Пятница, 26.04.2024, 16:36
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Май » 27 » Михаил Швецов: Начало расселения армян на Донбассе уходит корнями в эпоху раннего Средневековья
Михаил Швецов: Начало расселения армян на Донбассе уходит корнями в эпоху раннего Средневековья
00:28

Analitika.at.ua. ИАЦ Analitika.at.ua приводит выступление известного украинского историка, председателя общественного научно-исследовательского центра «Восток-Запад», руководителя Донецкого центра Института востоковедения НАН Украины Михаила Швецова на Круглом столе «Украина-Армения: перспективы взаимовыгодного сотрудничества».

 

История и этапы формирования армянской диаспоры на землях нынешнего Донбасса мало изучены. Как мы уже отмечали, традиционно появление и расселение армян на этих землях связывают с событиями в России и в Крыму в третей четверти XVIII в. По мнению В.А. Пирко, приводящего данные первой переписи населения края в 1778 г., этот процесс в регионе Донетчины начинается с образования г. Нахичевань и пяти сел, ставших центром переселения армян в Восточную Украину из Крыма. М. Нейман приводит данные о пяти больших селах: Большие и Малые Салы, Топты, Нисвита и Чалтырь. Е.А. Калоеров приводит данные, аргументированные документами, о датах переселения и количестве переселенцев-армян в Приазовье. О расселении армян на землях Украины пишут: Л.О. Бабаян, Я.Р. Дашкевич, М.Г. Миргородская, И.Я. Гаюк, Дж. Галстян, О.А Габриелян. Данные письменных источников и исторических описаний указывают на Крымский полуостров, где раньше других земель современной Украины появились первые переселенцы-армяне. Среди исследователей армянской истории и истории армян на Украине в числе наиболее значительных надо выделить Я.Р. Дашкевича. По его мнению, древнейшие следы формирования армянских колоний на территории современной Украины относятся к ХІ ст.. Вопрос о более раннем появлении армянского населения на землях современного Донбасса остается пока не до конца решенным из-за отсутствия данных не только в известных письменных источниках, но и археологических. Это можно объяснить неполной исследованностью археологических материалов на открытых в Подонцовье и Приазовье памятниках. В качестве примера можно привести материалы исследования Л.Г. Шепко в Донбассе, в которых «на основе анализа одного из элементов сарматского декора выявлены аналогии, которые приводят к образцам древнеармянского орнамента». Истоки данного сюжета принадлежат к группе технического орнамента, связанного со строительной деятельностью, подобные изображения имеются на башнях крепости Тайшебаини, в слоях VIII–VI вв. до н.э.. Элементы данного орнамента можно увидеть также на фасаде усыпальницы и поминального храма князя Буртелa в Нораванке, датирующихся началом XIV в. Автор правомерно ставит вопрос: «где и как пересеклись художественные традиции Древней Армении и сарматских племен Приазовья? Необходимо заметить, что материалы раскопок дают возможность говорить также о раннесредневековых памятниках как о торговых факториях на трассах Великого Шелкового Пути. На землях Дешт-и-Кыпчак, как и Золотой Орды, существование ремесленно-торговых центров на сегодня реальность. Имеются ли факторы, дающие возможность говорить о более ранних этапах рассматриваемых миграций? По-видимому, да. Так, анализ собранных историко-географических и демографических данных дает возможность утверждать, что на процесс миграции армян влияют два основных фактора.

 

Во-первых, большая подвижность армянских эмигрантов и армянских эмиграционных движений.

Во-вторых, характер армянских эмиграционных движений. На первых этапах миграции непосредственно обозначилась четко выраженная профессиональная структура населения (преобладание ремесленников и купцов). Эти два фактора имеют большое значение при рассмотрении вопроса о развитии торговли и расселении армян в пределах прохождения трасс Великого Шелкового Пути.

 

Третьим, не менее важным фактором является религиозная консолидация, а именно – армянская церковь. Значительное место и весомость роли Церкви в исторической и культурной жизни армян на основе исторических данных и письменных источников исследует И.Я. Гаюк. Жизнь вдали от родины вынуждала армян всячески препятствовать процессу ассимиляции, создавая определенные механизмы для сохранения родного языка, религии и культуры. В этом процессе ведущая консолидирующая роль возложена на общину и религию. Армянские священнослужители постоянно находились в центре религиозной, образовательной, культурной и даже деловой жизни армянских диаспор.

 

Интересно отметить, что при проведении круглого стола «Армяне Юго-востока Украины и Восточной Европы» в ноябре 2009 года нашли отражение проблемы, характеризующие недостаток известных источников, освещающих все этапы жизни армянской диаспоры в регионе. Более половины докладов были посвящены истории армянского населения края конца ХІХ – начала ХХ ст., а их основу составили источники о заселении армянами Донбасса, мало исследованные и почти не опубликованные. Необходимо отметить, что согласно переписи населения Азовской губернии 1178 г., приводимой В.А. Пирко, армяне составляли 6,1 %, или 13 702 человека: из них 6952 мужчины и 6750 женщин. Эти же данные приводит и Е.А. Калоеров. История и расселение их на землях нашего края тоже не доисследованы. Присоединение Крыма к России и дальнейшая стабилизация конфессиональной проблемы стали поводом для возвращения в Крым части армянских переселенцев. Однако и эта тема не до конца исследована.

 

Архивные данные конца ХІХ – начала ХХ ст. свидетельствуют о том, что на территории региона в то время уже была значительная община армян. В Луганске «к концу 1905 г. насчитывалось более 100 семей. Широко известна в городе торговая сеть магазинов: Костаняна, Меликяна». В списке купцов г. Славянска за 1903 г. мы находим фамилию Азадянц А.К. В городе Бахмуте (Артемовск) среди хозяев городских деревянных лавок находим фамилию Маркарьянц Яков Сергеевич. Интересны и другие материалы Бахмутского уезда, в которых отражены данные о распределении армянского населения уезда по сословиям и состояниям. Но наибольшее количество армян в начале ХХ ст. мы находим в г. Юзовке. В основном это были ремесленники: сапожники, столяры, слесари, пекари и торговцы. В Юзовке была армяно-григорианская церковь. В 1910 г. священником в ней был Довтьян Карапет Авдеевич. Ближайший армяно-григорианский религиозный центр был в Нахичевани, где находилась армяно-григорианская Свято-Крестовоздвиженская церковь и монастырь.

 

Cледующий этап миграции армянского населения на земли Донбасса связан с событиями начала ХХ века. Международные перипетии начала ХХ века в Европе и геноцид армян, начавшийся в 1914 г. и дошедший до кровавых событий в 1915 г. в Западной Армении, стали одним из поводов для притока новых беженцев-армян из Турции. Не всегда это были случаи прямого переселения на земли Юго-Востока Украины, а переселение на земли Кавказа, в Ставропольский край и Прикубанье, а позднее на земли Юго-Востока Украины. Примером может служить жизненный путь предков Э.М. Софьянца, родители которого были родом: бабушка из Карса, потом переехала в Тбилиси, а отец из Карахачи, приехавших в Донбасс, где поселились близ Юзовки. И это не единичный случай такого пути переселения. Волею судеб несколько сот армян – беженцев из Турции нашли свое пристанище в молодом развивающемся городе Юзовке (Донецк).

Индустриализация и коллективизация вместе с кампанией привлечения национальных меньшинств к работе в промышленности послужили причиной активизации миграции из села в город, повышения уровня урбанизации национальных меньшинств. Это время характеризуется появлением центров культурного возрождения, которыми стали национальные школы, пресса, культурные учреждения – театры, клубы, издательства. В 1927–1928 гг. в Донбассе было 2 армянские школы, в которых было 8 групп, 6 учителей-армян, 236 учеников. Так, в списке школ Сталинского горсовета мы находим школы: армянская семилетка, которая находилась по адресу: 7-я линия, 10, директор – Абрамян; массовая школа № 9, адрес: 9-я линия, 4а.

 

В Луганске в эти годы активно работала армянская община. С 1897 г. местный настоятель Нерсес Ованесян работал в молитвенном доме, который находился в советское время по ул. Ленина, 18. По мнению И. Гаюк, официально община Армянской апостольской церкви в Луганске была зарегистрирована в 1923 г.. С 1926 года работал Луганский районный комитет помощи Армении. Именно по инициативе этого комитета в городе часто организовывались благотворительные концерты, театральные представления, средства от которых шли в фонд помощи Армении. Так, например, афиша от 25 января 1926 г. гласила: «Пьеса-спектакль на армянском языке. I часть – ария из оперы «Ануш». II часть – концертное отделение. Участники: Мовсесян А., Костанян К.И., Варданян В., Туманян П.Г., Акопян Н.А. и др.». В 1929 году в религиозном объединении насчитывалось более 200 человек. По материалам, опубликованным С. Матевосян, «…в 1927 г. в Луганске был открыт армянский клуб им. Шаумяна, работавший на общественных началах. Работой руководила ячейка завода ОР. При клубе организован пионерский отряд, кружки: музыкальный, драматический, шахматно-шашечный, ликбеза (армянский). Имелась библиотека, выпускались стенгазеты» .

 

В конце 30-х г. национально-культурное возрождение было полностью придушено репрессиями среди национальной интеллигенции, а также рабочих и наиболее активной части населения. Среди армян, которые вместе с представителями других национальностей были репрессированы, наиболее значимая личность – первый секретарь обкома Саркисов (Даниелян) Cаркис Артемович, руководивший Сталинской областью с 1933 по 1937 г. Родился в Нагорном Карабахе в 1898 году, получил среднее образование, член ВКП(б). Нужно отметить, что его деятельность на посту секретаря была весьма весомой. Среди репрессированных армян-пекарей Донецкой области были такие: Зудерьян Оганес Бедрусович, 1873 г.р., заведующий пекарней, проживал: г. Артемовск Донецкой области; Казарьян Хачатур Артемович, 1905 г.р., заведующий пекарней, проживал: село Михайловка Сталинской области; Калустян Аршак Шагенович, 1895 г.р., пекарь горпищеторга, проживал: г. Сталино Донецкой области. К сожалению, богатейшие материалы, существующие по армянскому населению 20–30-х годов г. Мариуполя, как и архивные данные начала ХХ века, так и остались на сегодня не обработанными. В таком же состоянии материалы по крупнейшим городам Донбасса: Горловке, Енакиево, Краматорску. Надо сказать, что репрессии не смогли до конца сломать представителей национальных армянских культурных объединений. Так, в начале 40-х годов в Сталино активно работала армянская община, руководитель которой Артем Арутюнов, репрессированный после войны, воссоздал армянскую церковь, школу и театр.

 

Армянский народ внес большой вклад в дело борьбы с немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. За годы войны погибло 83 200 армян. Как пример, по материалам только Донецкой области была собрана картотека почти 500 фамилий воинов-армян, которые погибли или пропали без вести на территории края во время военных действий. В освобождении Украины принимали участие 4 армянские национальные дивизии. На территории Донбасса много воинов-армян принимали участие в боях в составе 51-й стрелковой дивизии, 130-й Таганрогской орденоносной дивизии, 301-й стрелковой дивизии и др. В этих  дивизиях были наибольшие потери среди воинов-армян во время боевых действий на территории Донецкой области 1941–1943 гг. Всего погибло 464 воина-армянина. Данные нельзя считать полными. При обороне области погибло 126 человек, а при наступательных операциях – 88 воинов-армян. По г. Сталино эти потери составляют 25 воинов.

 

Со времени освобождения края (осенью 1943 года) начинается новый приток армян, связанный с периодом восстановления разрушенного Донбасса. В этот период на работу в Донбасс приезжали горные инженеры, врачи, архитекторы, офицеры и др., чтобы поднимать из руин промышленность Донбасса. Таким образом формировалась значительная община армян в Донбассе. Среди тех армян, которые приехали в этот период в Донбасс, было много таких, которые стали выдающимися людьми, яркими личностями, отдающими свой талант, силы и знания делу расцвета Донецкого края. В первую очередь надо назвать выдающегося медика К.Т. Овнатаняна. Он создал школу хирургов, анестезиологов, урологов. Среди его многочисленных учеников 35 кандидатов и 7 докторов наук. За заслуги в развитии здравоохранения, медицинской науки и подготовки кадров Каро Томасович был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Ему присвоено звание заслуженного деятеля науки УССР. Клинике факультетской хирургии ДонМИ, которой он руководил всю жизнь, и одной из улиц г. Донецка в 1971 году было присвоено имя К.Т. Овнатаняна.

Угольная промышленность Донбасса – одна из самых важных и значительных экономических отраслей края. Именно в ее техническом развитии и научно-производственном оснащении виден серьезный вклад ученых Донецкого института угля: Героя Социалистического труда C.Г. Артюнова, генерального директора треста Добропольуголь, лауреата Ленинской и Государственных премий, конструктора угледобывающей техники, главного инженера С.М. Арутюняна и директора института С.А Саратикянца, бывшего первого заместителя министра угольной промышленности Украины, начинавшего рабочий путь на шахтах г. Антрацита. Успешно работали армяне в Управлении Донецкой железной дороги и на железнодорожных станциях Донбасса. Известны их имена как работников в сфере культуры, науки и образования. Это профессор В.В. Хачванкян, главный редактор газеты «Армянский вестник – Наири», член-корреспондент АПН Украины, профессор. Э.М. Софьянц. В Луганске известны имена ученых-армян: профессора А.Х. Меликбекян и Д.Я. Якубович, доцента А.А. Петросяна, возглавившего в 1994 году армянское национально-культурное общество «Крунк» и организовавшего в Луганске армянскую воскресную школу, вокальный и танцевальный кружки.

 

Почти не исследованными остаются проблемы, связанные со значительным переселением армян-беженцев в 90-е годы ХХ ст. Основной причиной, как известно, стали события в Азербайджане, в Арцахе (Нагорном Карабахе), а затем землетрясение, произошедшее в Армении, в Спитаке. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, на территории Донецкой области проживают представители свыше 130 национальностей и народностей, среди которых 15,7 тыс. армян. За период 1979–2001 гг. наблюдается рост численности армян на территории области в 1,6 раза. Исторические события этого времени повлияли на усиление процесса миграции армян, в первую очередь из Армении. Основными причинами миграции были: экономические факторы; политические события в Нагорном Карабахе, экономическая и транспортная блокада со стороны Азербайджана. Количество городского населения армян значительно больше, чем сельского. В Донецкой области армяне расселены в больших городах. Прежде всего это Донецк (4 050 чел.), Краматорск (1 386 чел.), Мариуполь (1 205 чел.), Константиновка (906 чел.), Горловка (784 чел.) и др.

Необходимо отметить, что консолидация армянского населения в Донбассе – явление, несомненно, постоянное, к сожалению, прерываемое не по вине армян, и именно в 90-х годах, в период процесса демократизации, на новом витке подъема национального движения начинается возрождение национальных культурных, религиозных и просветительских структур армян в Донбассе. «В 1990 году в Донецке была открыта армянская воскресная школа. 21 марта 1992 года было зарегистрировано армянское культурно-просветительское общество «Наири». В апреле 1995 года было создано областное общество армян, председателем которого был избран профессор В.К. Гусак. Важным и, как исторически сложилось, традиционным событием явилось строительство армянской религиозной общиной церкви «Сурб Хач», освященной в 1998 г.. При церкви организована воскресная школа. Материалы об истории и формировании армянской церкви в Донбассе, уходящие корнями в конец XIX в., до конца не исследованы. Создаются региональные представительства армянских общин в Константиновке, Краматорске, Мариуполе, Селидово.

Значительным событием для армян Донбасса, как и для армян всего мира, явилось празднование в июне 2001 года 1700-летия принятия христианства народом Армении. В храме «Сурб Хач» была организована праздничная служба, на которую по приглашению Донецкого областного общества приехал глава украинской армянской епархии архиепископ Григорий. А в областном академическом театре оперы и балета был организован праздничный концерт.

 

Представленные немногие имеющиеся в нашем распоряжении материалы дают возможность показать многообразие деятельности армян на Юго-востоке Украины и в городах Донбасса – это промышленность, бизнес, наука, сфера обслуживания, торговля, медицина, образование. Большинство армянского населения области использует русский язык (59,5 %). В то же время по сравнению с другими национальными меньшинствами значительное количество армян использует родной язык (38,6 %). Украинский язык использует незначительное число армян (1,3 %). Это связано с тем, что Донбасс – русскоязычный регион, что влияет на эти показатели.

 

Подводя итог, надо сказать, что начало расселения армян на землях края уходит своими корнями в эпоху раннего Средневековья, а возможно и ранее.

 

Вместе с другими национальностями они подвергались репрессиям в 40-е годы, принимали активное участие в освобождении Украины во время Великой Отечественной войны и др.

 

В послевоенный период мы наблюдаем новый приток армян-мигрантов, среди которых много специалистов, интеллигенции и той молодежи, которая, учась в вузах Харьковской, Донецкой, Луганской и Днепропетровской областей, после их окончания связала свою жизнь с этими землями.

 

Однако этот период, как и последующий период перехода в ХХI век, остается неизученным и неисследованным. И в то же время можно сказать, что армяне Юго-Восточной Украины – это активные граждане государства, которые вносят весомый вклад в его историю, развитие и культуру.

Категория: Общество | Просмотров: 1022
Календарь новостей
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru