Нагорно-Карабахский процесс входит в новый непростой этап.
Через месяц после казанского саммита президентов России, Азербайджана и Армении
(27 июня 2011 года) ясно, что надежды на достижение компромисса не оправдались.
Сегодня многие называют причины, по которым «миротворческого чуда» в Казани не
произошло. Назовем некоторые из них.
Во-первых, ставится под сомнение эффективность
миротворческих усилий России. По мнению некоторых экспертов, как в самих
странах, вовлеченных в конфликт, так и на Западе, Кремлю невыгодно примирение
Еревана и Баку, поскольку продолжающееся посредничество помогает сохранению
эксклюзивной роли РФ в стратегически важном для нее регионе. Во-вторых,
подвергается критике «двойная игра» Запада (в первую очередь партнеров Москвы
по Минской группе ОБСЕ Франции и США). Запад-де пытается свалить на РФ всю
ответственность за неудачу миротворческой миссии, чтобы после тотальной
дискредитации Кремля получить все дивиденды. В-третьих, позиция Армении
объявляется неуступчивой. Ереван обвиняется в стремлении получить едва ли не
стопроцентные гарантии безопасности в обмен на уступки со своей стороны, что на
практике вряд ли возможно. В-четвертых, Азербайджан критикуется за «казанские
экспромты»: в ходе саммита президентов в столице Татарстана азербайджанская
дипломатия выдвинула около десятка предложений, которые шли вразрез с так
называемыми базовыми принципами урегулирования, согласованными тремя
странами-посредниками (США, РФ, Франция) и предложенными Еревану и Баку для
подписания.
Все эти причины вместе и каждая по отдельности сработали на
срыв подписания компромиссного документа, которого так ждали в мае-июне
нынешнего года. Однако в том, что карабахский процесс зашел в новый тупик, есть
иболее важные причины, чем национальные
интересы сторон, вовлеченных в конфликт и в его разрешение. Необходимо говорить
о не вполне адекватной методологии миротворчества, сопровождающей и
определяющей динамику переговоров.
Речь идет о политической аксиоме стран-посредников, в
соответствии с которой подписание так называемых базовых принципов Ереваном и Баку
положит конец многолетнему противостоянию. Между тем такая надежда
представляется в значительной степени утопичной просто потому, что практически
все шесть пунктов «принципов» находятся в прямом противоречии друг с другом.
Если первый пункт требует возвращения оккупированных армянскими силами
территорий под контроль Азербайджана, а пятый предполагает право всех беженцев
и временно перемещенных лиц на возвращение к местам своего прежнего проживания
(то есть прямо настаивает на территориальной целостности этого государства), то
другие три позиции (2-4) предлагают нечто противоположное. Они говорят про
«промежуточный статус Нагорного Карабаха», связь Нагорного Карабаха с «большой
Арменией» через Лачинский коридор (который в советское время не был частью Нагорно-Карабахской
автономной области), а также про «юридически обязывающий референдум» (а не
рекомендательный плебисцит) о финальном статусе спорной территории. Последний
же пункт (международная миротворческая операция в зоне конфликта) также ставит
под сомнение юрисдикцию Азербайджана.
Допустим, руководители Армении и Азербайджана оказались бы
способными учениками и смогли, переступив через амбиции, добросовестно
потрудиться и подписать согласованный текст «базового» документа. Означает ли
это качественный перелом в мирном процессе? Ни в коей мере. Скажем больше: само
по себе согласование «принципов», предложенных странами-посредниками, не имеет
революционного значения. Проблема не в их формальном согласовании, а в
применении на практике.
Представим себе, что президенты Армении и Азербайджана Серж
Саргсян и Ильхам Алиев договорились о том, что армянская сторона отводит свои
войска из оккупированных районов, находящихся за пределами бывшей
Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). Тут же встают вопросы о
дополнительных гарантиях безопасности со стороны Баку. И это требует
дополнительного времени для обсуждения.
Другой вопрос – принадлежность Нагорного Карабаха. Загвоздка
в том, что конституция Азербайджана не позволяет проводить референдум только на
отдельной территории государства. А если народное волеизъявление пройдет во
всем Азербайджане, то референдум вообще можно не проводить, поскольку его
результат известен заранее. Да и с «промежуточным статусом» тоже много
непонятного. Ведь если есть хотя бы временный статус, то политическую жизнь на
этой территории надо как-то легализовать и организовать. Означает ли это, что
после подписания «базовых принципов» НКР превратится в участника мирного
процесса? Баку к этому совсем не готов. Там считают конфликт не спором мятежной
автономии и центральной власти, а результатом внешней оккупации со стороны
Армении.
Таким образом, уже сегодня ясно, что вместо маниакальной
настойчивости в пробивании сырого документа, сторонам-посредникам надо работать
над уточнением и согласованием имеющихся деталей и нюансов. Иначе «экспромты»,
подобные тем, которые возникли у азербайджанских дипломатов в Казани, будут
возникать и дальше. Тем паче что и у армянской стороны есть свои зацепки. Пора
осознать, что «базовые принципы» еще не мир, а только первый и робкий шаг к
нему. И хорошо бы уже сейчас задуматься о том, что будет дальше. Как
отреагируют на возможный компромисс в Баку, в Ереване, а также в Анкаре и в
Тегеране, где пристально следят за динамикой карабахского процесса? Станет ли
«исторический прорыв» действительно шагом навстречу или, напротив, приведет к
еще более жесткому отталкиванию? Хорошо если бы на новом постказанском этапе
мирного процесса эти вопросы попали бы в фокус внимания всех участников
урегулирования конфликта. Сергей Маркедонов, mn.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.