Главная » 2011»Декабрь»28 » Москва упала и не отжалась: внешнеполитические итоги года
Москва упала и не отжалась: внешнеполитические итоги года
09:55
Analitika.at.ua. Главным внешнеполитическим достижением 2011 года стало
завершение многолетних переговоров о вступлении России в ВТО, но этот успех, в
первую очередь, касается экономики. По всем остальным направлениям, в том числе
по трем главным: Запад, Азиатско-Тихоокеанский регион и страны СНГ - ситуация
представляется достаточно неопределенной с явным креном в сторону осложнений.
В уходящем году внешнеполитическая линия Москвы
формировалась под влиянием разбалансировки ситуации в мире и в ожидании
перемен, связанных с предстоящими президентскими выборами. Общее направление
этих перемен было обозначено критическими замечаниями Путина по поводу ситуации
в Ливии, его статьей о Евразийском союзе, неуступчивостью Москвы по Сирии и
жесткими заявлениями Медведева по ПРО.
Если же посмотреть на итоги года в контексте главных
приоритетных направлений внешней политики РФ, придется признать серию провалов
и досадных пробуксовок. В отношениях с США хэппенинг "перезагрузки"
закончился ее публичными похоронами, отказом США выполнять договоренности по
ДОВСЕ и угрозами Москвы выйти из договора СНВ, заключение которого считалось
главным внешнеполитическим достижением Медведева и Обамы.
Причиной раздражения Москвы стала лицемерная позиции
Вашингтона по проблеме ПРО. Осенью этого года, то есть через год после
Лиссабонского саммита, на который Медведева заманили обещаниями реального
сотрудничества в деле создания Единой системы европейской безопасности,
Вашингтон открыто признал то, что уже давно являлось секретом полишинеля: США
активно развивают собственную систему ПРО и не собираются обращать внимание на
протесты и предложения России. Между тем новый этап развития американской ПРО
подразумевает размещение комплексов слежения и ударных сил на территории
Польши, Румынии, Турции и Испании и ввод в действие РЛС и ракетных носителей
водного базирования.
В уходящем году подобные платформы были замечены в
Беринговом море, есть информация о планах распространить эту практику на
Северный Ледовитый океан. Американские военные корабли, снабженные
противоракетными системами, проводили учения в Средиземное море, а один из них
этим летом уже заходил в Черное море. Объекты слежения, размещенные на Западном
побережье США, в Гренландии, в Афганистане, на Аляске, завершают картину
круговой осады. Получается, что на фоне разговоров о сотрудничестве в области
ЕвроПРО американская сторона сделала еще один шаг в направлении нейтрализации
ядерного потенциала России и лишения ее единственной реальной защиты от
военного нападения. События "арабской весны" и агрессивная экспансия
США в разных регионах мира показали, что шутки кончились, риски растут, а
реального ответа на них у России нет.
Несколько лучше обстоят дела на европейском направлении,
хотя ни о каких заметных сдвигах речь не идет. Безвизовый режим, которого с
упорством, достойным лучшего применения, уже много лет добивается Москва,
российским гражданам пока не светит. Тень американской ПРО и роль европейских
лидеров в надругательстве над суверенитетом Ливии отравляют атмосферу
бесконечных саммитов Россия Евросоюз, на которых так и не удалось согласовать
программу российско-европейского сотрудничества.
Европа оказалась заложницей проблемы ПРО, на что вполне
прозрачно намекнул Медведев, открывая Калининградскую РЛС. Пародируя
представителей НАТО, он сообщил лидерам европейских стран, что радар
предназначен "не против них, а для них", как и комплексы
"Искандер", которые в любой момент могут быть установлены в районе
Калининграда. Все это совсем не похоже на благостные настроения годичной
давности, но и до лобовых конфликтов дело пока не доходит, и скорее всего не
дойдет, потому что у Европы хватает своих проблем, а ее отношения с Москвой
цементирует зависимость от российского газа.
Работа на втором по приоритетности – азиатско-тихоокеанском
– направлении практически заморожена. За влияние на государства этого региона
сражаются Китай и США, и Россия оказалась в положении третьего лишнего. С
другой стороны, провальная политика Вашингтона в Афганистане и Пакистане
подталкивает страны Центральной Азии к союзу с ШОС, влияние в которой
сбалансировано между Москвой и Пекином. На последнем саммите этой организации
кроме постоянных членов присутствовали представители Афганистана, Пакистана,
Ирана и Индии. То есть, проигрывая Китаю и США на азиатском рынке вооружений,
Россия сохранят привлекательность в качестве силы, заинтересованной в
поддержании стабильности в регионе.
Существенное влияние на позиционирование России в
Центральной Азии оказывает ситуационное сближение Москвы и Пекина, равным
образом озабоченных бесцеремонностью США. Россия и Китай солидарно голосовали в
СБ ООН по Ливии и Сирии, в повестке дня двусторонних встреч фигурируют вопросы
стратегического сотрудничества, и в целом Москва, похоже, уже склоняется к
отказу от линии 2009 – 2010 гг.: "крепкий тыл на Западе перед лицом
неизбежной войны с Китаем". В поле умозрительных выкладок китайская угроза
сохраняется, но объективная ситуации подталкивает Москву и Пекин к более
тесному сотрудничеству.
Третье приоритетное направление – отношения в СНГ – можно
оценить как провальное. Россия на глазах теряет государства Средней Азии.
Туркмения, давно сотрудничавшая с США в проектах восстановления Афганистана,
готова слить свои углеводороды на Запад с обход России. Узбекистан и Туркмения
становятся винтиками проекта Нового Шелкового пути и готовятся принять
американский контингент из Афганистана и Пакистана. В Киргизии сразу после
избрания "пророссийского президента" вопрос о закрытии американской
базы в Манасе был в очередной раз заморожен, а сам избранник оказался в
компании президентов Грузии и Турции.
На территории Казахстана – одного из трех членов Таможенного
союза и главного союзника России в регионе – начались беспорядки, напоминающие
восстание в Бенгази. Отношения с Белоруссией отчасти восстановлены, но цена,
которую заплатил Минск, провоцирует Лукашенко на новые выпады в адрес России. Отрезанная
от России Армения все сильнее испытывает влияние Грузии, руководство которой
одержимо идеей создания закавказского союза.
Украина безвозвратно потеряна: единственный вопрос, по
которому сходится нынешняя украинская власть и оппозиция, в том числе самая
непримиримая, – это европейский выбор. В этом раскладе России отводится роль
дойной коровы, а любая попытка Москвы добиться адекватной компенсации
воспринимается как покушение на "незалежность". Неблаговидная роль
Москвы в скандалах вокруг выборов в двух непризнанных республиках – Южной
Осетии и Приднестровье – в очередной раз подтвердила готовность чиновников
жертвовать стратегическими интересами России ради благоденствия своих кланов.
Прагматичная политика по отношению к партнерам по СНГ,
заявленная в 2009 г., обернулась в 2011-м ростом антироссийских настроений. На
фоне этого раздрая создается впечатление, что путинский проект Евразийского
союза несколько запоздал. Цена реанимации Содружества может оказать для России
слишком высокой, и не только в плане финансовых затрат, но и потому, что смена
курса неизбежно натолкнется на жесткие контрмеры, риски будут расти, и у России
может не хватить сил и ресурсов для того, чтобы переломить ситуацию.
Ситуация выглядит крайне запущенной, и России придется
потратить немало сил для преодоления негативной инерции, возникшей из-за
трехлетней игры на понижение. Последние действия властей ее не переломили, и
если в конце прошлого года Медведев говорил о том, что Россия больше не
претендует на звание сверхдержавы, то к концу этого года она уже не тянет и на
статус региональной державы.
В этой ситуации грозный рык Медведева в адрес Запада ничего
не меняет: он скорее похож на тактическую разводку с целью выведение из-под
удара следующего президента, которым, судя по всему, станет Путин. Ytro.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.