Главная » 2009»Ноябрь»20 » Milliyet: армяно-турецкие отношения: должны открыться не только границы, но и сердца
Milliyet: армяно-турецкие отношения: должны открыться не только границы, но и сердца
00:30
Analitika.at.ua. Во вторник я был в Школе управления им. Кеннеди
Гарвардского университета, в маленьком зале центра по вопросам прав человека.
Беседовал с примерно 20-ю представителями интеллигенции, собравшимися вокруг
стола.
Тема – армяно-турецкие отношения. Я начал свою речь с
выражения «подневольный ум».
Пытался объяснить, как национализм и националистическое
завладевают человеческим умом, взламывают двери критической мысли, как
обществом принимаются официальные стереотипы, и плененные умы, помимо этого,
уже ни о чем другом не могут думать. Вспомнил произведение польского поэта,
писателя, нобелевского лауреата Чеслава Милоша. Это сочинение под названием
«Подневольный ум» читали в 1980-х годах, в годы «холодной войны», оно произвело
на меня большое впечатление.
Когда прочитал эту книгу, понял, как в Восточной Европе в
годы тоталитарных режимов людей принудительно вели к единомыслию, и тогда мне
стало яснее, что такое культура демократии, что представляет собой плюрализм
мнений.
Эта книга очень понравилась и одному пожилому ученому из
Гарварда, психологу, в то же время проводящему работы по вопросам прав человека
и геноцида. Он приводил интересные примеры в связи с тоталитарным режимом,
подчеркивая, как даже самые блестящие умы с течением времени становились
пленниками.
Помню, как за день до этого, после дискуссии по
армяно-турецким отношениям, ко мне подошла одна армянка и рассказала историю.
- Это было в 1969 году в Стамбуле. Одна 16-летняя армянская
девушка училась в австрийском лицее. И однажды она решила не идти на экзамен по
истории. А преподавателю сказала следующее: «В этом учебнике истории, в
учебнике Эмина Октая, нас нет, армян нет. Получается, мы были призраками? Я
отказываюсь сдавать экзамен по предмету, который нас не учитывает». После этого
инцидента родители девушки отправили ее в Соединенные Штаты, в Бостон, для
продолжения образования.
- Знаю. В наших официальных учебниках истории нет не только
армян. И курдов нет. И алевитов нет. И Дерсима нет. И 1915-го года нет. Вы
можете утверждать обратное? Думаю, что нет.
Эта ситуация называется «жить во лжи». Необходимо жить,
зная, что было в ходе истории. Иначе говоря, считаться с историей.
От истории невозможно убежать. Невозможно все время скрывать
факты. Исторические факты в итоге цепляются за человека, и он не может от них
отделаться.
Например, события в Дерсиме...
Однако также неверно слепо предаваться истории и прошлому.
Это также пленяет человеческий ум. А «подневольными умами» невозможно достичь
примирения.
Я говорил на эти темы. Подчеркивал, что не только у
турецкой, но и у армянской стороны также есть националистическая идея, которая
держит человеческий ум в неволе.
Затем я перешел к Евросоюзу.
Отметил, что Евросоюз как проект примирения должен подняться
на сцену для преодоления национализма, который столько раз смачивался
человеческой кровью, приносил человечество в жертву. В этой связи я отметил,
что Евросоюз был мечтой дорогого Гранта Динка. Он считал, что на пути в
Евросоюз в Турции и Армении повысится уровень демократии и свободы, и таким
образом будут освобождены «подневольные умы» и «запертые сердца».
Он был прав.
Хочу сказать следующее: несомненно, установление
дипломатических отношений и открытие границы между Турцией и Арменией очень
важно. Для этого необходимо, чтобы Анкара и Ереван проявили политическую волю.
Однако этим нельзя ограничиваться.
Вместе с границами должны также распахнуться сердца. А когда
это произойдет, нужно создать более свободную среду для обсуждения Геноцида.
Я сказал, что историки, занимающиеся вопросами геноцида,
изолировали самих себя, как будто ожидая угрозу извне, и тем самым создали
порочный круг. Для преодоления этого я предложил увеличить число совместных
дискуссий между Турцией и Арменией, турками и армянами, ускорить урегулирование
отношений. Свою речь я заключил так: «Турция – уже не прежняя Турция. Преграды,
которые до сих пор давили на демократию и свободу в Турции, стали рушиться.
Инициативы по урегулированию отношений с Арменией, курдского и алевитского
вопросов, суд по делу «Эргенекон», правильные подходы военных в вопросе
демократии - все эти процессы свидетельствуют о том, что в Турции что-то
меняется в правильном направлении. И чем быстрее увидят «наполовину наполненный
стакан» Турции, чем больше армянская сторона будет демонстрировать
конструктивные подходы в отношениях с Турцией, тем быстрее урегулирование и
примирение постучаться к нам в дверь».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.