Главная » 2010»Сентябрь»21 » На основе политического реализма: Интервью Олега Есаяна "Красной звезде"
На основе политического реализма: Интервью Олега Есаяна "Красной звезде"
13:28
Analitika.at.ua. Сегодня Армения отмечает День государственной
независимости, который по праву можно назвать одним из важнейших национальных
праздников в республике. В связи с этим событием «Красная звезда» обратилась к
Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Армения в Российской Федерации
Олегу Есаяну с просьбой рассказать о нынешнем положении страны и перспективах
ее развития.
- Олег Есаевич, что было достигнуто за годы независимости и перед
какими проблемами стоит государство сегодня?
- Действительно, 19 лет назад Армения путем всенародного
референдума провозгласила государственную независимость, мечту о которой
глубоко в своем сердце пронесли все поколения армянского народа, проживающие
как в стране, так и за ее пределами. Следовательно, наша независимость
формировалась и крепла в чаяниях армянского народа. У наших предков и
современников была одна и та же мечта – создание своего независимого
государства.
Это не самоцель, это форма и способ полноценного и
полноправного участия в развитии общечеловеческой культуры путем создания
современного демократического общества, сохранения и своей самобытности, и
нравственных устоев своего народа. Поэтому для народа, который в числе первых в
истории человечества добился государственного обустройства своего общества,
событие 21 сентября 1991 года – провозглашение независимости Армении – стало
переломным в новейшей истории нашей страны. Оно было также необходимой
предпосылкой ее возвращения на международную политическую арену.
Независимость – это не заранее данное условие, это
результат, который достигается упорным трудом даже не одного поколения народа.
Формирование соответствующей национальной экономики, внутренней и внешней
политики независимого государства – сами по себе очень сложные задачи. Для
Армении они значительно усложнились в силу известных геополитических и
военно-политических обстоятельств, которые, к сожалению, дают о себе знать и
сегодня. Однако при этом, неизменно двигаясь по избранному пути, Армения
добилась значительных и значимых результатов во всех сферах жизни. Сегодняшняя
Армения – это государство с выраженным стремлением к дальнейшему
демократическому прогрессу и международной интеграции.
- Каковы внешнеполитические принципы, цели и задачи независимой Армении
в области безопасности?
- Цели стратегии внешней политики Армении – создание
гарантий безопасности и экономического процветания нашей страны и народа, а
также обеспечение стабильности и сохранения мира в регионе.
Внешняя политика Армении основана на основополагающих
принципах взаимодополнения и политического реализма. Принцип взаимодополнения
предполагает, что Армения осуществляет свой национальный интерес, строя
отношения на международной арене не посредством соперничества или
противопоставления сил, а на основе партнерства между ними и взаимного
дополнения.
Обеспечению безопасности страны способствуют как
сотрудничество Армении в военной сфере с отдельными странами, так и членство в
международных и региональных организациях безопасности, участие в международных
программах в этих рамках. Основная составляющая безопасности Армении – это прежде
всего двусторонние отношения с Россией, сотрудничество в оборонной и
военно-технической сфере.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Олег Есаевич Есаян родился 12 ноября 1946 года в селе Сос
Мартунинского района Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). В 1970 году
окончил экономический факультет Ереванского государственного университета.
Работал в исполнительном комитете, комсомольских и партийных органах
Мартунинского района НКАО. Преподавал в Степанакертском педагогическом
институте. Был заведующим отделом Комитета особого управления Нагорного
Карабаха, первым секретарем Мартунинского районного комитета партии, а также
первым заместителем председателя исполкома областного Совета народных депутатов
НКАО. В 1992 году стал председателем Совета министров Нагорно-Карабахской
Республики (НКР). Был заведующим кафедрой, деканом, проректором Арцахского
государственного университета, созданного на базе Степанакертского пединститута
и филиала Государственного инженерного университета Армении. Работал
начальником Государственного управления статистики, госрегистрации и анализа
НКР, председателем Национального собрания НКР второго и третьего созывов,
председателем Государственной комиссии Республики Армения по ценным бумагам. С
2006 по 2010 год был Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Армения в
Республике Беларусь, постоянным и полномочным представителем Республики Армения
при уставных и других органах Содружества Независимых Государств. Указом
Президента Республики Армения 21 января 2010 года назначен на должность Чрезвычайного
и Полномочного Посла в Российской Федерации.
Кандидат экономических наук (Московский институт управления,
1985 г.), доцент. Автор научных работ по экономической теории и проблемам
экономики. Награжден медалью Анания Ширакаци (Республика Армения), орденами
Святого Григора Просветителя и Месропа Маштоца (Нагорный Карабах).
Стратегическое партнерство, установившееся между двумя
странами, участие Армении в Организации Договора о коллективной безопасности
(ОДКБ), а также сотрудничество с НАТО в виде конкретных программ и с органами
безопасности европейских организаций – вот основные направления и цели внешней
политики независимой Армении.
- Во время визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Ереван был подписан
армяно-российский протокол о внесении изменений в двусторонний договор о
российской военной базе в Гюмри от 1995 года, касающийся продления срока его
действия. Как вы оцениваете этот документ?
- Существующие угрозы национальной безопасности Республики
Армения, необходимость обеспечения военно-политического равновесия, прочной
безопасности и стабильности в Кавказском регионе объективно предопределяют
нынешний высокий уровень и характер стратегического, оборонного и
военно-технического сотрудничества Армении и России. Именно этим объясняется,
как было подчеркнуто в комментариях глав наших государств Сержа Саргсяна и
Дмитрия Медведева, нахождение 102-й российской военной базы ВС РФ в Гюмри. Срок
действия договора, согласно подписанному документу, продлен с 25 до 49 лет. В
нем также присутствует более четкая формулировка о том, что российская военная
база наряду с защитой интересов Российской Федерации совместно с вооруженными
силами Армении будет обеспечивать безопасность Республики Армения. Для
осуществления этих целей российская сторона намерена содействовать в
обеспечении Республики Армения современными вооружениями и военной техникой.
- Каковы на данный момент перспективы налаживания добрососедских
отношений между Арменией и Турцией?
- Армяно-турецкие отношения находились в тупике, когда
президент Серж Саргсян пригласил в Армению своего турецкого коллегу Абдуллу
Гюля. Эта инициатива, у которой было будущее и которая удостоилась
положительного ответа со стороны президента Турции, позволила нам начать
процесс. В результате сложных переговоров, длившихся на протяжении нескольких
месяцев, мы сделали значительный шаг в направлении урегулирования
армяно-турецких отношений, подписав в прошлом году в Цюрихе два протокола об
установлении дипломатических отношений, открытии общей границы и развитии
двусторонних отношений.
После подписания протоколов Армения начала процесс
ратификации в соответствии с принятой у нас процедурой. Решение
Конституционного суда было вынесено за месяц до истечения срока,
предусмотренного процедурой, и протоколы были признаны созвучными основному
закону страны. В начале февраля президент РА Серж Саргсян заявил, что парламент
Армении, где возглавляемая им партия имеет достаточное большинство,
ратифицирует протоколы, как только это сделает Турция.
Турция, где существует более простая процедура вступления
документов в силу, на деле не предприняла ни единого шага в этом направлении,
кроме отправки протоколов в парламент, и фактически уже 11 месяцев препятствует
процессу ратификации.
Подход Армении полностью совпадает с позицией международного
сообщества: ратификация и реализация соглашений должны состояться без
предусловий и в разумные сроки. Именно с достижения этого взаимопонимания мы
начали, вели этот процесс и пришли к соглашениям. И, естественно, что в
протоколах также нет предусловий.
Мы надеемся, что процесс не окончательно прерван, а
остановлен. Как было очень ясно сказано, мы готовы будем двигаться вперед, если
в Турции вновь найдутся партнеры, которые также будут готовы к прогрессу и
урегулированию отношений без предусловий.
Главная и единственная причина приостановки процесса –
возобновление попыток Турции увязать урегулирование отношений с другими
вопросами. После подписания протоколов Турция сделала шаг назад и вновь начала
говорить на языке предусловий, пытаясь, к примеру, связать процесс
армяно-турецкого урегулирования с решением проблемы Нагорного Карабаха. Не
только Армения, но и страны, содействующие процессу, и страны-посредники, все
международное сообщество публично заявило, что решение нагорно-карабахского
вопроса не связано с процессом армяно-турецкого урегулирования.
По моему личному мнению, нашим президентом был сделан
исключительно сложный, достаточно смелый, но вместе с тем нужный шаг, в
результате чего Армения честно шла по своему пути встречного движения. Если же
в конечном итоге встреча не состоится, то это по вине Турции. Наталья ЯРМОЛИК,
«Красная звезда»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.