Analitika.at.ua. Когда мы вечером приехали в Дер-Зор, у входа в городнас на машине встретил молодой армянин. Он
проводил нас до центра города, где мы устроились в гостинице. После унылой
безжизненной дороги (от Алеппо до Дер-Зора 500 км.) мы вышли в город
прогуляться. Только в городе мы почувствовали, как сильно проголодались. Надо
было закусить и выпить. В закусочных и ресторанах Сирии везде подают анисовую
водку типа болгарской мастики (старшее поколение наверняка помнит), и пьют ее,
разбавляя водой льдом одновременно. Один раз попробовать, наверное, можно, но,
если честно, ощущение такое, что пьешь одеколон.
Мы решили найти виноводочный магазин и пойти в ресторан со
своей водкой. На одной из улиц нашли небольшой магазин, где было много
разновидностей водки, в основном русской. Продавец, седой мужчина средних лет,
сидел и печальными глазами смотрел куда-то вдаль. «Точно армянин!» - подумал я
и сразу начал говорить с ним по-армянски, причем так, как-будто язнал его всю жизнь. Он, совершенно не
удивляясь, ответил мне.
- Ну как твой бизнес, арабы водку пьют?
- Конечно, пьют, да еще как!
- А сам родом откуда?
- Из Сары Камыша. Здесь наших немало, у меня много друзей
сверстников. Правда, я выгляжу старше своих лет, но, говорят же, сарыкамышцы
очень быстро стареют. Хотя от такой жизни, конечно, быстро постареешь.
Я подумал, вроде бизнес налажен, да и магазин работает видно
не в убыток... Но, впрочем, и так все ясно. Я не стал продолжать разговор.
Купив водку и поблагодарив хозяина с печальными глазами, мы ушли.
В ресторане, который находился на самом берегу Ефрата, мы
заказали местную речную рыбу и салаты. Но когда рыбу подали на стол, нас вдруг
осенило. Ефрат... Большая армянская могила… Десятки тысяч армян, утопленных в
священной реке... И эта рыба... Правда, столько лет прошло, но… Разве можно
питаться выращенными на родном кладбище овощами?
Мы решили рыбу не трогать, ограничились салатами.
На следующее утро надо было помыть и заправить машину. Тот
же молодой человек повел меня на автомойку. Пока машину мыли, мы с ним разговорились.
(Հայաստանդաշնակ-հնչակներիրա՞րկծեծեն) В
Армении дашнаки и гнчаки бьют друг друга?
- Да нет, - удивился я, - с чего бы это?
Он предполагал такой ответ, но все равно взвизгнул от
удовольствия.
- Да, это точно, мой двоюродный брат учится в Ереване и тоже
говорит, что они не враждуют.
- А тут враждуют?
- Не то, чтобы враждуют, но бывает, колотят друг друга,
особенно на футбольных матчах.
- А ты был в Армении?
- Нет, но обязательно поеду. Мой приятель был на молодежных
сборах в Армении и тоже говорит, что дашнаки и гнчаки не дерутся. Вот здорово –
опять от удовольствия взвизгнул он. – Надо обязательно поехать в Армению.
На следующий день нас по договоренности сопровождал дядя
этого молодого человека. Это был бизнесмен, сын которого учился в Ереване и, кажется,
нашел себе невесту. Он нас водил по окрестностям Дер-Зора, по местам, связанным
с Депортацией армян к смерти. Наш сопровождающий был немного нездоров, и весь
укутался в длинный шарф (на улице был декабрь месяц), а когда выходил из
машины, укутывал и голову как-то по-арабски, чтобы защититься от солнца.
Во время съемки неожиданно очень громко, завывающе прозвучал
намаз. Он сквозь зубы выругался по-турецки. Я был по-настоящему удивлен:
человек здесь родился и вырос, но никак не может привыкнуть к местной культуре.
А он как будто прочел мои мысли и запальчиво ответил: «Мой сын учится в
Ереване, скоро женится. Продам я свой бизнес, поеду в Армению, куда-нибудь в
Абовян, куплю аптеку, буду там жить. Родина зовет по ночам. Все! Конец! Надо
ставить точку на Дер-Зоре!». Гагик АРУТЮНЯН, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.