Analitika.at.ua. Казалось бы, вывод американских войск из Ирака в конце
2011 года должен был способствовать постепенной консолидации иракского общества
и нормализации внутриполитической ситуации в стране. Ведь был снят главный
раздражитель для патриотически настроенных иракцев – почти восьмилетняя
оккупация страны иностранными войсками. Американцы, в свою очередь, считали,
что они оставляют страну с лояльным Западу премьер-министром Нури аль-Малики,
который, по их мнению, мог бы и дальше эффективно управлять страной. Бывший
посол США в Ираке Залмай Халилзад в свое время заявлял, что "…Малики
является человеком, не зависящим от Ирана, позиционирующим себя как араб и
националист, прежде всего".
Однако эти ожидания Вашингтона и самих иракцев не
оправдались. Раскол иракцев по этно-конфессиональному признаку (арабы-шииты,
арабы-сунниты и курды) преодолеть не удалось, более того, правительство
аль-Малики своими действиями или бездействием лишь усугубило разногласия и
противоречия между этими общинами, террористическая активность вооруженной
оппозиции сохранилась, коррумпированность госаппарата стала еще выше, медленно
решаются социально-экономические задачи и восстанавливаются инфраструктура,
органы правопорядка, системы жизнеобеспечения (водоснабжение,
электроэнергетика, жилой сектор и др). Деньги, поступающие от экспорта нефти,
расходуются неэффективно и нерационально, часть госбюджета расхищается
чиновниками, организованной преступностью, другая - идет на ничем не
оправданные новые масштабные закупки вооружений и боевой техники за рубежом, в
основном в США. В результате падает авторитет центральной власти, нарастает
недовольство ею со стороны большинства населения страны, которое пока так и не
ощутило каких-либо перемен к лучшему от восстановления уровня довоенных объемов
добычи нефти. Поэтому можно суммировать, что причины нарастания протестных
настроений в иракском обществе кроются в неспособности властей обеспечить
безопасность проживания в стране своим гражданам и создать элементарные условия
жизни для подавляющего большинства иракцев.
Как известно, прошедшие в марте 2010 года парламентские
выборы в Ираке не дали возможности победившему с небольшим перевесом блоку
"Аль-Иракийя" во главе с довольно авторитетным лидером Аядом Аллави
сформировать новое правительство. Уступивший ему на выборах совсем немного блок
Нури аль-Малики "Государство закона" также претендовал на право
возглавить будущее правительство.
Чтобы преодолеть затянувшийся почти на год правительственный
кризис, президент Иракского Курдистана Масуд Барзани выступил с инициативой
предоставить возможность Нури аль-Малики сформировать новое правительство, но
при этом предусматривалось пропорциональное представительство основных иракских
общин и политических блоков в органах законодательной и исполнительной власти
страны, для главы переходного правительства Ирака Аяда Аллави и шиита по
вероисповеданию, вводился бы новый важный пост (председатель Национального
совета по стратегической политике), курдам давались гарантии выполнения всех
положений новой конституции страны, в том числе, о федеративном государственном
устройстве Ирака и проведению мероприятий по пересмотру административных
границ, так называемых, спорных территорий северных провинций и т.п. Эти
договоренности с Нури аль-Малики были зафиксированы накануне его назначения на
пост премьер-министра на второй срок в, так называемых, Эрбильских соглашениях.
К сожалению, эти соглашения и большая часть обещаний Нури аль-Малики на сегодня
остаются невыполненными. Аяд Аллави не получил никакого поста в новом
правительстве и остался не у дел.
Руководство Иракского Курдистана предъявляет претензии
федеральному правительству по широкому кругу вопросов, основными из которых
являются: саботаж Багдада в выполнении статьи 140 конституции Ирака (судьба
спорных территорий), волокита с принятием нового закона по нефти и газу,
неясность статуса и недостаточное финансирование вооруженных формирований
курдов "пешмерга" и т.п. При всей сложности взаимоотношений между
Багдадом и Эрбилем, обе стороны конфликта пока стараются избегать каких-либо
насильственных действий и пытаются достигнуть консенсуса в парламенте или за
столом переговоров различного уровня. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани
неоднократно подчеркивал, что иракские курды намерены добиваться своих
национальных прав конституционным путем.
Гораздо сложнее складываются отношения правительства с
арабами-суннитами. В январе 2013 года около 20 тысяч протестующих суннитов
вышли на улицы Самарры, города, расположенного к северу от Багдада, призывая к
восстанию против правительства Ирака. Проповедник шейх Мухаммед Таха Талиб в
своей пятничной молитве призвал правительство ответить на справедливые
требования протестующих. Волна стихийных митингов и демонстраций
арабов-суннитов охватила практически все иракские провинции с преимущественно
суннитским населением и продолжается вот уже несколько месяцев. Демонстранты
критикуют правительство за низкий уровень жизни в одной из самых богатых
нефтяных стран в мире, требуют освободить политических заключенных, в первую
очередь женщин. Чтобы как то разрядить обстановку, власти Ирака пошли на
освобождение несколько сотен заключенных из числа арабов-суннитов, но в тюрьмах
остались тысячи других. В целом, арабы-сунниты считают себя ущемленными в
правах при новом режиме, многие из них лишены права занимать должности на
государственной службе и в силовых структурах, часть по прежнему вынуждена
скрываться за рубежом, опасаясь преследований по обвинениям в сотрудничестве с
режимом Саддама Хусейна.
Стихийное протестное движение иракских арабов-суннитов
против правительства Нури аль-Малики умело используют в своих интересах
арабские монархии Персидского залива, где у власти находятся суннитские
(салафитские) кланы. Наибольшую активность в Ираке проявляют Саудовская Аравия
и Катар, которые по каналам спецслужб и через неправительственные организации
оказывают финансовую, материальную и военную помощь различным группировкам
иракской вооруженной оппозиции. При этом большая часть денег и оружия попадает
в руки наиболее радикально настроенных группировок (ваххабиты,
"Аль-Каида" и другие). Похоже на то, что саудиты и катарцы решили
превратить Ирак в поле битвы между суннитами и шиитами, как это уже удалось им
в соседней Сирии. Не исключено, что правящие салафитские династии Персидского
залива поставили себе целью превратить весь регион в арену борьбы суннитов с
шиитами и дать решающий бой, так ненавистному им, - шиитскому течению в исламе.
Вот несколько фактов, подтверждающих вмешательство Эр-Рияда
и Дохи во внутрииракский конфликт. По сообщениям иракских СМИ, в районе
Центрального Евфрата была арестована террористическая группа (около 250
исламистов-ваххабитов), связанная с главой саудовской разведки Б. бен Султаном
и бывшим вице-президентом Ирака Т. аль-Хашими. Кроме организации терактов,
ведения подрывной деятельности против иракских шиитов и разжигания
межконфессиональной розни, в задачу группировки входила вербовка и подготовка
террористов-смертников для проведения терактов в шиитских районах (Багдаде,
Кербеле, Неджефе, Дивании). Особое внимание при этом уделялось террористическим
атакам на шиитские святыни в Кербеле и Неджефе. На финансирование только этой
группы выделялось ежегодно до 250 млн. долл. США.
В начале 2013 года иракские власти вынуждены были закрыть
пограничный переход Требиль на ирако-иорданской границе. Основной целью
временного закрытия этого КПП – основного пункта, через который в Ирак
поступают промышленные товары и продовольствие, по мнению местных аналитиков,
является решение центральных властей нанести экономический ущерб суннитскому
клану Абу Риша, контролирующему район. Негласно этот клан получал с каждого
большегрузного автомобиля 300 долл. США за право проезда через свою территорию.
Шейх племени – Абу Риша считается одним из главных организаторов протестных
акций в иракской провинции Анбар (сторонник режима С.Хусейна и партии Баас,
поддерживает тесные связи со странами Персидского залива, особенно с Катаром).
20 марта 2013 года боевики суннитских "легионов
смерти" отметили десятую годовщину вторжения войск США в Ирак новой серией
терактов, в результате которых в шиитских районах Багдада погибли, по меньшей
мере, 56 человек, более 200 иракцев получили ранения. Взрывные устройства были
заложены в нескольких автомобилях, припаркованных в шиитских районах. Кроме
того, террорист-смертник на грузовике протаранил полицейский участок к югу от
Багдада. В МВД Ирака полагают, что организаторами терактов выступили боевики
радикальной суннитской группировки "Исламский эмират Ирака", тесно
связанной с "Аль-Каидой".
Таким образом, протестное движение иракских арабов-суннитов
проходит на фоне все более активного вмешательства во внутренний конфликт со
стороны внешних сил, прежде всего Саудовской Аравии и Катара, и сопровождается
новыми масштабными террористическими актами, которые приводят к многочисленным
жертвам среди правоохранительных органов и мирного населения.
Следует отметить, что Нури аль-Малики, исповедующий ислам
шиитского толка, не пользуется безоговорочной поддержкой и авторитетом даже
среди иракских шиитов. Наиболее радикальные шиитские движения, такие как,
например, группировка Муктады ас-Садра, и некоторые авторитетные духовные
лидеры критикуют центральное правительство за неспособность обеспечить
безопасность граждан и защитить от терактов шиитские святыни в городах Кербела
и Неджеф. Раздаются упреки в адрес аль-Малики и в проведении прозападной,
проамериканской политики.
В последнее время отмечается тенденция к объединению всех
иракских оппозиционных правительству аль-Малики парламентских и
внепарламентских политических сил и группировок в единый оппозиционный фронт.
Глава политического блока "Аль-Иракия" Аяд Аллави заявил, что
"правительство аль-Малики не в состоянии вывести страну из экономического
и политического кризиса" и призвал премьер-министра добровольно уйти в
отставку, а затем провести в стране досрочные парламентские выборы. В знак
протеста против политики Нури аль-Малики сунниты и шииты проводят совместные
пятничные молитвы, где участвуют влиятельные суннитские и шиитские лидеры
страны. Оппозицией рассматриваются все возможные варианты досрочного
отстранения от власти главы правительства. Общая политическая ситуация в стране
остается весьма сложной и неопределенной. Станислав Иванов, Иран.ру
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.