Главная » 2011»Ноябрь»9 » Московский Комсомолец: Народ, которому все фиолетово
Московский Комсомолец: Народ, которому все фиолетово
01:37
Analitika.at.ua. "МК” побывал в армянском селе, где не смотрят телевизор и
не ругаются матом
Светловолосые и голубоглазые, в горах Армении они как
пришельцы с другой планеты. Кругом – Ваагни, Гамзачиган, Дебет и вдруг – село
Фиолетово, где дома с резными наличниками.
На крышах – ни одной антенны. Здесь не смотрят телевизор, не
читают газет, не гонят самогон, не курят и не ругаются матом. Уже почти два
века в Фиолетове обособленно живут русские староверы – молокане. У них –
ветхозаветные имена. "Входя в дух” – молитвенный экстаз – они подпрыгивают,
поэтому их зовут еще "прыгунами”.
Соседи уважают их за трудолюбие и патологическую честность. По-особому
засоленную в дубовых кадках молоканскую капусту знают не только в Закавказье.
«Отведуйте с душой желадной!»
Молоканское село за поворотом открывается внезапно. С
домами, украшенными под теремок чердачными окнами, с изумрудными квадратами
огородов. Как будто кто-то невидимый бросил между скал пестрое лоскутное
одеяло.
На обочине вырастают торговые точки молокан. Продавцы стоят
обособленно, прилавки с расписными навесами рассчитаны только на одного
человека. Но внимание привлекают не горы картошки и банки с молоком, а лица –
тонкие, просветленные, будто с картин Врубеля и Васнецова.
– В ладах с совестью живут! – говорит Иван Семенов,
возглавляющий Фонд помощи и содействия российским соотечественникам в Армении.
Ни один из продавцов не машет призывно руками, не
нахваливает шумно товар. И это в Армении, где любят торговаться!
Притормаживаем около колоритного деда с окладистой бородой.
Под распахнутым жилетом – рубаха навыпуск, тонкая подпояска. Прозрачные, как
лед, глаза держат, не отпускают. Или старовер обладает гипнозом? Ходят же они в
духе, умудряются во время молитвы впадать в транс...
Накатывает волна тепла, оцепенение спадает... Побаловался
дед, почувствовал свою силу и отпустил. Теперь стоит ровно, сложив руки на
посохе, говорит, улыбаясь, нараспев:
– Потай, приезжи? Утрафьте, возьмитя к ужоткому картовь.
Надысь до дождя копали, приспели.
К нам спешат женщины с соседних прилавков. Все – в платьях с
воротниками под горло и белых накрахмаленных передниках.
– Отведуйте с душой желадной! – протягивает нам красные
яблоки круглолицая молоканка. На наше «спасибо» следует напевный ответ: «На
чем? На своем на добром?»
На одной из товарок поверх платья надета специальная накидка
– понева. Старинная, домотканая. «Век долой! Дореволюционная Россия...» –
говорит коллега.
Почувствовав на себе холодный глаз объектива, все разом
закрывают лица руками. Фотокамера, как радио и телевидение, для молокан – от
лукавого!
Они не признают церковной иерархии, рукотворных храмов,
православных обрядов, не верят в «деревянки» – иконы. Молясь, не осеняют себя
крестом, а крестины именуют «кстинами».
Молоканами их назвали, потому что в пост в отличие от
остальных православных они ели молочные продукты.
Спускаемся с трассы в село. В низине всего две улицы, 380
хозяйств, по-местному — «дымов», чуть меньше 1,5 тысячи жителей. Горизонта нет,
куда ни глянь, всюду – горы. Три часа езды, что до Еревана, что до Тбилиси.
– Глубинка, – соглашается Иван Семенов, выросший в семье
староверов. – Но молокане считали, что сам Господь послал их сюда с
определенными целями.
195 мужчин и 194 женщины поселились в лощине на месте
военного блокпоста, между Базумским и Памбакским хребтами, еще в 1840 году.
Тамбовскую губернию покинули согласно декрету Николая I. Сектантов, что
поклонялись Богу только в духе, решили удалить подальше от православного мира.
