Четверг, 29.09.2022, 03:40
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Январь » 19 » Надо ли чертить новую карту христианского Ближнего Востока?
Надо ли чертить новую карту христианского Ближнего Востока?
13:18

Analitika.at.ua. Первая поездка российского президента Дмитрия Медведева «в Палестины», как раз в крещенские праздники, совсем не просто так началась именно с Иордании и Иерихона в Палестинской автономии. Дело не совсем в Крещенье. И не совсем в древности. Хотя по этим местам и впрямь одинаково легко идти, листая как Библию (при минимуме христианской образованности, конечно), так и туристическую карту. Земли Ханаанские, Рецена, Земля Израилева, река Иордан, Иоанн Креститель…. Здесь время, как лента Мебиуса: и сегодня, и далеко вчера – все на одной плоскости.

 

Но Иордания - особый случай и феномен. Королевская семья здесь всегда,  а сегодня более чем где бы то ни было на Ближнем Востоке, охраняет права христиан. Всех своих 350 тысяч подданных – почти 6% населения. И за тем, что их становится в процентном отношении меньше, стоят чисто демографические причины – традиционно более высокая рождаемость в мусульманских семьях.

 

Тень над крестом и полумесяцем

 

Выделять лишь одну составляющую иордано-палестинской поездки российского президента, конфессиональную, не совсем или совсем не корректно с политической точки зрения. Но этот прием вполне подходит для «рентгена» темы межконфессиональных отношений.

 

А она на сегодня есть уже нечто очень болезненное. После недавних терактов против христиан в Багдаде и Египте, в прямом смысле слова, -  кровоточащее. И, увы, как раз там, в регионе, где и есть истоки трех великих религий мира и где этим религиям  сосуществовать приходится все труднее и труднее.

 

В современном мире, особенно в тех его частях (Ближний Восток как раз и есть такой район), где религия уже смешана с политикой почти до консистенции однородности, рассуждать на тему взаимоотношений ислама, христианства и иудаизма – словно ходить по острию бритвы. Трудно касаться, но приходится. Уж больно нехорошая статистика идет с Ближнего Востока.

 

Получается вот что. За последние 15 лет эмиграция христиан из региона росла в геометрической прогрессии и достигла на сегодня уже библейских пропорций. Здесь надо бы сразу оговориться, что не только мусульманский фактор (дискриминация, запугивание, неприязнь, угрозы и пр.) выдавливает христианство с мест, где оно родилось, но и сами последователи Христа всех конфессиональных групп прикладывают к этому руку. Собственными спорами и сварами. Что размывает основы веры и ведет к росту самой обычной религиозной индифферентности: как можно идти за пастырями, которые не могут найти общего языка даже в общении между собой? За «исходом» стоят и страх за будущее, за детей, неопределенность – а что будет дальше? И утрата ценностных, в том числе и духовных, религиозных ориентиров, политизация веры (и неверия тоже) до крайних пределов, естественные демографические тенденции (естественный прирост мусульманских семей вдвое-вчетверо больше) и многое иное.

 

Результаты такие (плачевные): в Ираке, где до, скажем, проведения еще операции «Буря в Пустыне» в 1991-м проживало за 800 тыс христиан, не сегодня их уже насчитывается менее 400 тыс, или менее 3% населения. Парадоксы «крестового похода» «двух Бушей»: вроде бы шли освобождать и прививать демократию, а выходит все наоборот. В Багдаде некогда был район Дора, который называли «Иракский Ватикан». Здесь было 7 церквей, семинария и библейский колледж. Это все – до 2003 года, года вторжения США в Ирак. Теперь все закрыто.

 

Ливан, где когда-то христиане составляли большинство (единственное государство - остров христианства в арабском мире), их осталось на сегодня менее 35%.

 

На Западном берегу реки Иордан, и об этом мало кто говорит, хотя все знают, земли арабов-христиан (палестинцев) Израиль захватывает с такой же легкостью, с какой захватывает земли мусульман-палестинцев. И передает новым переселенцам. Сразу после второй мировой в Вифлееме (что же может быть святее) было за 80% христиан, а сейчас осталось менее 12%. В Иерусалиме вместо некогда 52% христианского населения осталось менее 2%. Примерно то же самое в Назарете.

 

Христиане тоже виноваты в «исходе», но…

 

Это все статистика, приведенная на последнем папском Синоде католических епископов в октябре прошлого года в Ватикане. Тогда на консилиум по поводу того, как остановить христианский исход из собственной колыбели, в Ватикан съехались более 180 патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, представляющих в общей сложности 14 христианских церквей Ближнего Востока, в том числе шесть основных: Халдейскую, Коптскую, Сирийскую католическую, Мелкитскую (или Греко-мелкитскую), Маронитскую и Армянскую.

 

Само по себе такое изобилие блистательных «вельмож церкви» на столь малом пространстве нельзя считать предметом особой гордости. Что может быть хорошего в том, что, скажем, в Иерусалиме присутствуют 13 разных христианских конфессий и есть три патриарха. А Иерусалимский Храм Воскресения Христова, более известный как Храм Гроба Господня, делят шесть конфессий. И чтобы между ними не было ссор и свар, что нередко бывало в прошлом,  ключи от храма хранятся в мусульманской семье. Вот уже восемь веков.

 

Но это, если уж откровенно, было с христианами всегда. А вот таких исходов христианства из Святых Земель не было. Причем эти исходы и физические, и духовные.

 

С физическими все ясно: чемодан в руки и туда, где спокойнее и безопасней. С духовными труднее. Духовные – это эрозия веры до почти полной утраты идентификации с ней. Или полная политизация верований. Как наблюдается на примере все того же Ливана. Церковь начинает терять моральный авторитет, когда превращается в «политического актера». В Ливане, во время последнего вторжения Израиля, циркулировало открытое письмо президенту Ирана Ахмадинежаду с призывом превратить Ливан в «последнюю линию обороны» против Израиля. Из 250 подписавших почти все – видные ливанские христиане-марониты.

 

О том, что пружина в отношениях между мусульманами и христианами (во всяком случае, католиками) уже взведена до предела и вот-вот сорвется, говорит и еще один очень красноречивый факт. Каир неделю назад отозвал своего посла в Ватикане. Демарш был связан с тем, что Папа Бенедикт XVI осудил убийство христиан на юге Египта (полицейский в поезде расстрелял группу христиан, один погиб) и призвал даже не Египет, а «власти региона» принять адекватные меры по защите религиозных меньшинств. Каир счел это недозволительным вмешательством в свои внутренние дела.

 

Нельзя сказать, что христианство на землях, откуда оно пришло, уже близко к смерти. Оно просто сжимается как шагреневая кожа. Вместе, к сожалению, с «мягкой агрессивностью» окружающих религий. Или жесткой. В Саудовской Аравии, к примеру, исповедовать христианство, отправлять его обряды и строить церкви запрещено законом. И номинально карается смертной казнью. Не очень миролюбивое отношение к ближнему своему на Ближнем Востоке. Андрей Федяшин, РИА Новости

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 729
Календарь новостей
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru