Четверг, 28.03.2024, 14:57
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Август » 18 » Мировой экономический кризис и Армения
Мировой экономический кризис и Армения
01:12

Analitika.at.ua. Мировой экономический кризис выступает и как серьезная угроза национальной безопасности, и одновременно как определяющий фактор в реорганизации управления, в селекции приоритетов и понимании перспектив. Армения недопустимо длительное время ограничивала свою экономическую политику контролем за макропараметрами, при этом обращая внимания лишь на 3-5 из них. Правительство так и не выработало конкретные планы развития тех или иных отраслей, не определило приемлемые экономические, воспроизводственные и отраслевые пропорции. Практически не создано ни одной конкурентоспособной отрасли, не сделано ни одного шага в формировании комплексов взаимосвязанных производств. Попытки частного бизнеса развивать те или иные отрасли лишь отчасти приводили к успеху, но во многом сталкивались с отсутствием свободы предпринимательства. Политика правительства, направленная на максимальное "освобождение" госбюджета от затрат на развитие инфраструктуры, понятна, но привлечение частного, в том числе зарубежного капитала, сопровождалось "соблюдением" личных и групповых интересов, что затормозило развитие инфраструктуры и некоторых промышленных предприятий на десятилетие.

 

Наряду с этим практически ничего не сделано в направлении развития импортозамещения, хотя имелись большие возможности - особенно в сферах легкой и местной промышленности, производства стройматериалов, электротехники и химической промышленности. Важные производства жизнеобеспечения, создающие условия для самообеспечения, так и не получили развития. Несмотря на некоторые успехи, к моменту первых сигналов о приближающемся кризисе были упущены огромные возможности - и правительство поняло, что произошли невосполнимые упущения. Нынешний кризис имел довольно продолжительный пролог, растянувшийся на весь 2008 год, но при этом не было сделано никаких выводов, и, видимо, предполагалось, что "блокированная" Армения сумеет выйти из всех событий с минимальными потерями. При этом утверждались странные мысли о том, что Армения не интегрирована в мировую финансовую систему - как позитивное для данных событий обстоятельство. Вместе с тем экспорт Армении состоит из довольно уязвимых кластеров, а внутреннее потребление во многом зависит от частных трансфертов.

 

Практически мы вновь оказались "в начале 90-х годов", беспомощно наблюдая внешние системные катастрофические изменения экономических и политических условий. Мало надежд на то, что наше общество и политический класс сделают соответствующие выводы и изменят характер и стиль управления. Возможно, настоящие события немного подтолкнут к принятию тех или иных решений. Но нужно понимать, что армянское частное предпринимательство не способно и не готово осуществить задачи, связанные с экономической безопасностью, хотя и могли бы успешно принять участие в этом. Перед государством стоят задачи осуществления крупномасштабных программ - и только оно способно управлять этими процессами. Вместе с тем государство могло бы выполнять только роль менеджера, но никак не политико-идеологического лидера. Стало совершенно ясно, что без должного воздействия общества на правительство данные задачи выполнены не будут. Важнейшей составляющей частью так называемого гражданского общества в Армении должно стать "общество профессионалов", которые ясно представляли бы задачи и пути решения.

 

Приоритетные задачи для армянской экономики нетрудно представить. Предыдущие поколения, исходя из возможностей, энергетических, сырьевых и земельных ограничений и творческих способностей, определили экономический профиль страны: металлургическая, электротехническая, химическая, легкая промышленность, информационные технологии, технические сельскохозяйственные культуры. В настоящее время в Армении практически отсутствуют отраслевая политика, представления о приоритетах развития экономики, инициативы по развитию конкурентных отраслей. 2009 год стал последним в ряду этапов благодушия, игнорирования очевидных проблем и задач, эгоистического накопления малоэффективного капитала, основанного на слиянии с властью, отсутствия стратегических инвестиций, концентрации общественного богатства в руках очень немногих. 2011-й стал годом оживления экономики и попыток политического руководства перетасовать политическую и экономическую элиту, а также администрацию. Пока все это носит ротационный, а не эволюционный характер.

 

Либо руководство страны понимает, что именно нынешняя администрация привела ее в политический тупик, и решило совершить "чистку" кадров, либо возникло подозрение о необходимости сформировать новые бизнес-круги, новые условия предпринимательства. Политическая элита, предпочитающая проводить такую ограниченную политику, конечно же, не может быть уверенной в поддержке народа и вооруженных сил, в выполнении приказов при отражении внешних военных угроз. Вопрос стоял уже не о каких-то креативных решениях в части развития, а просто о выживании. Тем не менее, международные финансовые организации и Россия оказали Армении финансовую помощь, что имело важное значение. Вместе с тем национальный капитал буквально капитулировал перед трудностями и совершенно не предпринял усилий, даже не сделал попыток для поиска новых путей развития экономики. Национальный капитал в лучшем случае пытался получить содействие и помощь государства и воспользоваться имеющимися в распоряжении правительства скромными финансовыми ресурсами.

