Главная » 2011»Январь»19 » Надо ли чертить новую карту христианского Ближнего Востока?
Надо ли чертить новую карту христианского Ближнего Востока?
13:18
Analitika.at.ua. Первая поездка российского президента Дмитрия Медведева
«в Палестины», как раз в крещенские праздники, совсем не просто так началась
именно с Иордании и Иерихона в Палестинской автономии. Дело не совсем в
Крещенье. И не совсем в древности. Хотя по этим местам и впрямь одинаково легко
идти, листая как Библию (при минимуме христианской образованности, конечно),
так и туристическую карту. Земли Ханаанские, Рецена, Земля Израилева, река
Иордан, Иоанн Креститель…. Здесь время, как лента Мебиуса: и сегодня, и далеко
вчера – все на одной плоскости.
Но Иордания - особый случай и феномен. Королевская семья
здесь всегда,а сегодня более чем где бы
то ни было на Ближнем Востоке, охраняет права христиан. Всех своих 350 тысяч
подданных – почти 6% населения. И за тем, что их становится в процентном
отношении меньше, стоят чисто демографические причины – традиционно более
высокая рождаемость в мусульманских семьях.
Тень над крестом и полумесяцем
Выделять лишь одну составляющую иордано-палестинской поездки
российского президента, конфессиональную, не совсем или совсем не корректно с
политической точки зрения. Но этот прием вполне подходит для «рентгена» темы
межконфессиональных отношений.
А она на сегодня есть уже нечто очень болезненное. После
недавних терактов против христиан в Багдаде и Египте, в прямом смысле слова,
-кровоточащее. И, увы, как раз там, в
регионе, где и есть истоки трех великих религий мира и где этим религиямсосуществовать приходится все труднее и
труднее.
В современном мире, особенно в тех его частях (Ближний
Восток как раз и есть такой район), где религия уже смешана с политикой почти
до консистенции однородности, рассуждать на тему взаимоотношений ислама,
христианства и иудаизма – словно ходить по острию бритвы. Трудно касаться, но
приходится. Уж больно нехорошая статистика идет с Ближнего Востока.
Получается вот что. За последние 15 лет эмиграция христиан
из региона росла в геометрической прогрессии и достигла на сегодня уже
библейских пропорций. Здесь надо бы сразу оговориться, что не только
мусульманский фактор (дискриминация, запугивание, неприязнь, угрозы и пр.)
выдавливает христианство с мест, где оно родилось, но и сами последователи
Христа всех конфессиональных групп прикладывают к этому руку. Собственными
спорами и сварами. Что размывает основы веры и ведет к росту самой обычной
религиозной индифферентности: как можно идти за пастырями, которые не могут
найти общего языка даже в общении между собой? За «исходом» стоят и страх за
будущее, за детей, неопределенность – а что будет дальше? И утрата ценностных,
в том числе и духовных, религиозных ориентиров, политизация веры (и неверия
тоже) до крайних пределов, естественные демографические тенденции (естественный
прирост мусульманских семей вдвое-вчетверо больше) и многое иное.
Результаты такие (плачевные): в Ираке, где до, скажем,
проведения еще операции «Буря в Пустыне» в 1991-м проживало за 800 тыс
христиан, не сегодня их уже насчитывается менее 400 тыс, или менее 3%
населения. Парадоксы «крестового похода» «двух Бушей»: вроде бы шли освобождать
и прививать демократию, а выходит все наоборот. В Багдаде некогда был район
Дора, который называли «Иракский Ватикан». Здесь было 7 церквей, семинария и
библейский колледж. Это все – до 2003 года, года вторжения США в Ирак. Теперь
все закрыто.
Ливан, где когда-то христиане составляли большинство
(единственное государство - остров христианства в арабском мире), их осталось
на сегодня менее 35%.
На Западном берегу реки Иордан, и об этом мало кто говорит,
хотя все знают, земли арабов-христиан (палестинцев) Израиль захватывает с такой
же легкостью, с какой захватывает земли мусульман-палестинцев. И передает новым
переселенцам. Сразу после второй мировой в Вифлееме (что же может быть святее)
было за 80% христиан, а сейчас осталось менее 12%. В Иерусалиме вместо некогда
52% христианского населения осталось менее 2%. Примерно то же самое в Назарете.
Христиане тоже виноваты в «исходе», но…
Это все статистика, приведенная на последнем папском Синоде
католических епископов в октябре прошлого года в Ватикане. Тогда на консилиум
по поводу того, как остановить христианский исход из собственной колыбели, в
Ватикан съехались более 180 патриархов, митрополитов, архиепископов и
епископов, представляющих в общей сложности 14 христианских церквей Ближнего
Востока, в том числе шесть основных: Халдейскую, Коптскую, Сирийскую
католическую, Мелкитскую (или Греко-мелкитскую), Маронитскую и Армянскую.
Само по себе такое изобилие блистательных «вельмож церкви»
на столь малом пространстве нельзя считать предметом особой гордости. Что может
быть хорошего в том, что, скажем, в Иерусалиме присутствуют 13 разных
христианских конфессий и есть три патриарха. А Иерусалимский Храм Воскресения
Христова, более известный как Храм Гроба Господня, делят шесть конфессий. И
чтобы между ними не было ссор и свар, что нередко бывало в прошлом,ключи от храма хранятся в мусульманской
семье. Вот уже восемь веков.
Но это, если уж откровенно, было с христианами всегда. А вот
таких исходов христианства из Святых Земель не было. Причем эти исходы и
физические, и духовные.
С физическими все ясно: чемодан в руки и туда, где спокойнее
и безопасней. С духовными труднее. Духовные – это эрозия веры до почти полной
утраты идентификации с ней. Или полная политизация верований. Как наблюдается
на примере все того же Ливана. Церковь начинает терять моральный авторитет,
когда превращается в «политического актера». В Ливане, во время последнего
вторжения Израиля, циркулировало открытое письмо президенту Ирана Ахмадинежаду
с призывом превратить Ливан в «последнюю линию обороны» против Израиля. Из 250
подписавших почти все – видные ливанские христиане-марониты.
О том, что пружина в отношениях между мусульманами и
христианами (во всяком случае, католиками) уже взведена до предела и вот-вот
сорвется, говорит и еще один очень красноречивый факт. Каир неделю назад
отозвал своего посла в Ватикане. Демарш был связан с тем, что Папа Бенедикт XVI
осудил убийство христиан на юге Египта (полицейский в поезде расстрелял группу
христиан, один погиб) и призвал даже не Египет, а «власти региона» принять
адекватные меры по защите религиозных меньшинств. Каир счел это
недозволительным вмешательством в свои внутренние дела.
Нельзя сказать, что христианство на землях, откуда оно
пришло, уже близко к смерти. Оно просто сжимается как шагреневая кожа. Вместе,
к сожалению, с «мягкой агрессивностью» окружающих религий. Или жесткой. В
Саудовской Аравии, к примеру, исповедовать христианство, отправлять его обряды
и строить церкви запрещено законом. И номинально карается смертной казнью. Не
очень миролюбивое отношение к ближнему своему на Ближнем Востоке. Андрей
Федяшин, РИА Новости
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.