Главная » 2012»Май»27 » Народы Кавказской Албании пребывают под прессом насильственной ассимиляции и тюркизации
Народы Кавказской Албании пребывают под прессом насильственной ассимиляции и тюркизации
12:06
Analitika.at.ua. Закавказские
турки, переняв опыт турок анатолийских, превращают автохтонные народы Азербайджана
в этнических доноров для формирующихся в нацию тюркских племен.
Процесс интенсивной ассимиляции коренных народов
Азербайджанской республики, при большом желании, можно назвать естественным
формированием молодой нации, и это будет правдой. Однако вряд ли эта «правда»
может служить утешением для переживших тысячелетнюю историю народов, ныне
доведенных до порогового состояния этнического бытия и превращенных в
этнические реликты. Некоторые из этих народов – крызцы, хиналугцы, будухцы и
другие – сегодня утратили не только язык, но и самоназвание – приведенные выше
этнонимы происходят по названию сел, в которых они проживают – и объединены под
общим названием «шахдагские народности».
Древнегреческий историк Страбон писал, что в Кавказской
Албании, большая часть которой ныне расположена в пределах Азербайджанской
республики, проживает 26 племен. Сегодня, однако, нам известна меньшая часть
этих племен, продолжающих пребывать под сильным прессом насильственной
ассимиляции и тюркизации. При этом следует учесть, что крызцы, хиналугцы,
будухцы и другие представители «шахдагских народностей» являются осколками
лезгинского народа, и их вычленение носит искусственный характер.
В этом плане особенно интересна и трагична этническая судьба
цахуров и рутулов, экзоэтноним которых также происходит от названия крупных
поселений, а также удин. Рутулы, цахуры и удины сохранили самоназвание –
эндоэтноним, соответственно, йыхъбы, мыхъабдыр и уди, однако их численность,
хотя и исчисляется тысячами (удины) и десятками тысяч (цахуры и рутулы), трудно
поддается учету. Проблема все та же – ассимиляция. Азербайджан лишил эти народы
культурно-политических условий, необходимых для сохранения этнической
идентичности.
Между тем, в самой Кавказской Албании цахуры и, особенно,
рутулы играли заметную роль государствообразующего народа. Так, согласно
аргументированному мнению многих ученых, рутулы и есть те самые гаргарейцы, для
которых Месроп Маштоц создал «албанскую» письменность, которой они, по всей
видимости, пользовались до принятия ислама и перехода на арабскую графику.
Гаргарейцы, как и удины, занимали граничащую с армянскими провинциями Арцах и
Утик обширную территорию Кавказской Албании, однако после перекочевки в регион
тюркских племен, огнем и мечом прошедших по Кавказской Албании, ареал их
расселения резко сократился. Выжившие уходили высоко в горы. Так, населенное
хиналугцами село Хиналуг является самым высокогорным поселением не только в
Азербайджане, но и на всей территории бывшего Советского Союза. Сама география
современного расселения этих народов является свидетельством невероятного
страдания и тяжелых душевных переживаний.
Рутулы в Азербайджане проживают в шести деревнях, а их
численность, по разным данным, достигает от 14 до 20 тысяч человек. Однако
практически все рутулы Азербайджана тюркоязычны, вследствие чего их этническое
будущее представляется проблематичным. Схожая участь ожидает и цахур.
Считается, что в Азербайджане цахуры живут в 16 деревнях, однако все эти
деревни практически тюркоязычны. И рутулы и цахуры называют собственную
национальность лишь в своем этническом кругу, во всех остальных случаях они
представляются «мусульманами» - самоназвание закавказских турок вАзербайджане.
Удины на территории нынешней Азербайджанской республики
компактно проживают исключительно в деревне Нидж, хотя еще в начале ХХ века там
насчитывалось 47 деревень с удинским населением. В августе – сентябре 1918 года
удины – христиане были вырезаны и депортированы турецкой армией под
командованием Нури и сбродом из закавказских турок. Удины – мусульмане вначале
были вынуждены мимикрировать под закавказских турок; впоследствии их
подавляющая часть отуречилась в действительности.Население Ниджа удиноязычно, однако их
небольшое количество – менее четырех тысяч – растущая эмиграция, а также
планомерное заселение деревни закавказскими турками превратило сохранение
удинского этноса и языка в практически неразрешимую задачу.
Схожая ситуация наблюдается и в случае с парсами –
исповедующими ислам татами.
Считается, что перечисленные народности Кавказской Албании
уже прошли точку невозврата возрождения этнического самосознания на территории
Азербайджана. Некогда многочисленные народности Кавказской Албании ныне
превращены в лишившиеся возможности возрождения этнические реликты на
территории незаконнорожденной Азербайджанской республики, вследствие чего
шовинистический режим этого государства перенес основные усилия по ассимиляции
остальных автохтонных народов республики: талышей, лезгин и аварцев.
Сказанное никоим образом не означает, что указанные народы
до сих пор пребывали в этническом благополучии, отнюдь: автохтонные народы
Азербайджана подвергались жесточайшим преследованиям, физическому уничтожению и
насильственной ассимиляции с самого появления в регионе тюркских племен. Просто
Баку, расправившись с малочисленными народностями, сократил количество
«мишеней» и перенес высвободившуюся часть репрессивно-ассимиляционного аппарата
на более многочисленные и, следовательно, представляющие опасность для целостности
государства автохтонные этносыреспублики.
О проживающих на Родине, но в пределах чужого государства
лезгинах, аварцах и талышах мы еще успеем рассказать, а пока отметим, что
Азербайджан планирует превратить эти народы в этнических доноров для пришлых в
регионе закавказских турок. Точно тем же способом, что был апробирован на ныне
превратившихся в этнические реликты народах. При этом надо отметить, что первые
в истории опыты насильственного этнического донорства были проведены Турцией,
преступным родителем преступного образования Азербайджанская республика. Речь в
данном случае идет даже не об умыкании девочек соседних или покоренных народов,
а о придуманном в недрах турецкого сознания янычарстве – когда насильно отнятых
или угнанных в плен мальчиков воспитывали в ненависти к собственному народу.
Сербские, армянские, черкесские, греческие и другие юноши воевали с сербами,
армянами, черкесами, греками и так далее.
В войне янычаров с соседними народами, независимо от исхода
баталий, был один победитель: турок. А в 1566 году султан Селим II при
вступлении на престол предоставил всем янычарам право жениться. Султан
рассчитал, что дети от физически крепких и мужественных янычар способствуют
укреплению здоровья и боевого духа населения империи. Турки инстинктивно
воспользовались законами генетической наследственности, целенаправленно улучшая
свой генетический код. Отныне янычары не только помогали туркам завоевывать
новые, а, по сути, собственные страны, но и меняли самих турок, вплоть до
внешнего вида. Современники подчеркивают, что дети янычар выгодно отличались от
«чистокровных» турок физической силой, умом и смышленостью.
Стоит ли удивляться тому, что сегодня закавказские турки
стремятся жениться на девушках талышского, лезгинского, аварского происхождения,
а парней из этих народов вынуждают воевать против армянских государств и
служить на границе с Арменией и Арцахом? В свою очередь на родине автохтонных
народов республики – Джаре, Лезгистане, Талыше – служат в основном призывники
тюркской национальности. Азербайджан таким образом решает сразу несколько
задач: контролирует потенциально сепаратистские районы, ограничивает рост
численности коренных народов республики, укрепляет власть закавказских турок в
незаконнорожденном государстве. Циничный и преступный расчет правителей
Азербайджана направлен на взаимное уничтожение армян и «нежелательных народов»,
исстари проживающих на территории этой республики.
К концу первой четверти ХIХ века институт янычарства
перестал интересовать Турцию: они свое дело сделали и военное сословие из
нетюркских народов перестало интересовать султана. Именно тогда наступила
расплата за безвинное преступление янычар. В 1826 году, по приказу султана
Махмуда II, янычарские корпуса были уничтожены. Их, зачастую вместе с семьями, казнили
по всей территории Турецкой империи.
Все новое, это – хорошо забытое старое, утверждает
пословица. Как уже было сказано, азербайджанская политика этнодонорства и
неоянычарства ведет к уменьшению численности и значимости автохтонных народов.
А это значит, что в Азербайджанской республике неизбежно наступит 1826 год. Левон
Мелик-Шахназарян, voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.