Главная » 2011»Июнь»10 » Михаил Белецкий: Проблема Карабаха и нормы международного права
Михаил Белецкий: Проблема Карабаха и нормы международного права
14:00
Analitika.at.ua. «В течение последнего месяца прозвучали две
противоположные оценки карабахской проблемы в привязке к нормам международного
права», отметил в интервью Analitika.at.ua украинский политолог, Михаил Белецкий.
«Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз
Азимов высказал мнение о том, что основой для урегулирования конфликта здесь
должен служить Хельсинский заключительный акта. Эксперт Института стран СНГ
Михаил Александров возразилему и предложил армянской
стороне отмежеваться от Хельсинского акта и сказать, что он в данном случае неприемлем.
При этом эксперт предложил применять в решении этой проблемы нормы
международного права, относящиеся к периоду деколонизации, и в частности конвенцию
Монтевидео.
Анализ карабахской проблемы следует начать с напоминания о
том, что на сегодня в международном праве не выработаны механизмы
международно-правового признания вновь образованных государств. Между тем
процесс образования новых государств продолжается и, очевидно, будет
продолжаться всю последующую историю человечества. Только в последние два
десятка лет в Европе образовалось большое количество новых государств в
результате распада Советского Союза, Югославии, разделения Чехословакии. Никому
не придёт в голову ставить под вопрос легитимность этих государств, опираясь на
положение Хельсинского заключительного акта 1975 года о нерушимости границ в
Европе. И более того, об этом положении не упоминают и противники таких
частично признанных государств как Косово, признанное большинством стран
Европы, или Абхазия и Южная Осетия, признанные Россией и ещё несколькими
государствами. Отсутствие апелляции к Хельсинскому акту для этих случаев связано
со пониманием мировым сообществом ограниченности его применения: он носит
обязательный характер для подписавших его государств до тех пор, пока эти государства
существуют, и не применим к естественному процессу создания новых государств.
Обратим внимание на то, как в Хельсинском акте ставится вопрос о нерушимости границ
и территориальной целостности: «Государства-участники рассматривают как нерушимые
все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе… Государства-участники
будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников…».
Таким образом, Хельсинский акт формально не применим ни к Азербайджану, ни к
Армении, поскольку оба государства на момент подписания акта попросту не
существовали.
Конвенция Монтевидео, на которую ссылается Александров,
также не может считаться формально обязывающей в данном случае по той же
причине. Однако она представляется хорошим прецедентом для подхода к
карабахской проблеме. Конвенция была подписана в 1933 году на VII
Панамериканской конференции применительно к государствам Северной и Южной
Америки в условиях, близким к условиям сегодняшнего Закавказья: между рядом
этих государств были территориальные споры, одни из них не признавали
существования других. В этих условиях заинтересованные государства подписали
документ, определяющий критерии правосубъектности государства, т. е.
обязывающий признавать в качестве государства образование, удовлетворяющее определенным
признакам. Были названы четыре таких признака:
(1) постоянное население;
(2) определённая территория;
(3) собственное правительство;
(4) способность к вступлению в отношения с другими
государствами.
Как легко видеть, Нагорно-Карабахская Республика этим
условиям удовлетворяет. Прецедент того же Косово показывает, как при наличии
этих признаков может решаться проблема признания нового государства», резюмировал
политолог.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.