Analitika.at.ua. Впервые имя Петра Газарова я прочел на крупнейшем
российском интернет-сайте, посвященном джазу. Рецензент в весьма лестных словах
отзывался о молодом музыканте. Поковырявшись во Всемирной паутине, мне удалось
выяснить, что, как и многие его сверстники, избравшие для себя джазовую стезю,
Петр пишет музыку и играет на альт-саксофоне и, судя по всему, в настоящее
время уже выстраивается творческая история, имеющая все шансы на яркое будущее.
В исполнительской манере молодого парня уже сейчас чувствуется некий стержень,
а в его музыке полно мыслей, причем собственных.
Отец Петра, известный российский киноактер Сергей Ишханович
Газаров ("12", "Турецкий гамбит", "Доктор Живаго"
и др.), сам большой любитель джаза, с детства прививал своим детям - двум
сыновьям - любовь к культуре, музыке и джазу в частности. И вот старший сын,
вняв этим урокам, занялся музыкой всерьез.
Сегодня Петр даже не может толком объяснить, чем его привлек
именно джаз. Еще в раннем возрасте он пытался играть на саксофоне, поэтому
можно сказать, что отношение Петра к джазу - это неосознанный интуитивный
выбор. Затем в его жизни были музыкальная школа, училище и грант на обучение в
нью-йоркской The New School for Jazz and Contemporary Music. Он разослал свои
документы и записи во многие американские музыкальные заведения и получил
приглашения и гранты на полное обеспечение сразу из 4 (!) из них. Он выбрал
наиболее подходящий ему по программе. А ментором его там стал знаменитый
американский саксофонист, авангардист и новатор Грег Осби.
В мае этого года Петр окончил Новую школу и вернулся в
Москву. За прошедший сезон он выступал в США, Европе, гастролировал по России.
В его активе сотрудничество со многими российскими и зарубежными музыкантами, в
числе которых Игорь Бутман, Яков Окунь, Валерий Пономарев, Джордж Гарзонне,
Грег Осби и другие. Сейчас молодой музыкант готовится к записи своего альбома в
Нью-Йорке. А пока московская публика практически каждую неделю имеет
возможность послушать его игру в клубах, где он выступает с певицей Алиной
Ростоцкой и пианистом Яковом Окунем. Музыкант, который в свободное время любит
слушать классическую музыку, хип-хоп и рэп, все еще находится в процессе
творческого поиска. Он не может говорить о симпатии к какому-либо определенному
музыкальному коллективу и, если чувствует, что люди, с которыми он играет,
близки ему по духу, в их среде рождается настоящая музыка.
Несмотря на полную занятость, грандиозные планы, создание
собственной группы PETR MOSCOW QUARTET, Газаров-младший считает, что джаз в
России все же не развит. "В России зачастую слушателями воспринимается
только классический джаз. А ведь джазовая музыка развивается, становится более
модернизированной и музыкально насыщенной. Сегодня джаз - это просто модное
слово для многих россиян. Некоторые знают имена великих джазменов лишь
понаслышке и произносят их просто ради красного словца... Слушают только те
композиции, которые на слуху у всех, приходят в клубы лишь для того, чтобы
покрасоваться... В таких условиях джаз не будет развиваться".
То, что удалось послушать на сайте юноши, наглядно
демонстрирует, что в России должен появиться новый, яркий, с собственным
творческим лицом джазовый музыкант. Давайте запомним это имя: о нем мы еще
услышим в самое ближайшее время.
Еще один джазовый музыкант с армянскими корнями заявил о
себе достаточно громко по ту сторону океана. О нем пишут сейчас все серьезные
музыкальные издания Америки - от AllABoutJAzz до AllMusicGuide и Metroland.
Арам Баджакян, молодой гитарист из Бруклина, на своем пока еще коротком
творческом, да и жизненном пути успел засветиться на многих сценах - от чисто
джазовой, до авангард-роковой. Его манера игры пришлась по душе и джазовому
саксофонисту - легендарному Джону Зорну, и крутым парням из рэпповой группы
Killing Floor, и певцу - представителю "новой волны" рока Лу Риду.
Его уважают и приглашают на совместные выступления легенды джаза Юзеф Латиф и
Марк Рибо, яркие представители уорлд-музыки - африканец Нью Масекела, и
королева персидско-американской песни Хаале и несчетное количество рокеров,
рэпперов, представителей соул и фанк-музыки.
Играть на гитаре Арам начал в десять лет. Тогда же он
получил свою первую награду, выступив в финале ТВ-программы по типу "Алло,
мы ищем таланты", где он в точности повторил соло знаменитого
рок-гитариста Джимми Пейджа из группы "Лед Зеппелин", считавшееся до
того момента непревзойденным. Он всерьез, профессионально обучался музыке,
более того, не ограничивался лишь занятиями в классе. Арам долго и много
путешествовал по Западной Африке, Индии и Марокко, изучая музыку этих регионов.
И, конечно, особое внимание он уделял наследию собственного народа. В своих
композициях он всегда ясно демонстрирует, к какой культуре принадлежит,
рассказывает перед исполнением каждой композиции, чему она посвящена и почему
называется именно так: "Себастия", "Айастан",
"Шиш"... И хотя, как и любой представитель западной диаспоры, он испытал
на себе влияние турецкой, арабской и греческой культур (и это тоже чувствуется
в его музыке), тем не менее музыка его чисто армянская.
И вот в конце прошлого года во время одного из выступлений
его заметил Джон Зорн, музыкант, имя которого ассоциируется с такими
определениями, как "авангард, эксперимент, эпатаж, свободный джаз,
модерн" и т.п. Услышав в музыке Арама креативное начало, смелый и свежий
подход в манере исполнения, он пригласил его к себе и предложил записать альбом
на своей знаменитой в мире музыкального авангарда студии TZADIK. Вместе со
своими партнерами и единомышленниками, басистом Шахиром Эзрой Блюменкранцем и
скрипачом Томом Стаффордом, за месяц они записали альбом "КЕФ".
"ГА" уже писал об этом дебюте, представляя альбом в своих регулярных
обзорах новостей музыки. И чтобы не повторяться, скажу лишь, что музыка
действительно весьма интересная. С одной стороны, ей присущи восточная
пряность, мелодизм и некая таинственность, с другой - в ней присутствуют ритмы,
трюки и подходы, демонстрирующие помесь Востока и Запада. Манера и техника игры
Баджакяна поражают - он в равных количествах использует приемы рокеров и
джазменов, а в кульминационных моментах играет даже скрипичным смычком на своей
электрогитаре.
В аннотации к этой записи Джон Зорн написал: "Музыка
Арама Баджакяна вобрала в себя экзотические ритмы, прекрасные армянские мелодии
и жгучую, обжигающую слух технику игры на гитаре".
Со дня выхода в свет альбома прошло всего полгода, а он уже
был оценен критиками в пять звезд! Безусловный успех молодого музыканта и его
дебютной работы. В настоящее время идут переговоры о работе над вторым альбомом
Арама и гастролях его группы по Америке. Учитывая многоплановость и
разносторонность его таланта, уверен, что в самое ближайшее время мы услышим
его гитару на альбомах музыкантов и других стилей и жанров. Но, честно говоря,
хотелось бы, чтобы он развил свой успех и уделил больше внимания сольной
карьере - ведь она строится на его национальных корнях и культуре его народа.
Армен МАНУКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.