Analitika.at.ua. Россия и Азербайджан перешли в новую фазу отношений,
которая характеризуется утратой многих (если не всех) надежд и иллюзий в
отношениях друг с другом.
Россия выложила очень многое в предложениях Азербайджану,
развернув длительный процесс сдачи Карабаха и вообще армянских интересов,
поставляет ему современные виды вооружений, включая комплектующие изделия,
которые используются другими поставщиками вооружений, заключила с ним смехотворные
договоренности по поставкам азербайджанского газа, попридержала свои претензии
в Каспийском море, сдала лезгинские села, безучастно наблюдая за репрессиями
Азербайджана в отношении лезгинского и аварского населения, сделала вид, что
стратегические договоренности Азербайджана с Турцией не носят принципиального
характера и даже надеялась, что анти-американизм в Турции распространится и на
Азербайджан.
Азербайджаном в России были предприняты весьма широкие
мероприятия по «скупке» и «перекупке» российских политиков, экспертов, ученых,
писателей и журналистов, скупались целые исследовательские и образовательные
институты, губернаторы и депутаты Государственной Думы и представители
военно-промышленного комплекса, которые «верой и правдой» работают на интересы
Азербайджана.
Все, что в России продавалось, азербайджанцы купили, но
больших результатов так и не добились - оказать существенное влияние на внешнюю
политику России они не сумели. Все это рухнуло, и не только, в связи с тем, что
Россия не сумела предложить Азербайджану ничего существенного по карабахской
проблеме, более важным является то, что Азербайджан еще более основательно
попал под американский «зонтик», да еще и с сильным израильским присутствием.
Россия поняла, что в стратегическом смысле Азербайджан, в
его нынешнем государственно-территориальном формате, утрачен для нее, и она не
может надеяться не только на доминирующую роль в отношениях с ним, но и на
некие более-менее взаимовыгодные отношения.
Вместе с тем, Россия никогда не доводила отношения ни с
Азербайджаном, ни с Турцией до критической черты, когда пришлось бы уступить
очень важные позиции и произошло бы прохождение точки невозврата.
Имеется немало признаков того, что Россия приступила к
реализации новой политики в отношении Азербайджана, который, при умелом решении
некоторых вопросов, может предстать перед тремя угрозами: оказаться в реальной
геополитической блокаде; утратить часть территорий, которые могут выйти из-под
его контроля; стать заложником российской и иранской политики в отношениях с
Турцией.
Следует понимать, что США до сих пор имели возможность
выстраивать более-менее эффективные отношения с Азербайджаном в условиях, когда
он не испытывал достаточное давление со стороны соседней России. Блокированный
во многих отношениях Азербайджан уже не смог бы оставаться столь же полезным
партнером США, включая роль транзитера военных грузов.
По нашему мнению, как минимум, Азербайджану будут
продемонстрированы возможные намерения по его геополитическому блокированию.
Азербайджан в роли однозначного партнера США, Великобритании и Израиля стал не
только не очень удобным, но и опасным фактором для России и Ирана.
Одной из задач Армении и армянских кругов в различных
странах должно стать способствование объединению усилий России и Ирана в этом
направлении. Главной проблемой в этом направлении является доверие России и
Ирана друг к другу, что оставалось барьером в решении данной задачи на
протяжении 20 лет. Однако же, наступил, действительно, переломный момент в
истории региона, нужно принимать решения и действовать. При этом, многие
события и процессы могут приобретать весьма витиеватый, многотрактуемый
характер. Нужно также ответить, что данные задачи в отношении Азербайджана
сочетаются с тенденциями в мировой политике, связанными с переформатизацией
геополитических конфигураций. Игорь Мурадян, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.