Главная » 2010»Апрель»6 » На создание "Тайной вечери" Леонардо да Винчи вдохновили армяне
На создание "Тайной вечери" Леонардо да Винчи вдохновили армяне
19:16
Analitika.at.ua. После смерти Леонардо да Винчи было обнаружено три звена,
связывающих великого художника и ученого с Арменией: это план армянской церкви
в уникальном стиле Багаран, найденный в его дневнике, "Армянские буквы”,
зеркально отображенные в его дневнике " The Codex Atlanticus”, и портреты трех
армянских правителей. Об этом сообщается в статье Мелкона-Армениа Ханджяна,
сотрудника Aquarian Millennium Armenological Institute в США. Согласно статье,
Эти находки служат основанием для предположения ученых о том, что да Винчи
путешествовал по Армении.
Церквей в стиле Багаран не было в Киликийской Армении, где
предположительно был да Винчи. Она была построена на правом берегу реки Ахурян,
в Восточной Армении, в 624-631 гг., и только там художник мог найти и
скопировать его план в свою тетрадь. В этом же стиле построены церкви
Эчмиадзина. Церкви в этом стиле также в Европе. Их строителями являются армяне.
Таким образом, версия о том, что да Винчи посетил лишь Киликийскую Армению не
находит своего подтверждения. В его дневнике "The Codex Atlanticus” было
обнаружено также 2 страницы, на которых писатель зеркально отобразил армянские
буквы и рассказал о своем посещении Таврических гор.
Некоторые историки не соглашаются с тем, что да Винчи
путешествовал по Армении. Они считают, что армянские буквы, найденные в
дневнике и описание гор является предысторией для создания романа о конце
света, который да Винчи собирался написать.
Однако его описание Таврических гор, Эрзрума, рек Тигр и
Ефрат, находящихся между Черным и Каспийским морями, с прилагающимися
рисунками, позволяет судить o том, что он очень хорошо знал Армению.
Автор этой статьи утверждает, что Леонардо да Винчи не
только был хорошо знаком с армянским искусством, но и вдохновился им при
создании своей картины "Тайная вечеря”. Армянский библейский манускрипт,
созданный еще в 1038 году в Ванской школе, первый и единственный в истории
рисунок, изображающий среди учеников Христа женщину – Марию Магдалину, нежно
прислонившую голову на плечо Христа.
Возможно, что да Винчи был вдохновлен именно этой
миниатюрой, изображая в своей "Тайной вечери” похожую на женскую фигуру одного
из учеников Христа.
Еще один древний армянский манускрипт из Арцаха, датированный
13-14 веками, изображает Иисуса, окруженного 11 апостолами (изображены только
головы). Отдельно на рисунке изображена Мария Магдалена, однако из рисунка
становится ясно, что она дополняет 11 учеников Христа.
Третий манускрипт – "Восхождение” (1287 год, Киликия),
приписывается Торосу Рослину и изображает Иисуса, восходящего в рай со своей
матерью - Марией. Внизу сцены изображены 13, а не 12 апостолов. Здесь также
представлен портрет женщины с заплетенной косой и лентой в волосах. Это Мария
Магдалена.
Все три картины были сделаны за несколько веков до создания
"Тайной вечери” Леонардо да Винчи и изображали Марию Магдалену как человека
очень близкого Христу. Эти рисунки были из Киликии, Вана и Арцаха, то есть из
Западной, Центральной и Восточной Армении. Вполне вероятно, что во время своего
путешествия по Армении художник мог увидеть и вдохновиться ими.
Таких рисунков, может быть, было много, однако огромное
культурное наследие Армении было утеряно в результате многовековых войн и
нашествий.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.