Analitika.at.ua. Международным инстанциям пора уже перейти от благодушных
слов к практическим делам - необходимо наложить эмбарго на поставку в
Азербайджан вооружения и военной техники.
Как известно, процесс урегулирования нагорно-карабахского
конфликта ныне ведется на основе трех важных принципов: самоопределения
народов, территориальной целостности, а также неприменения силы или угрозы
применения силы. Надо сказать, последний принцип все чаще подчеркивается
международными посредниками, в том числе и на самом высоком уровне. И,
разумеется, неспроста. В этом, вне всякого сомнения, свою неблаговидную роль
сыграл и продолжает играть Азербайджан, не перестающий шантажировать угрозой
возобновления войны в случае, если его запросы - к слову, крайне максималистские
- не будут удовлетворены.
С целью доказать международному сообществу хрупкость и
зыбкость нынешнего состояния "ни войны ни мира", а заодно и
подтвердить свое реноме как стороны, в любую минуту готовой к решительным
действиям, Азербайджан регулярно нарушает режим перемирия в зоне карабахского
конфликта. Практически ежедневно позиции Армии обороны НКР обстреливаются из
различных видов стрелкового оружия. Однако надо признать, что в последнее время
интенсивность обстрелов заметно возросла.
Обращает на себя внимание тот факт, что подобные
провокационные действия сопровождаются пропагандистской поддержкой
азербайджанскими чиновниками разного ранга, вплоть до президента. А если
точнее, по большей части именно президентом. Так, совсем недавно на встрече с
вынужденными переселенцами Ильхам Алиев вновь отметился милитаристским
выступлением. Фарисейски заявив, что "мы хотим, чтобы вопрос был решен
мирным путем, мы не хотим возобновления войны", он затем все же не
удержался и в привычной уже для себя манере добавил: "Вместе с тем мы
наращиваем свою мощь, укрепляем военный и экономический потенциал нашей страны
и в любой момент должны быть готовы любым путем освободить наши земли от врага.
События, происходящие в различных уголках сегодняшнего мира, свидетельствуют о
том, что фактор силы играет решающую роль".
Надо сказать, международное сообщество, в частности, в лице
посредников от ОБСЕ довольно исправно исполняет свою роль примирителя, с
завидным постоянством напоминая о недопустимости силового решения проблемы.
Так, сравнительно недавно Совет министров иностранных дел ОБСЕ принял в Афинах
заявление о том, что конфликт нужно решать исключительно мирным путем, за
столом переговоров, не прибегая к угрозе силой. Причем к заявлению
присоединился также Азербайджан. Более того, по утверждению министра
иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, там же, в Афинах, Совет министров
ОБСЕ впервые постановил, что карабахский вопрос должен решаться на основе права
наций на самоопределение.
Признаемся, подобные действия ОБСЕ заслуживают только и
только похвалы и уважения. Однако ирония ситуации в том, что если посредники
ограничиваются вербальными заявлениями и не идут дальше слов, то Азербайджан не
удовлетворяется сугубо риторикой. Он активно за счет нефтедолларов и при помощи
других стран наращивает свою военную мощь, причем этого и не скрывает,
пренебрегая как предупреждениями авторитетных международных структур, так и
квотами на обычные вооружения в Европе. Цель Баку более чем понятна - изменение
существующего баланса сил в свою пользу. Однако в этой ситуации не совсем
понятно бездействие международных посредников, не устающих твердить о важности
обеспечения региональной безопасности.
Неоднократно и многими говорилось о том, что новая война,
если она, не дай бог, вспыхнет, станет катастрофой для всего региона. Именно
эту ужасающую перспективу Азербайджан пытается использовать в своей грязной
игре по устрашению Армении и Нагорного Карабаха, а также международного
сообщества. Однако официальному Баку следует всегда помнить, что при силовом
сценарии решения конфликта ему не избежать больших политических и
социально-экономических потрясений, чреватых утратой собственной
государственности.
Не нами сказано, что одного только численного превосходства
и мощной техники недостаточно для достижения победы, что подтвердила и
азербайджано-карабахская война. И потому Азербайджану не следует говорить с
обеими армянскими сторонами языком ультиматумов, как не следует и питать
иллюзий относительно возможности запугать их войной.
Думается, влиятельным международным инстанциям пора уже
перейти от благодушных слов к практическим делам. Им прежде всего необходимо
прекратить безудержное наращивание Азербайджаном своего военного потенциала,
для чего необходимо наложить эмбарго на поставку в эту страну вооружения и
военной техники. Вооружать страну, агрессивный, конфликтогенный потенциал
которой давно уже зашкаливает, не просто опасно, но даже преступно. Ведь, как
известно, ружье, которое с первого акта пьесы висит на стене, к ее финалу
обязательно выстрелит. И если уж Ильхам Алиев полагает, что "фактор силы
играет решающую роль", то именно с позиции силы и нужно заставить его
отказаться играть в весьма опасные военные игры. Все же хочется думать, что
миру нужна не война, а мир.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.