– Шли пешком – кто босой, кто в лаптях. Власти думали, что
молокане растворятся среди разноплеменного населения Закавказья, а получилось
наоборот: духовные христиане сплотились, благодаря вере смогли создать на
чужбине уголок России.
После тамбовских богатых черноземов молоканам досталась
бурая земля, нанесенная ветром на скалы. Чтобы разбить огороды – пришлось
возить плодородную почву на тачках из долины.
– Армяне переняли от переселенцев столярное и кузнечное
дело, – продолжает рассказывать Иван Семенов. – Стали сажать картошку, заменили
арбу четырехколесной повозкой. Староверы же на новом месте научились разводить
овец.
Первые избы молокане строили сообща. Скот, земля – все было
общественным. Через несколько лет в русских селах уже работали десятки
сыроделен. Общины жили замкнуто. В метрических книгах их обязали регистрировать
рожденных детей, тех, кто вступал в брак, умерших. Опасаясь, что их всех
перепишут и заставят перейти в православие, молокане эти книги вскоре забросили.
– Случалось, что под именем покойника скрывался беглец из
России. Молокане нередко укрывали у себя преследуемых за веру. При проверке
случались казусы: приемный беглец, включенный в список вместо умершего сына,
вдруг оказывался старше своих «родителей».
Власти смотрели на это сквозь пальцы. Бородатые переселенцы
не нарушали закон, вели трезвый образ жизни, называли друг друга братьями и
сестрами, все свободное время делили между Богом и семьей.
«Держит в доме сатану»
Въезжаем в село. До 30-х годов оно называлось Никитино.
Потом было переименовано в Фиолетово в честь одного из 26 расстрелянных
бакинских комиссаров – Ивана Фиолетова.
Сельская улица «съезжает» к горной реке с труднопроизносимым
названием, Агстев. Вдруг – по нарастающей — цокот множества копыт. На дороге
вырисовывается стадо коров. А можно сказать, и табун: все рогатые подкованные.
– Наши буренки, чтобы подняться на горные пастбища, проходят
путь в 15–17 километров, и все – по камням. Не «оденешь» копыта в железо,
коровы ноги в кровь изотрут, будут хромать, – говорит Алексей Новиков –
сельский староста, он же глава администрации Фиолетова.
Молоканам после женитьбы положено отпускать бороду. Алексей
Ильич – гладко выбрит, во вполне современном костюме.
Местные жители, что стоят с молоком и картошкой у трассы,
успели шепнуть: «Идолопоклонник, держит в доме сатану – телевизор, а в управлении
– компьютер».
– Я за село отвечаю, мне без связи и информации нельзя, –
говорит в свою защиту староста. – Как выйду из дома, все деревенские ко мне:
«Какие новости в миру?»
Алексей Ильич, по мнению молокан, еще и «прелюбодей». Семьи
здесь традиционно крепкие, а этот посмел развестись и снова жениться. Взял
пришлую молоканку, Сару Абрамовну из Мордовии. К тому же переметнулся от
«прыгунов» к «постоянным» (один из подвидов учения молокан. – Авт.), стал
ездить молиться в соседний Дилижан.
По местным меркам Новиков – олигарх. В хозяйстве – 20 коров,
как здесь говорят – «20 животов». Дочь Татьяна живет в доме по соседству, в
семье подрастают двое детей. А вот три его сына, старшему из которых уже
стукнуло 40 лет, до сих пор ходят в холостяках. «Никто из местных не отдаст за
них своих дочерей, – делилась с нами, поджав губы, Агафья. – И все из-за отца».
Должность главы администрации – выборная, голосование –
каждые четыре года, и вот уже скоро будет 20 лет, как этот пост занимает
Алексей Ильич.
Но реальная власть в селе, по уверениям жителей Фиолетова,
принадлежит пресвитеру Николаю Ивановичу Суковицыну. Все дела – семейные,
рабочие, общинные – совершаются только с одобрения 86-летнего руководителя
общины. Он может лишить поддержки любого отступника от веры, а также исключить
из собрания.
– И так было всегда. Помню, когда председателю колхоза надо
было людей в субботу вывести на поля, он шел к пресвитеру, и вся община
выходила на работу, – говорит Алексей Новиков.
Колхоз в Фиолетове был организован в 1934 году. Многих
зажиточных молокан раскулачили, кто не приветствовал коллективизацию –
отправили в лагеря. На фронте погибли 87 сельчан, а при репрессиях – 95. Домой
из ГУЛАГа, отсидев 10 лет, вернулся один-единственный молоканин.
При трезвом и трудолюбивом населении колхоз стал передовым.
– Однажды в срочном порядке пришлось созывать собрание
общины. «Сверху» спустили установку: организовать свиноферму. А молокане
издавна, по-ветхозаветному, считали свиней грязными животными, они ведь едят
как своих детей, так и всякую падаль, – говорит Алексей Ильич. – В нашем селе
никто никогда не держал хрюшек. Нашли выход: далеко за Фиолетово выстроили
бараки и наняли скотников из армян, что жили в соседней деревне.
– А смешанные браки случались?
– За все время существования села было около десяти браков с
армянами. До карабахского конфликта у нас жили азербайджанцы, три девушки вышли
замуж за азербайджанцев. Но мало кто ужился, почти все разошлись, он, как
правило, потом брал жену из своих, а молоканка оставалась одна с ребенком.
Удачных союзов было наперечет.
– Были среди молокан преступники?
– В семье не без урода. 5 человек на моей памяти оказались
за решеткой. Последний раз – лет семь назад – один парень в драке толкнул
другого, тот ударился виском об угол крыльца, умер. Молокане стараются
придерживаться заповеди: не суди, и не судим будешь. Если кого из наших
обворовали или избили, они на обидчика в суд все равно не подадут. Потом ведь
придется показания давать, в суде выступать, а главное, жить с сознанием, что с
его подачи человек оказался в заключении. Нет, это не для молоканина.
– Вы чувствовали себя в Армении чужими?
– Никогда! Местные власти всегда хорошо относились к
молоканам. Между двумя русскими селами – Лермонтово и Фиолетово – даже посадили
березовую рощу, чтобы она напоминала нам об исторической родине. Провели в
Фиолетово газ. У нас в селе осталась работать единственная на всю Армению
государственная русская школа. Железнодорожники помогли ее отремонтировать,
посольство привозит российские учебники. Выпускникам выдают направление в
Российско-Армянский (Славянский) университет. Если всем остальным требуется
набрать 19 баллов, чтобы поступить в вуз, то молоканам – достаточно 8.
Любопытно, что правильному русскому литературному языку
молоканских детей учат учителя-армяне, приезжающие на занятия из соседнего
Ванадзора.
Молокане до недавнего времени не стремились получать высшее
образование.
– В старшие классы у нас издавна шли единицы, – говорит
старожил села Иван Ипатьевич. – Каждый старался свою дочку на базар пристроить
продавать капусту. А чтобы она поехала куда-то учиться, это нет, потом еще
уйдет в мир. Зачем это? С малых лет все наши ребятишки помогают родителям по
хозяйству. А в школу отдыхать ходят! Когда посевная пора – на уроках и вовсе не
появляются.
Армянский язык входит в школьную программу, все его учат,
разговорную речь понимают, но говорят с трудом. Поэтому делопроизводство в
сельской администрации ведет секретарь Арарат Абрамян из соседней деревни.
«Капустная Мекка»
Большинство молокан продолжают жить подсобным хозяйством. В
высокогорье выращивают картофель, свеклу, морковь, но особо ценится местная
необыкновенно вкусная капуста.
Фиолетово можно назвать «капустной Меккой». В каждом дворе –
гора кочанов. У выставленных на улицу столов, стуча большими ножами, работают и
старики, и подростки. Два человека за день могут нарезать-нарубить до одной
тонны капусты. Ее тут же мнут, солят и укладывают в огромные 500-килограммовые
дубовые бочки. Туда же слоями засыпают 40 килограммов измельченной моркови.
– Капуста – наша кормилица, – приглашает нас в дом Евдокия
Суковицына. – На любом рынке, что в Ванадзоре, что в Ереване, знают, какова на
вкус квашеная капуста по-молокански.
– А во времена Советского Союза нашу капусту пробовала вся
страна, – не может удержаться Алексей Новиков. – Закатывали бочки в
железнодорожные вагоны – и вперед, доезжали даже до Владивостока. Территория
СССР была поделена на сектора, у каждой семьи молокан был свой участок сбыта. Я
с отцом, например, возил капусту в Астрахань. За год получали до 25 тысяч
рублей навара, строили большие, добротные дома.
– В Ереване нас уверяли, что молокане никому не выдают
секрет своей именной засолки.
– Да нет никакого секрета! Вот, например, вы возьмете на
кастрюлю один килограмм мяса и получите постный бульон или положите в ту же
емкость 10 кг мяса – навар и вкус будет уже другой. Так и с капустой! Мы солим
ее в большой емкости, в большом количестве! Главное – успеть утрамбовать бочку
за один день, и все – с добрыми помыслами, с молитвой.
– Говорят, что у вас сорт какой-то особый, капуста вырастает
со сладким привкусом.
– Живем в высокогорье, у нас небо ближе, – смеется Евдокия. –
На удобрения денег нет, на грядки идет только навоз, для полива используем воду
от талых ледников.
Теперь квашеную капусту за пределы Армении не вывезешь.
– Таможенные и пограничные поборы обессмыслили всю торговлю,
– машет рукой староста села. – Удается продать только одну треть от
заготовленной. Сердце кровью обливается, когда ее бочками приходится
выбрасывать.
Раньше каждая семья в Фиолетове разводила овец. В селе было
1,5 тысячи голов, осталось – 300. «Держать их стало невыгодно, – говорит
Евдокия. – Шерсть не ценится, заготовщики мяса до отдаленного села не доезжают.
Оставили для собственных нужд, стрижем шерсть, чтобы набить матрасы, тюфяки да
одеяла».
Собранный урожай – картофель, свеклу, морковь – молокане
сбыть не могут. Доходит до того, что овощами в селе кормят скотину. Комбикорм
стоит 80 драм за килограмм, а картошку можно продать только за 50.
Добрая половина села сейчас на заработках. В Ереване мужчины
нанимаются ремонтировать квартиры, женщины – убирать дома. Многие молокане
работают на строительстве газопроводов в Тюмени и Сургуте. Вербовщики из
Восточной Сибири в селе не редкость. Молокан охотно нанимают в бригады
сварщиков, где нужны надежные, непьющие работники. Отработав вахту в шесть
месяцев, они возвращаются в Фиолетово.
Молодых, что уезжают жить в молоканские общины в окрестности
Ставрополя и Краснодара, осуждают всем селом: дескать, «затаптывают следы
предков».
– Нашим ребятам предлагают служить в армии в погранвойсках,
нести вахту вместе с российскими пограничниками, – говорит Иван Семенов. – Так
наши хлопцы стремятся попасть в чисто армянскую армию. Отслужат положенный срок
– и приходят домой, прекрасно владея армянским языком. Горную страну молокане
считают своей родиной.
Православные протестанты, духовные христиане, русские люди с
армянскими паспортами – они будто сошли со старинных фотографий.
Они «перестояли революцию». Жизнь у староверов по-прежнему
«текёть» по обрядам, они пашут впряженным в лошадь плугом, «по-бывалошному
кипят с сеном», трава у них – медовая. «Покойней и угожей» им жить в горах
Армении, где ниоткуда не слышно телевизора и все в мире молчит.
В воскресенье всей семьей они ходят в молитвенные собрания.
На мелодии русских народных песен поют псалмы и читают отрывки из священных
текстов. Разжигают дюжину самоваров, работающих на угле, пьют густой чай. К
праздникам белят избы, «катают» лапшу и варят ее в чугунках. Полсотни человек в
Фиолетове не берут пенсии: не позволяет вера, эти деньги не заработаны своими
руками.
Многие из молокан сейчас очень нуждаются в помощи, но
просить ее никогда не будут. Они отказываются принимать иностранные группы
туристов, потому как не желают, чтобы их «изучали за деньги».
«На человека должны смотреть всего три раза: когда родится,
когда в брак вступает, когда умирает», – подводит итог молоканка Евдокия.
Другая Армения. Другая Россия. Оригинал материала и фото на mk.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.