Главная » 2010»Июль»1 » Михаил Александров: Армения для России важнее интересов нефтегазового лобби
Михаил Александров: Армения для России важнее интересов нефтегазового лобби
18:49
Analitika.at.ua. Интервью руководителя отдела Закавказья, российского
Института стран СНГ Михаила Александрова информагентству АрмИнфо.
Г-н Александров, каковым Вам представляется наиболее вероятный сценарий
карабахского урегулирования, или же изменений в статус-кво не предвидится?
Палестинский сценарий вполне приемлем для карабахского
конфликта, но это всего лишь один из вариантов. Мне лично кажется, что намного
более возможен второй вариант, связанный с дальнейшей дезинтеграцией
Азербайджана, что вполне возможно, учитывая то, что все-таки Азербайджан не
является гомогенной нацией, и скорее представляет собой конгломерат самых
различных национальностей. Поэтому вполне возможно, что на определенном этапе,
в случае осложнения экономической ситуации в мире, а как результат
возникновения проблем с экспортом азербайджанской нефти, с ослаблением
центральной вертикали власти в Азербайджане начнется процесс дезинтеграции этой
страны. В этом случае Карабах естественно станет одним из первых бывших
регионов Азербайджана, который будет признан международным сообществом. Есть
еще один вариант в виде договорного решения карабахской проблемы. Думаю, что
карабахский конфликт может быть решен за счет реформатирования границ на
Кавказе в целом. Мы понимаем, что Грузии принадлежит ряд территорий, не
являющихся этнически грузинскими. Территории эти были включены в состав Грузии,
как, впрочем, и Карабах в состав АЗССР совершенно незаконно на основе решений
большевистских властей. Это касается и Джавахка и Марнеульского района.
Соответственно, если будет продолжаться текущий процесс дезинтеграции, что,
кстати, присуще многим странам постсоветского пространства, Грузия вполне может
потерять Марнеульский район, который отойдет к Азербайджану и Джавахк
являющийся армянской территорией. Азербайджан же в свою очередь согласится
признать независимость НКР. То есть, на самом деле вариантов масса и
представление о годами длящемся статус-кво по примеру палестинского сценария в
корне неправильно. Статус-кво в арабо-израильском конфликте сегодня продолжает
существовать исключительно благодаря оказываемой Израилю поддержке США. Поэтому
если с США случиться что-то не очень хорошее, а мы видим что уже сегодня
ситуация явно не благоприятна для планов Вашингтона, то Израиль лишившись
поддержки получит весьма незавидные перспективы дальнейшего существования как
государство.
Вы не отметили силовой вариант урегулирования, которым Азербайджан
постоянно стращает армянскую сторону…
Если Алиев пойдет на силовой вариант, то это также станет
вариантом урегулирования, но это урегулирование уж точно будет не в пользу
Азербайджана. Так как такой силовой вариант, во-первых, не будет поддержан
международным сообществом, во-вторых, Азербайджан потерпит поражение и как
следствие этого поражения произойдет признание НКР международным сообществом.
То есть, новая война, инициированная на этот раз уж точно Азербайджаном,
заставит мировое сообщество воспринимать Азербайджан в его истинном качестве –
государства-агрессора, а концовкой этого уж точно станет признание НКР.
Насколько возможна реализация «Мадридских принципов» в реальности,
учитывая, что реальная ситуация в Нагорном Карабахе несколько отличается от
декларируемой Азербайджаном?
Если речь идет о возвращении беженцев в Карабах, то речь
идет о 7 районах не являющихся прямой частью НКР. Что же касается их
возвращения в сам Нагорный Карабах, то это, конечно же, невозможно. Что же
касается размещения миротворцев, то это вполне возможно, весь вопрос в том
какие это будут миротворцы. Если это будут российские миротворцы, то особых
проблем я не вижу.
Насколько вообще возможна реализация всех пунктов «Мадридских
принципов»?
Трудность ситуации в том, что Азербайджан вообще не признает
права карабахского народа на самоопределение. Я считаю, что лишь пакетный
вариант может решить эту проблему по формуле районы в обмен на независимость
НКР, то есть, мир в обмен на территории. Другой вариант вообще невозможен в
принципе.
Если НКР возвратит районы – то со стороны Азербайджана тут же последует
тот самый силовой вариант, о котором Вы говорили…
Я так не думаю, поскольку Азербайджан еще до этого должен
будет признать независимость НКР, и там уже будут размещены российские
миротворцы. Кроме того, если Азербайджан признает Карабах, то это сделают и
другие страны, в том числе и Россия, которая вполне может разместить в Карабахе
по договору военные базы, аналогичные базам в Абхазии и Южной Осетии. Так что
силовой вариант на практике невозможен в любом случае.
Азербайджан на это не пойдет, учитывая неминуемое в этом случае падение
алиевского режима…
Это, конечно, одна из причин по которой азербайджанское
руководство не рискует проявлять гибкости в этом вопросе, и их можно понять.
Поэтому статус-кво будет еще сохраняться довольно долгое время. Россию это
сохранение статус-кво на долгий период полностью устраивает, поскольку именно
статус-кво обеспечивает стабильность в регионе.
Насколько актуален принцип «один народ два государства» после начала
армяно-турецкого процесса?
Это заявление всегда вызывает у меня смех. С одной стороны
азербайджанцы утверждают, что они потомки древних албанцев, которые к тюркам
никакого отношения не имеют. Потом они заявляют, что они «один народ два
государства». Думаю, что сначала азербайджанцам надо как-то определиться с
вопросом кто они тюрки или албанцы. Хотя если выясниться, что они тюрки, а не
потомки албанцев, то автоматически станет ясно, что они здесь пришлый народ,
если же «выясниться» что они все же албанцы, то тогда не может быть никакого
«один народ два государства». При этом, любой здравомыслящий человек ведь прекрасно
понимает, что азербайджанцы – тюрки.
Допускаете ли Вы оказание определенного давления Анкарой на Москву в
вопросе карабахского урегулирования, учитывая интенсификацию российско-турецких
экономических отношений?
В России очень сильное нефтегазовое лобби, которое, к
сожалению, не видит дальше своего носа и зачастую подталкивает руководство
страны к политически необоснованным решениям и ничем необоснованным уступкам на
международной арене. Речь идет о комплексе нефтегазовых проектов. Поэтому я думаю,
что армянские друзья в России должны постоянно напоминать нашему руководству о
том, что есть вещи намного важнее, чем экспорт нефти и газ. Армения является
для России важнейшим фактором в деле обеспечения безопасности на постсоветском
пространстве и поэтому нам ни в коем случае нельзя идти на уступки из-за
каких-то нефтегазовых соглашений с Турцией. То есть в России сейчас уже
происходит внутренняя политическая борьба, но я не думаю, что нефтегазовое
лобби все же сможет продавить ситуацию до такого уровня, что Россия пойдет на
отказ от военного союза с Арменией. Думаю, что это нереально, а фактор Армении
всегда будет учитываться нашим руководством при заключении любых сделок с
Турцией.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.