствует свое собственное самосознание с сильным
иранским, российским, европейским и кавказским наследиями".
Можно предполагать, что в новых условиях на первые позиции в
турецкой политике в Закавказье будет выходить проблема ратификации цюрихских
документов, предусматривающих нормализацию отношений с Арменией. Неслучайно,
как сообщает турецкая газета Today's Zaman, в ходе предстоящего визита в Турцию
Хиллари Клинтон в один ряд для обсуждения встроены следующие вопросы: события
на Ближнем Востоке, ядерная программа Ирана, турецко-израильские отношения и
процесс нормализации армяно-турецких отношений.
Азербайджану предстоит сложный выбор: либо начать
приспосабливаться к интересам Турции, внедрять новую исламскую идеологию, либо
сохранять себя в качестве светского государства. Тогда необходимо быть готовым
к тому, что протестные настроения электората станут под давлением Турции и
Ирана приобретать исламскую окраску. Но как бы то ни было, Азербайджану
первоначально предстоит по-настоящему осознать, что эпоха, когда Турция
руководствовалась в своей внешней политике общими языковыми ценностями, уходит
в прошлое, а в образующийся зазор между "общим тюркизмом" и
новоявленной "мусульманской солидарностью" активно прорывается
армянский вопрос.
Удастся ли замминистра иностранных дел Азербайджана Аразу
Азимову изменить такой ход событий в ходе переговоров в Турции? Вряд ли.
Станислав Тарасов, ИА Regnum
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.