Analitika.at.ua. Кажется, рождается новая политическая традиция, суть
которой заключается в обязательных заявлениях президентов России, США и Франции
по проблеме Нагорно-Карабахской Республики. Заявления эти делаются на саммитах
«Большой восьмерки» (G8),
на которые лидеры государств с крупнейшей в мире экономикой собираются для
обсуждения общемировых проблем и путей их решения. Очередное такое заявление
прозвучало 26 июля на очередном саммите G8 в Канаде, в расположенном в окрестностях города Хантсвилл
курортном комплексе «Дирхерст». Предыдущее – 10 июля прошлого года в
итальянском городе Аквила.
Второе заявление, в отличие от первого, состоящего всего из
двух предложений, выглядит более развернуто, с отдельными штрихами, поясняющими
предложения стран-посредников, из которых явственно следует, что президенты
Медведев, Обама и Саркози в принципе согласны с независимостью
Нагорно-Карабахской Республики. Однако обольщаться этим не следует, ибо,
несмотря на кажущуюся согласованность, в заявление вкрались противоречия,
преодолеть которые будет непросто. Речь, в первую очередь, идет об упомянутых в
заявлении принципах Хельсинского Заключительного акта и непонятном
«промежуточном статусе» для НКР. Во-вторых, непонятно определение «территории
вокруг Нагорного Карабаха», а, следовательно, значение выражения «Нагорный
Карабах».
Мы еще упомянем и «в-третьих» и «в-четвертых», а пока
хотелось бы остановиться на термине Нагорный Карабах. Выражение это родилось в
начале июля 1921 года, когда Пленум Кавбюро РКП (б) принимал незаконное
антиконституционное решение о включении Карабаха в пределы Азербайджанской ССР.
Со временем, особенно после 1988 года, азербайджанская пропаганда приложила
немало усилий, чтобы «расчленить» единый историко-географический регион
Карабаха на две части – Нагорную и Низменную, «ограничив» Нагорный Карабах
территорией НКАО. Политико-географический абсурд, при котором, например,
Мартунинский район является Нагорным Карабахом, тогда как наиболее высокогорный
район Карабаха - Карвачарский – преподносится как «территория за пределами
Нагорного Карабаха»!?
О неприемлемости безразличия к «лексической агрессии»
Азербайджана мне приходилось писать (http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=38309&Itemid=2) не раз, но, как видно,
«спокойно жить не запретишь». В результате, сегодня президенты
стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ используют фразу «возвращение
территорий вокруг Нагорного Карабаха». Безусловно, нынешнее заявление
Медведева, Обамы и Саркози следует рассматривать исключительно как декларацию о
благих намерениях, да оно таковым и является,однако следует понимать, что закрепление в сознании лидеров ведущих
государств мира искаженного восприятия географии региона способно обернуться (и
уже оборачивается!) немалыми дипломатическими и политическими трудностями в
будущем.
Добавим также, что «возвращение территорий вокруг Нагорного
Карабаха» означает не что иное, как юридическое узаконивание последствий
совершенных турецкими войсками и бандитствующими отрядами закавказских турок
геноцида и насильственной депортации армян этих районов в 1918 году. Подобный
подход неприемлем не только для армянского народа, но и для всего
прогрессивного человечества, а также международного права, согласно которому
преступление геноцида не имеет срока давности.
Что касается «промежуточного статуса», то, убежден, авторы и
сами не верят в то, что «промежуточный статус» Нагорно-Карабахской Республики
будет когда-либо ниже сегодняшнего. Если, конечно, граждане НКР не решат
реализовать свои чаяния воссоединиться с Республикой Армения. Но это уже никоим
боком не касается ни Д. Медведева, ни Б. Обамы, ни Н. Саркози. При этом
хотелось бы обратить внимание: Хельсинский Заключительный акт, однозначно
подтверждающий право народов на самоопределение – уже реализованное в НКР –
никак не ограничивает его некими «дополнительными» референдумами, а также «отложенными»
или «промежуточными» статусами самоопределившихся территорий.
Добавим также, что заявление президентов игнорирует
положения не только Хельсинского Заключительного акта, но и Устав ООН, согласно
градации международного права находящийся на высшей ступени иерархии права.
Статья 1 (пункт 2) Устава ООН требует «Развивать дружественные отношения между
нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а
также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира».
Заявление лидеров России, США и Франции никак не учитывает принцип равноправия
и самоопределения народов, что объективно способствует эскалации напряженности
в регионе.
Здесь самое время вспомнить об обещанном «в-третьих». В
заявлении президентов, как о само собой разумеющемся, говорится о
«международных гарантиях безопасности, включая миротворческую операцию». Вот
только непонятно, кому они тут нужны? На протяжении 16 лет после заключения
перемирия между НКР и Азербайджаном на границе этих государств соблюдается
относительное спокойствие. Во всяком случае, никаких крупных столкновений,
передвижений войск или изменений границ не наблюдалось. Возможно, именно
потому, что в регионе сохраняется баланс сил, сформировавшихся исключительно
усилиями конфликтующих сторон. В отличие, скажем, от Балкан, или другого
региона Закавказья, в которых наличие миротворческих сил не стало препятствием
для крупномасштабных военных столкновений, десятков тысяч жертв, изменений
государственных границ и зарождения новых государств.
Будем реалистами: «миротворческие силы» в Арцахе нужны не
НКР и Азербайджану, а самим «миротворцам», пытающимся под этим благовидным
предлогом внедриться в регион. У них, у миротворцев, свои задачи и проекты, и
мы ни в коей мере не обязаны способствовать их претворению. Тем более, если
учесть, что основной мишенью этих проектов является дружественный армянским
государствам Иран. Сегодня становится очевидным то, о чем не раз предупреждали
серьезные политологи: крупные державы, перетянувшие на себя миротворческое
одеяло, стремятся завершить эту деятельность укреплением своих позиций в
регионе.
В-четвертых, совершенно непонятно, как представляют себе
авторы заявления «право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на
возвращение в места прежнего проживания». И входят ли в определение «всех»
беженцы, например, из Шаумянского района НКР, 89% населения которого до 1992
года составляли армяне? А ведь без этого все разговоры о праве, гуманитарной
катастрофе и так далее, превращаются в бессмысленный набор слов. Шаумянский
район – неотъемлемая историческая часть Арцаха и Нагорно-Карабахской Республики
и игнорирование этой реальности, вне всяких сомнений, подорвет любые усилия
любых государств, демонстрирующих свое стремление к установлению мира между НКР
и Азербайджаном.
Особая проблема, беженцы из Баку, Гандзака, Сумгаита и
других населенных пунктов на нынешней территории Азербайджана. При нынешнем
уровне культивируемой в Азербайджане ненависти к армянскому народу,
миротворцам, для обеспечения их безопасности, необходимо будет приставить к
каждой армянской семье (а их свыше ста тысяч) по взводу своих солдат.
Наконец, в-пятых. Заявление президентов России, США и
Франции подразумевает некий «коридор», «связывающий Армению с Нагорным
Карабахом». Идея данного «коридора» вытекает из всех остальных постулатов
заявления, включая ««возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха».
Нагорно-Карабахская Республика, по замыслу или поверхностному знакомству
авторов заявления с реалиями конфликта превращается в нежизнеспособное
образование, зависящее от доброй воли Азербайджана: никто же не считает, что
миротворческие войска прибывают в регион навечно, хотя и это, как уже было
сказано, не является гарантией безопасности НКР. Согласиться на такое
предложение, означает добровольно взобраться на эшафот, в надежде, что палач
смилостивится и не опустит лезвие гильотины на беззащитную шею. В этом случае
не помогут ни признанная независимость Нагорно-Карабахской Республики, ни
последующие вслед за неминуемой агрессией Азербайджана скорбные причитания
международного сообщества. Этот урок армянским народом, к сожалению, хорошо
изучен.
Обещанное признание независимости с лишением существующих
гарантий безопасности Республики Арцах и его населения – это неминуемая смерть.
И граждане НКР вряд ли согласятся на подобное «щедрое» предложение.
Сделанное в Канаде заявление президентов
сопредседательствующих в Минской группе государств является изложением
пожеланий, и относиться к нему следует именно так: спасибо, уважаемые господа,
мы вас выслушали и ваше мнение принято к сведению. Вместе с тем, у меня, и,
уверен, у подавляющего большинства армянского народа, есть вопросы к его
авторам.
Уважаемый господин Президент России Д. Медведев. Скажите,
пожалуйста, чем национально-освободительное движение населения Карабаха,
завершившееся в соответствии с международным правом, сформировавшимся, в том
числе, при активном участии СССР и России, и законодательством СССР,
правопреемником которого является Россия, отличается от борьбы за независимость
признанных Россией в качестве суверенных государств Республики Абхазия и
Республики Южная Осетия? Пожалуйста, объясните также, почему Россия не признает
независимости Республики Косово и Метохия?
Уважаемые господа Президенты США и Франции. Объясните,
пожалуйста, разницу между признанной вашими странами в качестве независимого
государства Республикой Косово и Метохия и Нагорно-Карабахской Республикой.
Объясните также, будьте столь любезны, почему ваши страны не признали
независимости Республики Абхазия и Республики Южная Осетия?
Заявление, не учитывающее исторических прецедентов, в том
числе и недавних, игнорирующее волю населения НКР и опирающееся на нее позицию
руководства Нагорно-Карабахской Республики, дискриминирует любые попытки
посредничества и миротворчества, и уже становится дополнительной аргументацией
для эскалации напряженности в регионе.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.