Воскресенье, 22.05.2022, 20:22
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Июнь » 24 » Нагорный Карабах: без шанса на прорыв?
Нагорный Карабах: без шанса на прорыв?
15:07

Analitika.at.ua. Встреча Президентов России, Армении и Азербайджана в Казани, в центре которой будут находиться актуальные вопросы карабахского урегулирования, находится в фокусе общественного внимания, оставаясь предметом оживленных комментариев. Сейчас журналисты и эксперты особенно чутко прислушиваются к сигналам, идущим не только из Москвы, Баку и Еревана, но также из Вашингтона и Брюсселя, из Анкары и Тегерана, причем оптимизм в оценках быстро смениться апокалиптическими сценариями и наоборот.

 

Подобный информационный разнобой не в последнюю очередь связан с абсолютной закрытостью переговорного процесса. Заинтересованная общественность ориентируется на общий контур так называемых «Мадридских принципов» опубликованных около двух лет назад в ходе встречи G8 в Италии. Возможные трансформации данного документа в ходе последующего переговорного процесса, а также многочисленные детали являются предметом особой озабоченности как в Армении, так и в Азербайджане, позиции которых остаются диаметрально противоположными.  Если официальный Баку настаивает на немедленном возвращении территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана и возвращение беженцев как в эти районы, так и непосредственно в нагорный Карабах, то для Еревана (и особенно для Степанакерта, формально в переговорах не задействованного) важны конкретные сроки и формы реализации пункта о промежуточном статусе Нагорного Карабаха, а также гарантий безопасности его населения. Если в настоящее время залогом поддержания хрупкой стабильности на линии соприкосновения сторон является баланс их военных потенциалов, то в случае изменения статус-кво неизбежно встанет вопрос о введении в регион миротворческих сил и об их национальном составе. Как следует из некоторых скупых сообщений, этот вопрос также обсуждается, по нему сохраняются разногласия, однако в каком формате планируется переносить на Карабах вообще-то не очень удачный опыт современного международного миротворчества – также тайна за семью «мадридскими» печатями.

 

На Президентов Азербайджана и Армении оказывается достаточно серьезное давление, отражением которого стало, например, известное Довильское заявление президентов стран, входящих в посредническую «тройку». Однако до тех пор, пока вопросов по «Мадридским принципам» остается больше, чем ответов, риск внутриполитических осложнений будет оставаться важным фактором для лидеров как в Ереване, так и в Баку. Невозможно не заметить того очевидного факта, что ни Президент Азербайджана, ни Президент Армении не обращаются накануне встречи в Казани к своим народам, призывая их готовиться к миру, а не к войне, как того требуют от них лидеры России, США и Франции. Если проект «Основных принципов» является оптимальным к подписанию в столице Татарстана, то почему не задействуются медийные и иные рычаги, способные убедить общества и в Армении, и в Азербайджане в безальтернативности этого шага, в его безусловной полезности как для одной, так и для другой стороны? Наконец, если успех предстоящей встречи предопределен, то почему французский сопредседатель Б. Фасье, словно бы желая подстраховаться, анонсируя некую «новую концепцию урегулирования»?

 

Заявления, сделанные Президентом Армении 22 июня в ходе пленарного заседания ПАСЕ, дают, видимо, достаточно полное представление относительно той позиции, которую он займёт в ходе казанских переговоров. Ключевыми, с точки зрения Еревана, остаются вопросы безопасности и установления мер доверия, являющиеся необходимой предпосылкой для конструктивного диалога, целью которого станет решение спорных вопросов на основе компромиссов. По мнению Сержа Саргсяна, «и Армения, и Нагорный Карабах глубоко заинтересованы в быстром, по возможности, решении проблемы. Мы нуждаемся в установлении справедливого и долгосрочного мира». В свою очередь, по мнению Президента Азербайджана, «особенно обнадеживающими являются заявления лидеров стран Минской группы о том, что статус-кво не приемлем, он должен быть изменен, и что конфликт должен быть разрешен на основе принципов Хельсинского заключительного акта, которые совмещают в себе принцип территориальной целостности и права на самоопределение». В интервью Euronews Алиев заявил, что Азербайджан не намерен предлагать что-либо взамен на вывод армянских войск из Нагорного Карабаха: «…мы не намерены предлагать что-либо в обмен на то, что принадлежит нам. Нагорный Карабах испокон веков принадлежал Азербайджану, это международно признанная азербайджанская территория».

 

Столь ясно сформулированная позиция создаёт практически патовую ситуацию, усугубляемую фактом использования карабахского конфликта в качестве инструмента воздействия на регион, которым охотно пользуются как ближние, так и дальние игроки. Изменение статус-кво, не подкрепленное достаточными международными гарантиями, может привести к непредсказуемым последствиям. Порой складывается ситуация, при которой интересы страны, непосредственно граничащей с зоной конфликта, не принимаются во внимание. Речь идет об Иране, и предполагать, что неблагоприятные геополитические изменения могут остаться без реакции с его стороны, довольно наивно. Пример с Ираном – лишь одна из иллюстраций того, как Баку и Ереван, с большим или меньшим успехом, но вынуждены учитывать постоянно меняющиеся комбинации различных сил и интересов.

 

Призыв к президентам продемонстрировать политическую волю возымеет положительный эффект лишь в том случае, если так называемые Основные принципы не будут способствовать окончательной «разморозке» конфликта. Следует исключить ситуацию, при которой у какой-либо из сторон возникла бы уверенность в целесообразности возобновления открытой военной конфронтации. Принципы неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, о которых Президент России Дмитрий Медведев говорил применительно к формируемой европейской системе коллективной безопасности, не могут не проецироваться и на ситуацию в южно-кавказском регионе, характеризующуюся наличием множества как скрытых, так и латентных конфликтов. И это гораздо важнее ссылок на Хельсинкский акт 1975 года, некоторых из подписантов которого вот уже два десятилетия не существует в природе…

 

Остается надеяться на то, что ожидания международного сообщества, успешно решающего карабахскую проблему на протяжении вот уже 20 лет, скорее всего, будут в Казани удовлетворены. Президенты подпишут очередное заявление, свидетельствующее об их согласии с общими принципами урегулирования, и возьмут на себя дополнительные обязательства. Однако главная работа по сближению позиций сторон по-прежнему впереди. И к этому надо относиться спокойно –карабахский конфликт с его сложной историей и многочисленными внешними «завязками» может решаться десятилетиями, и в этом отношении он совершенно не уникален. Андрей Арешев, политолог, сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа ИВ РАН. bs-kavkaz.org

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 587
Календарь новостей
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru