Analitika.at.ua. То, что наделало много шума в 60-е годы в Америке, а в
70-е дало знать о себе в Канаде, сейчас пытается внедрить в Армению канадский
скульптор и художник Геворк Г. Касабян. Приверженец минимализма, он
сгруппировал вокруг себя армянских художников, тяготеющих к абстрактному
искусству, и собирается широко представить их миру. Не так давно в Музее
современного искусства состоялась первая выставка, вторая намечается в Канаде,
дату которой Касабян пока не определил. Вообще пропаганду сегодняшнего
армянского искусства Касабян считает своим долгом. Помимо планируемой в Канаде
выставки, он открыл на обозрение всему миру
сайт www.armenianabstractartists.am.
О самом Касабяне и его ближайших планах - наша беседа.
- Геворк, расскажите, пожалуйста, о себе, о детстве - кто вы, откуда
родом, как оказались в Канаде?
- Родился в Алеппо, в обеспеченной семье. У отца была
мастерская по ремонту автомобилей, и с детства я ходил к нему в мастерскую,
помогал как мог, все детали машин знал назубок, отец потом шутя говорил, что я
сплю с металлом. До 12-го класса учился в благотворительном колледже, потом
поступил в институт, хотел стать инженером-механиком. В 1967-м началась война
между Израилем и Сирией, и я решил сразу после окончания института переехать в
Канаду. Поначалу брался за любую работу, пока утверждали мой диплом об
окончании института. Потом поступил в Лондонский университет, только не в
Великобритании, а неподалеку от Западного Онтарио - там есть город с таким
названием. Изучал там программирование, социологию и искусство, начиная с
античного и кончая современным. Заодно обучался рисованию, графике. Стипендии,
конечно, не хватало, и пять лет я подрабатывал медбратом в больнице. Как-то
один из миссионеров, помогавших больнице, поинтересовался, что я изучаю. Я
сказал, что занимаюсь искусством. Он спросил, не могу ли я сделать скульптуру
для больницы. Я охотно согласился и изваял женскую фигуру. Она почему-то
привлекла внимание газетчиков…
- И посыпались заказы?
- Через шесть месяцев заказал скульптуру для своего особняка
один зажиточный армянин.
- Вы сразу определились, в каком русле будете работать, или были поиски
себя, своего стиля?
- В Канаде очень много представителей искусства из Европы.
Это страна традиций, очень консервативная страна. Она не приемлет абстракции,
если у тебя нет связи с космосом. Я окончил университет в 1973-м, и уже тогда
делал минималистские работы в металле и в синтетических материалах, которые
привлекли внимание не только критики, но и государственных галерей. Эти работы
выставлялись в трех городах, о них много говорилось в газетах, на телевидении.
Фактически я одним из первых в Канаде обратился к минимализму, который еще в
60-е годы цвел пышным цветом в США.
- С минимализмом понятно, а почему вы считаете, что имеете связь с
космосом?
- В 1991 году я выполнял заказ одного шейха в Саудовской
Аравии. Мы сидели на ковре, ели плов, беседовали, потом вышли из особняка и
оказались в пустыне. Вокруг было высажено около 50 деревьев, и их чистое
дыхание ощущалось в воздухе. Я взглянул наверх и увидел небо, оно было так
близко, казалось, можно коснуться рукой до звезд. Присутствие творца,
абсолютное биение сердца Господня чувствовалось совсем близко, и я ощутил себя
каплей того моря, которое есть Бог. Я понял, что Он наделил нас возможностью
творить, подобно тому, как творит Он сам.
- Кроме вас и Арто Чакмакджяна много в Канаде известных
художников-армян?
- Человек десять, думаю, наберется. Насчет известности не
мне судить.
- Похоже, вы не очень-то общаетесь с армянской диаспорой.
- Да, особо тесных отношений нет. Потому что контакты с
диаспорой сводятся к партии Дашнакцутюн и благотворительности. Есть еще
какие-то клубы, армянские воскресные школы.
- Зачем вам нужны приезды в Армению?
- В Армению я впервые приехал в 1989 году - оказать помощь
Ленинакану. Потом в 1998-м, уже с семьей. Я ощущаю связь с этой землей. Туф,
обсидиан в скалах дают мне энергию. Когда я работаю с армянским камнем, ощущаю
память моих предков в нем, их историю, для меня это не просто камень, это
продолжение моих предков.
- Вы живете только на то, что зарабатываете искусством?
- Сейчас - да. Последние 12 лет живу и зарабатываю только
искусством. Я дал себе слово, что в 55 лет займусь только искусством. До этого
у меня был завод по изготовлению пластмассовых конструкций. Я как-никак инженер
по первой специальности.
- Вы хотите представить армянских абстракционистов в Канаде. Зачем вам
эта хлопотная затея? К тому же вряд ли кто-то возьмется спонсировать этот
проект: новые армяне предпочитают спонсировать шоу-программы.
- Моя цель - объединить всех профессиональных армянских
абстракционистов, чтобы они почувствовали себя сплоченными, единым целым, ведь
большинство из них не уехали, остались здесь. Я поддерживаю связь со всеми, уже
есть сайт, получаем много интересных откликов. Армянский рынок абстрактного
искусства абсолютно мертв, и только через Интернет эти самобытные, незаурядные
художники могут выйти в большой мир.
- В августе в Музее современного искусства состоялась выставка,
расскажите о ней.
- Были представлены работы примерно тридцати армянских
абстракционистов, начиная с первопроходцев, которых, к сожалению, уже нет в
живых, кончая молодыми. А дальше - по одной работе будет выставлено в Торонто и
Монреале. Хочу, чтобы армянских абстракционистов узнали не только канадские
армяне, но и сами канадцы. Роза ЕГИАЗАРЯН, Sobesednik.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.