Главная » 2010»Апрель»16 » Можно ли верить Азербаши или как президент Азербайджана воюет с ветряными мельницами
Можно ли верить Азербаши или как президент Азербайджана воюет с ветряными мельницами
13:53
Analitika.at.ua. Президент Азербайджана Ильхам Алиев 14 апреля выступил на
заседании кабинета министров Азербайджана, посвященного итогам
социально-экономического развития Азербайджана в первом квартале 2010 года.
Выступление получилось крайне противоречивым, если не сказать странным.
Помимо прочего, Алиев коснулся также и Карабахского
конфликта. Он вновь заявил, что статус Нагорного Карабаха может быть определен
только в рамках «территориальной целостности Азербайджана».
Впрочем, некоторые его мысли достойны того, чтобы
остановиться на них более обстоятельно.
«Азербайджанское государство никогда не проводило, и не
будет проводить политики этнической чистки против кого-либо», - заявил он.
Напомним президенту Азербайджана про этнические чистки,
проведенные азербайджанскими властями в 1988-1991 годы по всей территории тогда
еще советского Азербайджана, в результате которых сотни тысяч армян стали
беженцами. 27-29 февраля 1988 года в результате погрома армянского населения,
устроенного азербайджанскими националистами в печально известном городе
Сумгаит, было убито более 30 человек, 18 тысяч армян стали беженцами. С 13 по
19 января 1990 года погромы повторились в Баку, были убиты сотни армян, точное
число жертв до сих пор не известно. Более 215 тысяч бакинских армян стали
беженцами. Погромы, и убийства армян по национальному признаку произошли и в
других городах Азербайджана.
Уже в ходе начатой Азербайджаном войны против армян
Нагорного Карабаха, в апреле 1992 года азербайджанские военные устроили резню
гражданского населения в армянском селе Марага, на границе Нагорно-Карабахской
Республики и Азербайджана. Тогда было убито 57 человек. В июне 1992 года
азербайджанские войска провели этнические чистки в Шаумянском и Мартакертском
районах Нагорно-Карабахской Республики. Шаумянский район был оккупирован, а 17
000 армян-жителей района были изгнаны со своей земли, сотни гражданских лиц
были убиты либо пропали без вести. В июне 1992 года азербайджанские войска
оккупировали Мартакертский район, тогда из своих домов были изгнаны почти 40
000 армян. И если большая часть Мартакертского района была освобождена, то
Шаумянский район все еще находится под оккупацией Азербайджана.
«В отличие от Армении мы не являемся моногосударством. У нас
все народы, представители всех религий живут одной семьей. В этом наша
особенность», - продолжил И. Алиев.
Напомним, что за годы советской власти, с 1926 по 1979 год,
в Нахичеванской автономной республике, которая была включена в состав
Азербайджана, доля армянского населения снизилась более чем в 7 раз. Абсолютная
численность армян в Нахичеванской автономии сократилась за то же время более
чем в 3.3 раза. Ныне в Нахичеване армян не осталось вообще.
Однако даже если не говорить о притеснениях, а в дальнейшем
- погромах и этнических чистках армянского населения, которые проводились в
Азербайджане, то и с другими народами, населяющими эту республику, далеко не
все обстоит так оптимистично, как это преподносит И. Алиев.
Азербайджан, который, как известно, был создан в 1918-ом
году на землях коренных народов региона – талышей, лезгин, аварцев, цахур,
армян и др., естественно в период своего создания не был мононациональным
государством. Однако сразу после создания Азербайджана стала проводиться планомерная
политика уничтожения, выдавливания коренных народов и ассимиляции с тюркским
этносом. Для того, чтобы в этом убедиться, стоит лишь ознакомиться с данными
статистики.
Если в 1939 году азербайджанцы составляли лишь 58% населения
Азербайджана, то в 1999 году их доля дошла до 90.6% (!). Одним лишь
межнациональным конфликтом с армянами, это объяснить невозможно – в составе
населения республики упала доля и других народов. Так, в 1939-1999 годах доля
русских в населении Азербайджана снизилась более чем в 9 раз: с 16.4% до 1.8%
населения. Численность талышей, которые славятся своей многодетностью,
сократилась в абсолютном выражении на 12%, в то время как процент талышей в
населении республики сократился в 2.7 раз. За тот же период в населении
Азербайджана на треть снизилась доля лезгин, сократившись с 3.5% до 2.2%.
По словам Алиева, азербайджанцы и представители всех
остальных национальностей якобы были различными путями изгнаны из нынешней
Армении, которую он называет «исконно азербайджанской землей».
Стоит отметить, что в Армении на сегодняшний день живут
представители многих народов и конфессий, которым созданы все условия для
развития своей национальной самобытности. К примеру, езидов и курдов в Армении
насчитывается более 42 тысяч, что составляет 1.3% населения страны. Для
сравнения отметим, что численность курдов и езидов в Армении с 1926 по 2001 год
увеличилась в 2.7 раз, в то время как в Азербайджане численность курдов
сократилась более чем в три раза - с 41.2 тысяч в 1926 году до 13.1 тысяч в 1999 г. В Армении также,
например, с первой половины 19 века нашли приют от религиозных притеснений
русские молокане, которые и сейчас живут в стране. Помимо этих крупных общин в
Армении есть общины украинцев, греков, ассирийцев, евреев.
«Азербайджанский народ никогда не проводил дискриминации в
отношении других наций», - продолжил Алиев.
Притеснения на национальной и религиозной почве в
Азербайджане уже привели к сокращению доли коренных народов и национальных
меньшинств в населении республики, о чем было сказано выше. Так, к 1999 году
численность трех крупнейших национальных меньшинств Азербайджана – русских,
лезгин и талышей, упала почти вдвое, а их доля в населении Азербайджана
снизилась более чем в 4 раза, с 22.6% в 1939 году до 5% в 1999 г.
Представители коренных народов в Азербайджане не имеют
возможности учиться на своем родном языке после 3-го класса школы. Активисты и
деятели национальных движений заключаются в тюрьмы, по различным обвинениям –
от шпионажа до терроризма. Показательной стала смерть в азербайджанской тюрьме
известного талышского деятеля, профессора, главного редактора единственной
талышской газеты в Азербайджане Новрузали Мамедова. Коренным народам в
Азербайджане отказывается в элементарных правах, как национальных, так и
гражданских. Азербайджан не подписал «Декларацию Организации Объединенных Наций
о правах коренных народов», в республике не выполняются положения Европейской
хартии региональных языков.
В регионах компактного проживания аварцев и лезгин на
должности в администрации районов и силовые структуры назначаются азербайджанцы
(часто силовики и военные), которые проводят политику притеснений местного
населения. Ввиду этого ситуация в северных регионах Азербайджана, где проживают
эти народы осложнилась, а азербайджанские силовики уже в апреле текущего года
провели масштабную операцию, с привлечением внутренних войск, целью которой
эксперты считают запугивание местного населения.
В своих многочисленных обращениях к мировой общественности
представители коренных народов – аварцы, лезгины, талыши, не раз обращали
внимание на факты притеснений со стороны азербайджанских властей. Их
официальные обращения были адресованы как президенту Азербайджана И. Алиеву,
так и ввиду безрезультатности этих усилий, главам других государств и международному
сообществу в целом.
Стоит отметить, что ситуация в Армении, в сфере соблюдения и
защиты прав и гражданских свобод, значительно лучше чем в Азербайджане, что
находит соответствующую оценку в отчетах международных правозащитных
организаций. Например, авторитетная правозащитная организация Freedom House
отнесла как Армению, так и Нагорный Карабах к числу «частично свободных стран»,
в то время как Азербайджан находится в списке «несвободных стран».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.