Понедельник, 30.12.2024, 19:24
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Июнь » 3 » Международное признание независимости Карабаха способно закрыть военную перспективу
Международное признание независимости Карабаха способно закрыть военную перспективу
20:20

Analitika.at.ua. Хотя и прошло 17 лет со дня достижения договоренности о бессрочном перемирии между Азербайджаном, НКР и Арменией, но проблема поддержания режима прекращения огня все еще остается актуальной. Этой проблеме, так же, как и мерам по снижению общей напряженности в зоне конфликта, были посвящены две последние встречи в Астрахани и Сочи президентов Армении и Азербайджана при посредничестве президента РФ. Посредники возвращаются  к пониманию, что без обеспечения прочной стабильности и надежного закрепления режима прекращения огня на границе между НКР и Азербайджаном невозможно продвигать процесс согласования ключевых политических вопросов. Создание благоприятной атмосферы в зоне конфликта является минимально необходимым условием для продолжения мирного диалога, в то время как для обеспечения прогресса на  переговорах или сближения позиций сторон нужна добрая воля  и конструктивный настрой.

 

Заявления и действия азербайджанской стороны указывают на ужесточение и без того бескомпромиссной позиции последней. С недавнего времени официальный Баку принял на вооружение следующую формулу: либо мир на условиях Азербайджана, либо война. Надо отметить, что «мир на условиях Азербайджана” или на базе «мадридских принципов” означает отложенную войну. Понятно, что Степанакерт и Ереван не будут играть по бакинским правилам.

 

Продолжение снайперской войны, нежелание Азербайджана работать над созданием международного механизма наблюдения и контроля над режимом прекращения огня (невзирая на то, что на последней встрече в Сочи президенты Армении и Азербайджана договорились «…проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ”.) являются производными от вышеуказанной азербайджанской формулы. Призывы Генерального секретаря ООН, Действующего председателя ОБСЕ и других деятелей о необходимости отвода снайперов от линии фронта могут быть выполнены в случае отказа Азербайджана от политики военного шантажа или военной дипломатии. Армения и НКР уже заявили о своей готовности отвести снайперов, но армянские государства не могут пойти на такой шаг в одностороннем порядке.

 

Напряженность в зоне конфликта зачастую нагнетается Азербайджаном умышленно с целью оказания давления на армянские стороны, в том числе через посредников. В целом, уровень военной опасности несколько возрос по сравнению, скажем, с 2007 годом. Азербайджан активно вооружается, пытаясь нарушить баланс сил, на котором базируется перемирие. Очевидно, что поддержание баланса означает сохранение стабильности, и если одна из сторон старается нарушить этот баланс, используя нефтяные доходы, то другие стороны конфликта должны получать соответствующую поддержку от тех государств, которые заинтересованы в региональной стабильности.

 

Бесплатное предоставление или продажа по льготным ценам вооружения и военной техники армянским сторонам – одна из возможных мер по предотвращению новой войны.

 

Кроме материально-технических мер, существуют меры политического характера, которые способны обеспечить стабильность в зоне карабахского конфликта.

 

Международное признание независимости НКР способно закрыть военную перспективу. Реализация данного, апробированного в последние годы и наименее затратного сценария принесет региону долгосрочную стабильность. Сторонники позитивного изменения статус-кво, искренне заинтересованные в мире в регионе, должны отдавать предпочтение этому сценарию.

 

Задача должностных лиц, ответственных за судьбы Арцаха и Армении, заключается в обеспечении развития двух армянских государств в мирных и безопасности условиях. В сложившейся ситуации, когда Азербайджан не прекращает убийства на линии перемирия и нагнетает напряженность,  Армения и НКР должны предпринять активные контрдействия, как в военной плоскости, так и в дипломатической. В результате целенаправленной работы  азербайджанское руководство должно быть поставлено в такие условия, чтобы его приказы убивать в условиях перемирия имели крайне негативные последствия, прежде всего, для официального Баку.

 

Международные посредники должны четко и недвусмысленно дать понять Азербайджану, что продолжение военной дипломатии и фактическая подготовка к войне приведут к ускоренному международному признанию НКР. Более того, странам-посредникам необходимо сделать первые шаги в этом направлении. Например, Нагорно-Карабахской Республике уже следовало бы предоставить статус наблюдателя в ООН и в других международных межправительственных организациях.

 

В недавнем интервью «Голосу Америки” на вопрос о помощи США Азербайджану в области демократии и прав человека, американский посол в Баку Мэтью Брайза ответил, что он большую часть времени проводит за обсуждением этих вопросов с членами правительства Азербайджана. Эти обсуждения охватывают и вопросы задержания журналистов и демонстрантов. «Мы хотим установить сотрудничество с нашими партнерами так, чтобы Азербайджан пошел не по пути политического авторитаризма и исламского экстремизма, а по альтернативному пути”. Что касается разгона митингов оппозиции и арестов их участников, Брайза заявил, что США всегда поддерживали свободу собраний, и всегда держали этот вопрос в центре внимания на переговорах с правительством Азербайджана.

 

Умелое внешнее управление начавшимися в Азербайджане внутриполитическими процессами может оказать позитивное влияние на ситуацию в регионе конфликта. Поскольку для авторитарных режимов сохранение власти является важным приоритетом, поддержка демократических и гражданских движений в Азербайджане может сосредоточить внимание бакинских властей на внутриполитических вопросах, оставив в стороне реализацию реваншистских идей. Умелое управление должно исключить ситуации, при которых действующий режим решит возобновить боевые действия против НКР с целью консолидации собственной власти в Баку.

 

Западное сообщество государств может пойти на реализацию подобных превентивных мер, поскольку полученную прибыль от инвестиций западных стран и нефтяных компаний Азербайджан использует не в мирных целях. Выступая на конференции «Безопасность на Южном Кавказе: азербайджано-турецкие отношения» в Турции, бывший американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Керри Кавано отметил, что военный бюджет Азербайджана в год составляет $3,5 млрд. и эта цифра превышает весь бюджет Армении. Он выразил уверенность, что эти огромные средства можно направить на мирные цели.

 

Недовольство западных стран, вызываемое действиями Азербайджана, имеет свои причины.  Из дипломатических источников известно, что при подготовке к подписанию так называемого «Контракта века” по разработке нефтяных месторождений, находящихся в азербайджанском секторе Каспия, Азербайджан, среди прочих обязательств, гарантировал западным партнерам решать существующие проблемы мирным путем и не повышать риски для инвесторов, т.е. решение вопросов войны и мира в регионе было фактически выведено из сферы исключительной компетенции официального Баку. В свою очередь, азербайджанское руководство получило закулисные гарантии внешней политической поддержки. Именно руководство, а не страна. Заключая «Контракт века”, никто не гарантировал решение карабахской проблемы исключительно в интересах Азербайджана.

 

Западные партнеры свои обязательства выполняют, что подтверждается, например,  плавной передачей власти в Азербайджане от отца к сыну и рядом других фактов. Действующий президент Азербайджана, получив большие экономические и политические дивиденды от реализации нефтяной стратегии и увеличив военный арсенал, предпринимает попытки нарушить принятые в 1994 году правила игры и получить карт-бланш на проведение силовых операций по отношению к НКР. Нарушение правил или их изменение не могут носить одностороннего характера. Если, все же, правила игры будут нарушены, то правящий в  Азербайджане режим лишится ранее гарантированной внешней поддержки со всеми вытекающими последствиями.

 

Кроме западных партнеров Азербайджана по нефтяному бизнесу такие влиятельные региональные игроки, как Россия и Иран, имея свои мотивы, заинтересованы в сохранении стабильности в зоне карабахского конфликта. В частности, военное развитие событий опасно не только для стран Южного Кавказа, но и российского Северного Кавказа. Война на Юге является прямой угрозой хрупкой стабильности на Севере региона. Иранская же сторона опасается того, что, в случае региональной дестабилизации, на его северных границах появятся войска из стран НАТО.

 

Таким образом, при активном взаимодействии заинтересованных стран и правильном использовании имеющегося инструментария можно обеспечить долгосрочный мир в зоне карабахского конфликта. Масис МАИЛЯН, bs-kavkaz.org

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 556
Календарь новостей
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru