Главная » 2010»Январь»22 » Москва и Тегеран выстраивают линию сдерживания на Южном Кавказе
Москва и Тегеран выстраивают линию сдерживания на Южном Кавказе
00:27
Analitika.at.ua. На политическом пространстве Южного Кавказа очевидным
образом начала проявляться линия сдерживания.
События в этом регионе после войны в августе 2008 года, на
протяжении всего 2009 года и начале 2010 года развивались лавинообразно.
Главным промежуточным итогом регионального политического процесса стала
заметная активизация Турции, в частности, появление у Анкары перспектив
преодоления армянского буфера и включения в процесс урегулирования
нагорно-карабахского конфликта.
После подписания армяно-турецких протоколов 10 октября 2009
года в Цюрихе, не проходило и дня, чтобы высшее руководство Турции не
комментировало проблемы Южного Кавказа. За относительно короткий период тема
Южного Кавказа начала фигурировать в общем контексте российско-турецкого
экономического диалога, стала частью регионального энергетического дискурса. На
фоне интенсивного диалога с Москвой в области энергетики, турецкие амбиции
начали всерьез волновать общественность Армении, которая на протяжении долгого
времени воспринимает Россию как гаранта безопасности, пожалуй, единственную
страну, способную осуществлять стратегическое сдерживание Турции в регионе. С
этой точки зрения, последний визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа
Эрдогана в Москву, вне всякого сомнения, оказался в центре внимания не только
армянской общественности, но и всех заинтересованных стран региона, в том числе
самой Турции и Азербайджана.
До визита в Москву Эрдоган заявил прессе, что намерен
призвать Россию активизировать свои усилия в разрешении нагорно-карабахского конфликта.
Позиция Анкары заключается в том, что армяно-турецкая граница может быть
разблокирована только после отвода армянских войск из зоны безопасности вокруг
Нагорного Карабаха. По сути дела, это главное предусловие Турции, которое хотя
и не отображено в подписанных в Цюрихе протоколах, однако было неоднократно
артикулировано высшим турецким руководством. С другой стороны, развивая диалог
с Арменией, Турция рассчитывала на, как минимум, многолетнее сдерживание США в
вопросе признания Геноцида армян 1915 года.
Таким образом, если постараться перечислить дивиденды,
которые турецкая сторона планировала и планирует получить в результате
исторического примирения с Арменией, то можно прийти к выводу, что они
затрагивают практически все приоритеты внешней и внутренней политики Турции. А
именно: ускорение процесса интеграции с ЕС, нейтрализация острых идеологических
проблем внутри турецкого общества, разрушение статус-кво вокруг Нагорного
Карабаха и политическое проникновение на Южный Кавказ, сдерживание процесса
международного признания Геноцида армян, перспектива нейтрализации российской
военной базы в Армении и т.д.
С другой стороны, с запуском армяно-турецкого диалога в
регионе начали развиваться и побочные тенденции, которые мало стыковались с
турецкими интересами. В частности, Азербайджан, рассматривавший Турцию в
качестве союзника против Армении, начал демонстрировать линию на сближение с
Москвой. Довольно холодно на активизацию региональной политики Турции смотрел и
Иран, непосредственно граничащий с Арменией, Азербайджаном, а также с той самой
зоной безопасности вокруг Нагорного Карабаха. Лоббируемый Турцией прогресс в
карабахском процессе, предусматривающий, в том числе и ввод в зону конфликта
миротворческого контингента, в состав которого могут войти военнослужащие
западных государств, не может не вызывать озабоченности Тегерана.
В этих условиях задача-максимум для Турции заключалась в
том, чтобы хронологически привязать друг к другу два процесса - ратификацию
армяно-турецких протоколов и подписание некого документа, регламентирующего
вывод армянских сил из зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха. Это
позволило бы Турции вернуть отношения с Азербайджаном в прежнее русло, доказав,
что диалог с Ереваном не был направлен против Баку.
Однако, очевидно, тем самым Турция нанесла бы достаточно
болезненный удар по российской стратегии, рассчитывающей и дальше доминировать
в Армении, а заодно и перетягивать на свою сторону Азербайджан. Плоды
российско-азербайджанского диалога на фоне разногласий между Баку и Анкарой уже
ощутимы. Буквально сегодня "Газпром" договорился довести импорт
азербайджанского газа до 2 млрд. кубометров. И это при том, что еще два года
назад о возможности поставок газа с Апшеронского полуострова в сторону России
никто и не заикался. Азербайджанский газ был расписан между Турцией и Грузией,
а главный экспортный маршрут - газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум - ожидал притока
среднеазиатского газа и переименования в NABUCCO. Таким образом, карабахский
конфликт для Москвы продолжает нести и тактическую функцию, и стратегическое
значение, и нет никакой гарантии, что он сохранит эти свои качества в случае
привязки к вопросу армяно-турецкой границы. Собственно говоря, именно это и
услышал в Москве турецкий премьер Эрдоган лично от российского премьера Владимира
Путина.
По возвращении в Турцию Эрдоган получил информацию и о
решении Конституционного суда Армении, запретившего обсуждать тему армянского
Геноцида в рамках создаваемой Ереваном и Анкарой подкомиссии историков. Реакция
турецкой стороны на это решение высшей судебной инстанции Армении была более
чем странной. В Анкаре посчитали, что Армения тем самым ставит предусловия и
переписывает протоколы. Между тем, в самих протоколах нет ни слова о Геноциде,
равно как и пункта о том, что эта проблема подлежит обсуждению. Таким образом,
Конституционный суд Армении своим вердиктом поступил ровным счетом наоборот -
не поставил предусловия, а снял их.
В общем и целом, ценность армяно-турецких протоколов для
Турции резко снизилась. Премьер-министр Эрдоган потребовал изменения вердикта
КС Армении, что практически невозможно, а турецкие парламентарии исключили
возможность обсуждения документов в Великом Собрании страны и их ратификации.
Констатировать, что армяно-турецкий исторический диалог
увенчался неудачей - еще рано. Учитывая исключительную важность этого процесса,
можно допустить, что в центрах силы - в России и США - существуют различные
подходы к целесообразности его дальнейшего развертывания, либо свертывания.
Очевидно, заинтересованные стороны прекрасно понимают, что масштабная ломка
статус-кво в регионе приведет к различным последствиям, которые могут
затрагивать не только экономическую и политическую системы стран региона, но и
полностью изменить военно-политический баланс.
В данном контексте весьма симптоматичным выглядит появление
в Иране бывшего президента Армении Роберта Кочаряна и сообщения о его встречах
с высшим политическим руководством ИРИ. Кочарян, занявший после отставки
высокую должность в российской компании АФК "Система", встречался в
Иране с главой МИД этой страны Манучехром Моттаки и президентом Махмудом
Ахмадинежадом. Иранская пресса транслировала некоторые заявления экс-президента
Армении, касающиеся армяно-иранских отношений и проблем региональной
стабильности. Стоит отметить, что с момента отставки Роберта Кочаряна это
первый его публичный выход в СМИ со столь серьезными заявлениями. Имеет ли это
какое-либо отношение к региональным процессам, а также иранскому фактору, о
котором многие по неосторожности забывают, станет известно в ближайшее время.
Хотя уже на этом этапе стоит предположить, что реализация идеи политической оси
Россия-Армения-Иран, при усилении позиций Москвы в Азербайджане и разгроме
американского плацдарма - Грузии, может полностью переиграть региональный
пасьянс.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.