Analitika.at.ua. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ встретились с
президентом Азербайджана в Нахиджеване, куда и направились 6 октября из Баку.
Интересно, затрагивались ли дипломатами на "нахиджеванской встрече"
вопросы Старой Джуги - уничтоженных непосредственно на глазах посреднической
миссии следов армянского присутствия? В любом случае обсуждение карабахского
вопроса с азербайджанским лидером именно в Нахиджеване, это почти то же самое,
что и намаз в Ани.
Этноцид. Разные авторы используют это понятие по-разному,
некоторые отождествляют с геноцидом. Но между двумя терминами существует
отличие: если преступления геноцида ориентированы на лишение той или иной
национальной, расовой или религиозной общности перспектив развития, то этноцид
- лишение той же национальной, расовой или религиозной общности ее
ретроспективы, ее прошлого, ее истории. В условиях бессовестной эксплуатации
понятия "геноцид", давно созрела необходимость включения в
международное правовое законодательство пункта о наказании за преступления
этноцида. Геноцид - это попытка лишить нацию будущего, этноцид - прошлого. Это
два полюса единой оси. Тесса Хофманн использовала термин "этноцид"
при определении характера ликвидации азербайджанцами армянского культурного
слоя в Нахиджеване.
Есть в армянском языке слово "иджеван", в
зависимости от степени освоенности земель оно переводится как "гостиница",
"постоялый двор", "караван-сарай". Армянская топонимика
знает много "иджеванов", однако город Нахиджеван всегда упоминался в
единственном числе - это "пристань спасшегося человечества". По
крайней мере именно в качестве "Ноева причала" местность и почиталась
тысячелетиями, причем не только армянами. По преданию, именно в этой области
Среднеараксинской равнины был разбит шатер спасшегося "в араратских
горах" человечества: "И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из
каждого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на
жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце
Своем: не буду больше проклинать землю за человека..." Здесь же по легенде
было ниспослано знамение Господа - первая радуга, да и первый послепотопный
случай опьянения также приписывается к этой местности: "Ной начал
возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал
обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и
вышедши рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив
ее на плечи свои... покрыли наготу отца своего".
Нахиджеван - центр армянского фольклора, родина древнейших
песнопений. Раннехристианской хроникой сообщается, что именно здесь снизошло
озарение на создателя современных армянских письмен Месропа Маштоца,
представившего на рубеже IV-V вв. алфавит, который демонстрирует свою
фантастическую жизнеспособность вот уже шестнадцатое столетие. Вместе с тем
этот край - один из древних и средневековых центров армянской городской
культуры. Еще в начале прошлого века Энциклопедический словарь Брокгауза и
Ефрона сообщал: "Нахджаван у древних армян, Наксуана у классических
писателей - уездный город Эриванской губернии на высоте около 3000 футов над
уровнем моря, на предгорьях Карабахских возвышенностей... По преданию, основан
Ноем, гробница которого показывается местными армянами. Некоторые персидские и
армянские историки относят основание его к 1539г. до Р. Х.". Генрих
Хюбшман - известный востоковед, представитель индоевропейской компаративистики
младограмматического направления писал, что топоним "Нахиджеван" происходит
от армянского префикса "нах" и слова "аван" и означает
"место первой высадки".
Впрочем, под названием "Нахиджеван" или
"Наксуана" местность известна еще древнегреческим авторам, а
иудейский историк Иосиф Флавий называет его "Апобатерион" -
буквальный перевод армянского топонима. Флавий сообщает: "...затем, когда
ковчег остановился на вершине одной горы в Армении, а это заметил Ной,
последний открыл его и, увидев около ковчега несколько суши, стал надеяться на
лучшее и успокоился... Это место армяне называют "местом высадки", и
до сих пор еще показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега".
В течение всего прошлого века, после передачи края под
большевистско-турецкий протекторат в составе Советского Азербайджана, была
реализована программа по окончательному выкуриванию из области армянского
демографического присутствия и полной ликвидации тысячелетних следов армянской
материальной культуры. Завершающий аккорд в этом изуверском предприятии был
поставлен уже в новом столетии, когда в промежутке 2001-2007гг. стерлись с лица
земли тысячи армянских надгробий на историческом кладбище средневекового города
купцов и ремесленников Джуги. Это были знаменитые "крест-камни"
преимущественно XIII-XVIII вв., представляющие изумительные памятники
христианского мемориального зодчества. Операция по окончательной ликвидации
следов армянского присутствия производилась частями азербайджанской армии.
По официальной версии, Гейдар Алиев родился в мае 1923г. в
Нахиджеване. К этому времени этот край исторической Армении уже второй год как
находился в составе Советского Азербайджана, причем республиканские власти
принимали весьма радикальные меры в отношении автохтонного армянского
населения. Сразу после ратификации в марте 1922г. со стороны ВЦИК подписанных в
марте и октябре 1921г. в Москве и Карсе советско-турецких договоров новый
председатель Совнаркома Азербайджана Газанфар Мусарбеков запретил расселение
армян в Нахиджеване.
"Однако история Нахчывана начинается не только с
создания автономной республики, - отмечал в 1999г. Алиев в ранге президента
независимой республики. - Нахчыван один из самых древних краев Азербайджана,
часть Азербайджана, имеющая очень богатую историю, это азербайджанская земля с
3500-летней историей... Однако в то же время я должен сказать, что история
этого прекрасного, древнего азербайджанского края до сих пор еще как следует не
проанализирована, не исследована и... не написана". Этим заявлением был
дан официальный старт последнему этапу ликвидации следов армянского присутствия
"на землях автономии", кульминацией которого стала ликвидация тысяч
армянских надгробий средневекового некрополя Старой Джуги.
В 2001г. в "Нахчыванской республике" начала работу
специальная археологическая экспедиция. Заместитель директора по научной части
Института археологии и этнографии НАН Азербайджана Наджаф Мусеибли отмечал:
"экспедиция была создана непосредственно по указанию Гейдара Алиева и
работала вплоть до 2003г. В течение трех лет на территории Нахчывана были
проведены масштабные полевые работы по выявлению исторических памятников,
которые до сих пор "не знала" наука". На самом деле происходил
обратный процесс. Так называемая "археологическая партия" занималась
описью подлежавших полному уничтожению армянских памятников, что подтверждается
не только периодом ее активной деятельности, предвосхитившим (между прочим)
старт самого масштабного этапа ликвидации, но и признанием того же Наджафа
Мусеибли от 5 ноября 2007 г., (сразу по уничтожению последнего армянского
хачкара): "Необходимо отметить, что экспедиция была организована не просто
так. Постоянная дезинформация армянами мировой общественности о том, что
территория Нахчывана является древней армянской землей, вынудила государство
организовать научно-исследовательскую экспедицию, доказавшую многочисленными
археологическими фактами ложную пропаганду оккупантов".
В течение ряда лет (2003-2007гг.) на глазах
"цивилизованного мира" уничтожался мощнейший пласт армянского
этнокультурного присутствия. Наджаф Мусеибли тогда заявил: "на территории
Южного Кавказа вообще нет ни малейших следов армян... На Кавказе с древнейших
времен и до сегодняшнего дня найдены массовые захоронения другого
антропологического типа - предков азербайджанского народа. Армянских корней на
этой земле нет".
В октябре 2009г. в Нахиджеване состоялся IX саммит тюркоязычных
государств с участием глав Азербайджана, Турции, Казахстана, Кыргызстана, а
также высокопоставленных чиновников из ряда других тюркоязычных стран. Уже в
своей вступительной речи президент Ильхам Алиев озвучил несколько иные
ориентиры тюркского сотрудничества, нежели анонсированное "углубление
экономического и культурного развития между братскими республиками".
Выдержки из выступления азербайджанского лидера: "Добро пожаловать в
Азербайджан, на древнюю азербайджанскую землю - Нахчыван! Это древняя азербайджанская
земля, имеющая древнюю историю и культуру... Нахчыван является единственным
сопредельным с Турцией регионом Азербайджана. Отделение в свое время от
Азербайджана его исторической, исконной земли - Зангезурского региона - и
присоединение к Армении, можно сказать, географически расчленило великий
тюркский мир. То есть деятельность тюркского мира как единой семьи, единой силы
была приостановлена на десятилетия... сегодня между нами расположен
Зангезурский регион - древний азербайджанский край, находящийся сейчас в
составе Армении".
Летом 2009г. азербайджанский президент Ильхам Алиев
подчеркнул: "Нахчыван - древняя азербайджанская земля. Наш народ
столетиями жил и творил на этой прекрасной земле. Расположенные в Нахчыване
исторические и архитектурные памятники показывают, как велик талант
азербайджанского народа... Нахчыван подарил Азербайджану великих личностей.
Нахчыван подарил Азербайджану великого лидера Гейдара Алиева".
Этноцид - это когда ради увековечения памяти одного человека
стирают память о сотнях тысяч... Арис КАЗИНЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.