Пятница, 29.11.2024, 03:28
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Май » 27 » Народы Кавказской Албании пребывают под прессом насильственной ассимиляции и тюркизации
Народы Кавказской Албании пребывают под прессом насильственной ассимиляции и тюркизации
12:06

Analitika.at.ua. Закавказские турки, переняв опыт турок анатолийских, превращают автохтонные народы Азербайджана в этнических доноров для формирующихся в нацию тюркских племен.

 

Процесс интенсивной ассимиляции коренных народов Азербайджанской республики, при большом желании, можно назвать естественным формированием молодой нации, и это будет правдой. Однако вряд ли эта «правда» может служить утешением для переживших тысячелетнюю историю народов, ныне доведенных до порогового состояния этнического бытия и превращенных в этнические реликты. Некоторые из этих народов – крызцы, хиналугцы, будухцы и другие – сегодня утратили не только язык, но и самоназвание – приведенные выше этнонимы происходят по названию сел, в которых они проживают – и объединены под общим названием «шахдагские народности».

 

Древнегреческий историк Страбон писал, что в Кавказской Албании, большая часть которой ныне расположена в пределах Азербайджанской республики, проживает 26 племен. Сегодня, однако, нам известна меньшая часть этих племен, продолжающих пребывать под сильным прессом насильственной ассимиляции и тюркизации. При этом следует учесть, что крызцы, хиналугцы, будухцы и другие представители «шахдагских народностей» являются осколками лезгинского народа, и их вычленение носит искусственный характер.

 

В этом плане особенно интересна и трагична этническая судьба цахуров и рутулов, экзоэтноним которых также происходит от названия крупных поселений, а также удин. Рутулы, цахуры и удины сохранили самоназвание – эндоэтноним, соответственно, йыхъбы, мыхъабдыр и уди, однако их численность, хотя и исчисляется тысячами (удины) и десятками тысяч (цахуры и рутулы), трудно поддается учету. Проблема все та же – ассимиляция. Азербайджан лишил эти народы культурно-политических условий, необходимых для сохранения этнической идентичности.

 

Между тем, в самой Кавказской Албании цахуры и, особенно, рутулы играли заметную роль государствообразующего народа. Так, согласно аргументированному мнению многих ученых, рутулы и есть те самые гаргарейцы, для которых Месроп Маштоц создал «албанскую» письменность, которой они, по всей видимости, пользовались до принятия ислама и перехода на арабскую графику. Гаргарейцы, как и удины, занимали граничащую с армянскими провинциями Арцах и Утик обширную территорию Кавказской Албании, однако после перекочевки в регион тюркских племен, огнем и мечом прошедших по Кавказской Албании, ареал их расселения резко сократился. Выжившие уходили высоко в горы. Так, населенное хиналугцами село Хиналуг является самым высокогорным поселением не только в Азербайджане, но и на всей территории бывшего Советского Союза. Сама география современного расселения этих народов является свидетельством невероятного страдания и тяжелых душевных переживаний.

 

Рутулы в Азербайджане проживают в шести деревнях, а их численность, по разным данным, достигает от 14 до 20 тысяч человек. Однако практически все рутулы Азербайджана тюркоязычны, вследствие чего их этническое будущее представляется проблематичным. Схожая участь ожидает и цахур. Считается, что в Азербайджане цахуры живут в 16 деревнях, однако все эти деревни практически тюркоязычны. И рутулы и цахуры называют собственную национальность лишь в своем этническом кругу, во всех остальных случаях они представляются «мусульманами» - самоназвание закавказских турок в  Азербайджане.

 

Удины на территории нынешней Азербайджанской республики компактно проживают исключительно в деревне Нидж, хотя еще в начале ХХ века там насчитывалось 47 деревень с удинским населением. В августе – сентябре 1918 года удины – христиане были вырезаны и депортированы турецкой армией под командованием Нури и сбродом из закавказских турок. Удины – мусульмане вначале были вынуждены мимикрировать под закавказских турок; впоследствии их подавляющая часть отуречилась в действительности.  Население Ниджа удиноязычно, однако их небольшое количество – менее четырех тысяч – растущая эмиграция, а также планомерное заселение деревни закавказскими турками превратило сохранение удинского этноса и языка в практически неразрешимую задачу.

 

Схожая ситуация наблюдается и в случае с парсами – исповедующими ислам татами.

 

Считается, что перечисленные народности Кавказской Албании уже прошли точку невозврата возрождения этнического самосознания на территории Азербайджана. Некогда многочисленные народности Кавказской Албании ныне превращены в лишившиеся возможности возрождения этнические реликты на территории незаконнорожденной Азербайджанской республики, вследствие чего шовинистический режим этого государства перенес основные усилия по ассимиляции остальных автохтонных народов республики: талышей, лезгин и аварцев.

 

Сказанное никоим образом не означает, что указанные народы до сих пор пребывали в этническом благополучии, отнюдь: автохтонные народы Азербайджана подвергались жесточайшим преследованиям, физическому уничтожению и насильственной ассимиляции с самого появления в регионе тюркских племен. Просто Баку, расправившись с малочисленными народностями, сократил количество «мишеней» и перенес высвободившуюся часть репрессивно-ассимиляционного аппарата на более многочисленные и, следовательно, представляющие опасность для целостности государства автохтонные этносы  республики.

 

О проживающих на Родине, но в пределах чужого государства лезгинах, аварцах и талышах мы еще успеем рассказать, а пока отметим, что Азербайджан планирует превратить эти народы в этнических доноров для пришлых в регионе закавказских турок. Точно тем же способом, что был апробирован на ныне превратившихся в этнические реликты народах. При этом надо отметить, что первые в истории опыты насильственного этнического донорства были проведены Турцией, преступным родителем преступного образования Азербайджанская республика. Речь в данном случае идет даже не об умыкании девочек соседних или покоренных народов, а о придуманном в недрах турецкого сознания янычарстве – когда насильно отнятых или угнанных в плен мальчиков воспитывали в ненависти к собственному народу. Сербские, армянские, черкесские, греческие и другие юноши воевали с сербами, армянами, черкесами, греками и так далее.

 

В войне янычаров с соседними народами, независимо от исхода баталий, был один победитель: турок. А в 1566 году султан Селим II при вступлении на престол предоставил всем янычарам право жениться. Султан рассчитал, что дети от физически крепких и мужественных янычар способствуют укреплению здоровья и боевого духа населения империи. Турки инстинктивно воспользовались законами генетической наследственности, целенаправленно улучшая свой генетический код. Отныне янычары не только помогали туркам завоевывать новые, а, по сути, собственные страны, но и меняли самих турок, вплоть до внешнего вида. Современники подчеркивают, что дети янычар выгодно отличались от «чистокровных» турок физической силой, умом и смышленостью.

 

Стоит ли удивляться тому, что сегодня закавказские турки стремятся жениться на девушках талышского, лезгинского, аварского происхождения, а парней из этих народов вынуждают воевать против армянских государств и служить на границе с Арменией и Арцахом? В свою очередь на родине автохтонных народов республики – Джаре, Лезгистане, Талыше – служат в основном призывники тюркской национальности. Азербайджан таким образом решает сразу несколько задач: контролирует потенциально сепаратистские районы, ограничивает рост численности коренных народов республики, укрепляет власть закавказских турок в незаконнорожденном государстве. Циничный и преступный расчет правителей Азербайджана направлен на взаимное уничтожение армян и «нежелательных народов», исстари проживающих на территории этой республики.

 

К концу первой четверти ХIХ века институт янычарства перестал интересовать Турцию: они свое дело сделали и военное сословие из нетюркских народов перестало интересовать султана. Именно тогда наступила расплата за безвинное преступление янычар. В 1826 году, по приказу султана Махмуда II, янычарские корпуса были уничтожены. Их, зачастую вместе с семьями, казнили по всей территории Турецкой империи.

 

Все новое, это – хорошо забытое старое, утверждает пословица. Как уже было сказано, азербайджанская политика этнодонорства и неоянычарства ведет к уменьшению численности и значимости автохтонных народов. А это значит, что в Азербайджанской республике неизбежно наступит 1826 год. Левон Мелик-Шахназарян, voskanapat.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1054
Календарь новостей
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru