Analitika.at.ua. 24 марта исполняется двадцать лет со дня учреждения
Минской группы ОБСЕ – учрежденной в 1992 году международной структуры, которая
после развала СССР призвана была разрешить то, что не удавалось в течение трех
предшествующих лет кремлевскому руководству – остановить войну в Нагорном
Карабахе и урегулировать проблему.
В этой связи американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ
Роберт Брадтке признал, что в течение прошедших лет никаких существенных
подвижек не произошло. В интервью радиостанции "Свобода" он заявил:
"Наши лидеры повторяли не раз, что статус-кво неприемлем. Мы не можем
спустя 20 лет оглянуться назад и увидеть ту же ситуацию, что сегодня".
Действительно, в течение прошедших 20 лет проблема не была
урегулирована, а приостановление военных действий в мае 1994 года стало
результатом деятельности, скорее, Межпарламентской ассамблеи СНГ, а не Минской
группы ОБСЕ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ВОСПРИНЯЛО КАРАБАХСКУЮ ПРОБЛЕМУ
точно так же, как в свое время это делало кремлевское руководство. Если в
1988-1991гг. советская Москва заявляла о недопустимости перекройки границ
союзных республик, то с 1992 года то же самое делает ООН, говоря о
невозможности изменения границ стран -членов ООН. Никакой принципиальной
разницы в подходах нет.
2 марта 1992 года - за три недели до учреждения Минской
группы - Армения и Азербайджан стали членами ООН в рамках своих советских
границ. Таким образом, новые политические реалии в регионе - провозглашение НКР
и референдум о независимости НКР - были проигнорированы не только союзным
руководством, но и международным сообществом. Это устраивало Баку, так как
международное признание Азербайджанской Республики в ее советских границах
позволяло и позволяет ее руководству представлять любую форму армянского
сопротивления в контексте "армянского сепаратизма". Точно так же было
при советском режиме.
Однако новые реалии были игнорированы "советским
народом" и "международным сообществом" не полностью. Если при
СССР был учрежден так называемый Комитет особого управления под руководством
Аркадия Вольского, призванный находить пути разрешения проблемы Нагорного
Карабаха, то в постсоветский период таким "особым комитетом" стала
Минская группа ОБСЕ (ООН отказалась от своего непосредственного участия в
процессе урегулирования).
Несмотря на то что сегодня понятие "Минская
группа" ассоциируется с тремя сопредседателями – Россией, Францией и США,
так было не всегда. Институт трех постоянных сопредседателей окончательно
сформировался лишь в 1997 году, причем это был очень тяжелый процесс.
"ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНА ГЕЙДАР АЛИЕВ ВСЕГДА БЫЛ ПРОТИВ
того, чтобы Франция становилась сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию
карабахского конфликта", - заявил недавно бывший главный советник Гейдара
Алиева по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде. По его словам,
"Франция жульнически проникла в сопредседатели МГ ОБСЕ без согласия
Азербайджана". "Она стала сопредседателем 1 января 1997 года. Это
вызвало наше жесткое возражение, и мы обратились с просьбой к ОБСЕ пересмотреть
свое решение и назначить представителя США. В результате 14 февраля 1997 года
ОБСЕ приняла компромиссное решение о трех сопредседателях: России, Франции и
США", - отмечает Гулузаде.
"Президент Франции Жак Ширак в 1997 году уверял Алиева,
что Франция будет объективной, но сегодня мы видим, как она себя объективно
ведет", - отмечает Гулузаде, указывая на факт принятия Сенатом Франции
законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян.
Уже в том же 1997 года сопредседатели Минской группы
предложили два варианта по урегулированию, в которых Нагорный Карабах числился
в составе Азербайджана. Эти предложения были приняты со стороны Баку, но
отвергнуты Степанакертом. Позиция же Еревана была двойственной: первый
президент Левон Тер-Петросян принимал эти варианты, однако армянское общество,
в том числе политические партии и военное ведомство, категорически отвергли,
что в конечном итоге привело к кризису власти и отставке президента.
В следующем году Минская группа предложила уже новый вариант
- "Общий дом", согласно которому между Баку и Степанакертом
устанавливаются горизонтальные отношения, то есть Азербайджан и Нагорный
Карабах как бы становятся отдельными странами в составе одной конфедерации.
Этот вариант был отвергнут уже со стороны Баку, но в качестве базы для ведения
переговорного процесса принят Ереваном и Степанакертом.
В 2007 ГОДУ ПОСРЕДНИКИ ПРЕДЛОЖИЛИ НОВЫЙ ВАРИАНТ
УРЕГУЛИРОВАНИЯ - МАДРИДСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Этот документ, в отличие от предыдущих,
не конкретизировал политический статус Нагорного Карабаха и настаивал на выводе
частей Армии обороны Нагорного Карабаха из пяти контролируемых районов вокруг
бывшей НКАО, возвращении беженцев и перемещенных лиц, реабилитации коммуникаций
и лишь после этого проведении (в течение 15-20 лет) референдума по статусу.
В тех или иных вариациях этот документ до сих пор лежит на
столе переговоров. Официальный Ереван признает Мадридские принципы, однако с
оговорками – референдум должен быть проведен в рамках бывшей НКАО именно
коренным армянским населением, которое к моменту конфликта составляло 80%
населения области. Таким образом, с точки зрения Еревана, будущий статус
Нагорного Карабаха очевиден. Баку выступает против оговорок и толкует о
безоговорочном признании всех территорий частью Азербайджана.
Таким образом, спустя 20 лет после учреждения Минской группы
ОБСЕ переговорный процесс все еще далек от своего разрешения. Более того,
сегодня чаще, чем когда-либо, говорят о перспективах возобновления военных
действий. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.