 

В одном из последних выступлений премьер-министр Армении сообщил общественности, что приоритетными отраслями промышленности будут горнорудная и программное обеспечение, то есть отрасли, которые существовали и получили некоторое развитие абсолютно без какого-либо серьезного участия правительства. Хотя и в этом направлении вряд ли возможно ожидать значительного увеличения объемов производства, так как Армения хотя и обладает достаточно крупными ресурсами минерального сырья, но они не столь велики, чтобы сделать ставку на эту отрасль как ведущую. В настоящее время объем экспорта производства горнорудной и металлургической промышленности составляет около $400 млн, т.е. 70% от всего объема отечественного экспорта. Инициатива разработок месторождений железной руды, организованных китайским капиталом, принесет в госбюджет, по сообщениям СМИ, до $50 млн. Конечно, это немалые объемы, учитывая величины минеральной базы страны, но это не может рассматриваться как основа отечественной промышленности - тем более что большая часть продукции данной отрасли вывозится как сырье, то есть в виде концентратов. Даже это столь ценное для Армении сырье большей частью не подвергается соответствующей переработке, не говоря уже об использовании его на стадии "третьего" передела, то есть в электротехнической промышленности.

 

Экспорт машиностроительной продукции составляет только около $35 млн, а пищевой – около $130 млн. Такой ресурс, как сельское хозяйство, по однозначным оценкам, используется лишь на половину ее возможностей. По существу, экономика Армении базируется на двух составляющих – использовании того, что находится "на поверхности", то есть минерального сырья, а также того ограниченного рынка, который обеспечивают зарубежные трансферты. Такая "модель" экономики сформулирована и сформирована при прежних правящих режимах, которые почему-то назывались либеральными, когда экономикой Армении заправляли либо школяры и малограмотные экономисты, либо военизированные группы. Сегодня создается впечатление, что армянская элита смирилась с теми структурными пропорциями, которые сложились в экономике и промышленности, представляя страну такой, какой она выглядит сейчас. После многих ожиданий услышать, наконец, от правительства, какой оно представляет экономику и промышленность, довелось выяснить этот вопрос, причем в самом неприглядном виде. Совершенно понятно, что развитие промышленности в значительных объемах в Армении может быть связано с развитием определенных отраслей машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности, легпрома и некоторых производств фармацевтической и химической промышленности, то есть того, чем и являлась промышленность Армении прежде. Сфере компьютерных технологий, которые весьма успешно развиваются в Армении, не оказывается сколько-нибудь существенной поддержки. Различные производства высокотехнологического свойства возникают и существуют в микроскопических объемах и также не пользуются поддержкой правительства.

 

После всевозможных рассуждений в профессиональных и не совсем кругах стало понятно, что рыночные условия и даже приемлемое законодательство не являются достаточными условиями для развития промышленности в Армении. Наиболее важным фактором является соответствующая государственная политика, когда государство выступает не только как организатор предприятий, но и участником применения капитала. Данная политика должна носить программный характер и содержать конкретные задачи отраслевого уровня. Вторым фактором является формирование "стереотипа поведения" предпринимательского класса, получившего соответствующие образование, навыки и рассматривающего развитие экономики как решение долгосрочных и масштабных задач. То есть необходимо уйти от мелкобуржуазной психологии, а также активнее применять различные формы собственности и соучастия в предприятиях.

 

Государство должно сосредоточить отечественный капитал на решении масштабных, стратегических задач, на создании важнейших объектов инфраструктуры и промышленности, а не только заниматься вечными тезисами о развитии малого бизнеса. Малый бизнес в такой стране, как Армения, затрудняется в развитии из-за отсутствия крупной и средней промышленности. До сих пор в Армении нет правительственной программы и даже определенных намеков относительно развития импортозамещающих отраслей промышленности. По различным оценкам, в стране имеется рынок в $1-1,5 млрд, который может заполнить отечественная продукция - пищевой, легкой, пластмассовой, электротехнической, керамической промышленности и многих других отраслей. Отечественные предприниматели, как правило, объясняют отсутствие интереса к данным сферам производства высокими ценами на сырье и транспортировку. Но это большей частью отговорки, выражающие настроения пассивных, безынициативных людей, никогда не занимавшихся ни производством, ни решением производственно-технических вопросов.

 

В Армении отсутствует класс предпринимателей, имеющих представление о промышленности, о производстве и обработке материалов. Таким образом, произошел альянс двух групп совершенно недееспособных людей, захвативших ведущие и определяющие позиции в экономике - администраторов-управленцев и предпринимателей, не имеющих способностей, образования, знаний и даже "спортивного интереса" к такой отрасли, как промышленность. Создается впечатление, что развитие промышленности угрожает благополучию нынешних предпринимательских групп, а также администрации разного уровня. Около 10 лет назад, когда в Армении возникли некоторые признаки развития и республику поспешили окрестить "кавказским тигром", возникло предположение, что нам предстоит медленное, одностороннее развитие при явных диспропорциях в воспроизводстве и отсутствии стратегических инвестиций. Эта формулировка выглядит довольно цивилизованно, но если употреблять иные выражения, то в стране возникла примитивная структура экономики, базирующаяся на колониальном способе использовании сырья и помощи экономических мигрантов.

 

Актуальная оппозиция предпочитает популистский тезис о борьбе с клановой экономикой, которую необходимо уничтожить и тем самым нивелировать коррупцию. Но дело в том, что именно эти политические деятели и создали клановую экономику и коррупцию "нового типа". Одним из социальных феноменов, как известно, является "короткая память" людей, но, независимо от клинической ситуации в отношении памяти, стремящаяся к власти оппозиция, несомненно, одобрит и продолжит нынешние порядки в государстве и обществе. Имеет ли Армения экономические и социальные перспективы, что может внести в управление и в экономическую политику иные приемы и иное видение? Есть ли в Армении социальные слои, которые способны стать базой для политически активных групп в совершении серьезных реформ? Способны ли нынешние политические руководители, нынешний политический режим совершить прорыв в мышлении и в формировании новых предпринимательских кругов, могущих привнести в экономическую жизнь новые интересы и амбиции?

 

Главным фактором мирового экономического кризиса является наличие огромных "мертвых" активов, и пока эти активы не будут ликвидированы, даже ценой ликвидации состояний многих миллионов людей - прежде всего в США и в экономически высокоразвитых странах, - любые попытки преодолеть кризис явятся косметическими мерами. США имели возможность довольно быстро ликвидировать данные мертвые активы, пожертвовав интересами крупных финансовых групп, а также миллионов держателей ценных бумаг, но этого не произошло - и США предпочли накачивать неликвидные активы, надеясь спасением этого пузыря оживить реальную экономику. США продемонстрировали, что их политика основана на определенной экономической идеологии, которая не допускает лишения основы деятельности крупнейших олигархических групп. Администрация США, в которой прекрасно понимают причины и способы преодоления кризиса, не посмела даже предложить данные меры в дискуссионном порядке. Началась накачка долларами, причем не реальной экономики, а в целях обеспечить обязательства финансовых групп. Но долговые обязательства возросли, и это привело США к новому этапу кризиса.

 

Данный мировой кризис является не кризисом прежних стадий капитализма, кризисом неликвидности. В этот период происходит пересмотр геополитических и геоэкономических приоритетов, а также смещение центров сил в глобальном геополитическом раскладе. Будут возникать новые мировые центры силы, новые альянсы, в том числе региональные. США не будут выглядеть отступающей мировой державой, а напротив, предпочтут перестроить свои позиции в мире и утвердить свои позиции во многих регионах.

 

Следует отметить, что США все более приобретают новых партнеров в лице довольно сомнительных прежде партнеров. Это предполагает кардинальные пересмотры сложившихся схем региональной инфраструктуры, а затем мировой сети коммуникаций и инфраструктурных систем. Параллельно этому началось внедрение новых технологий и систем вооружений. Это приведет к тому, что процветающие сейчас страны окажутся в ряду весьма неблагополучных, а экономические аутсайдеры станут приобретать совершенно не существующие сейчас преимущества. Как бы ни были успешны многие государства, без должных геополитических условий они не могут долго держать форму - даже при наличии крупных резервов минерального и энергетического сырья. Если отметить наиболее важные линии помощи, которую оказывает Армении внешний мир, то уверенно можно сказать, что это происходит исключительно по геополитическим мотивам. Экономическое развитие Армении связано с изменениями внутренних социальных стереотипов, а также с глобальными геополитическими переменами. Игорь МУРАДЯН, «Голос Армении»

Категория: Экономика | Просмотров: 759
Календарь новостей
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru