Analitika.at.ua. В годы Первой мировой наш народ потерял около 200 000 солдат
и офицеров – показатель, превосходящий количество потерь некоторых воюющих
стран. Например, Бельгия, где впервые было апробировано химическое оружие,
потеряла 93 000 человек, Португалия – 33 000, Греция – 27 000, Черногория – 20
000, Япония – 1 000.
История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но
если бы Севрский договор и вильсоновская подпись с картографической плоскости
переместились на историческую поверхность, то чудом уцелевшее в годы Геноцида
первое армянское поколение вполне могло рассчитывать на существенное расширение
границ своего государства. Вероятно, уже сегодняшние армяне немножко иначе
вспоминали бы и Первую мировую - это уже не только резня полутора миллиона
соотечественников, но и возвращение Отчизны. Впрочем, истории был угоден другой
сценарий…
Вторая мировая война стоила жизни уже около 350 000 армян,
причем более 300 000 только в Великой Отечественной. Это - либо пережившие
Геноцид наши соотечественники, либо их дети. Потери Великобритании и США
составили примерно столько же (около 350 000 и 300 000 соответственно).
Если бы не атомная бомбардировка двух японских городов и
последующее подписание турецко-американского соглашения о стратегическом
партнерстве, то первое послевоенное поколение армянского народа вполне могло
рассчитывать на существенное расширение границ своей союзной республики. Посему
уже сегодняшние армяне совсем иначе встретили бы 65-ю годовщину Победы в
Великой Отечественной войне. В эмоциональном отношении официальные торжества
едва ли уступали бы российским, а с высоких трибун читался бы целый цикл
интересных докладов об историческом значении этой Победы, причем героизм отцов
и дедов был бы вписан в контекст территориальных приобретений. Но истории был
угоден другой сценарий…
89-я Таманская армянская дивизия стала по сути единственным
национальным воинским подразделением СССР, штурмовавшим Берлин. Не только
предвзятый, но и достаточно циничный подход формулируется следующим образом:
Берлин сегодня есть, Советского Союза нет, а не значит ли это, что нет и того
исторического контекста, в который можно вписать доблесть сынов армянского
народа, павших за страну, которой не существует?
С другой стороны, такой вопрос не так прост, как может
показаться. Дело в том, что сегодня у нас ощущается острейший дефицит
представления в том числе и "армянского ракурса" войны. В наших
учебниках по истории отсутствуют важнейшие факты, позволяющие понять ситуацию,
в которой оказался армянский народ в начале 40-х годов прошлого столетия, и
какими последствиями все это было чревато. Не говорится о том, что именно тогда
Армянский вопрос мог найти свое окончательное решение по турецкому сценарию.
Например, что известно подрастающему поколению о действиях
немецко-турецкой агентуры в Закавказье? О ситуации в том же Джавахке, где велась
интенсивная работа по формированию "пятой колонны" из месхетинских
турок? О создании подчиненного Турции "Кавказского имамата",
включающего все северокавказские автономии и Азербайджан? О том, что уже в 1942
году была достигнута договоренность об открытии Кавказского фронта сразу после
ожидаемого успеха немцев под Сталинградом? О том, что мятеж месхетинских турок
должен был быть поддержан мощным восстанием мусульман Северного Кавказа и
вступлением Турции в войну по территории Армении и Грузии? О депешах Гудериана
Гитлеру "о настроениях на Кавказе"?
Или что известно нашим молодым о советской военной операции
в Иране? Есть ли в наших учебниках хотя бы упоминание о вводе в сентябре 1941
года советской ударной группировки в составе двух армий в северные провинции
Ирана? Какой необходимостью это было вызвано?
По сути важнейшая тема не раскрыта, и, естественно, она не
может быть известна молодым. Многие просто не осознают, что 9 Мая – это великий
праздник и армянской Победы, так как без нее не было бы и нас. Не будь побед в
сражениях под Сталинградом и Курском, Армянский вопрос был бы окончательно
решен в течение одной недели (кстати, именно такая перспектива и вынуждала
некоторых армянских национальных деятелей поддерживать контакты и с нацистским
руководством, чтобы каким-то образом помешать реализации турецких планов).
Распад Советского Союза протекал в атмосфере мощнейшего
идеологического давления на пребывающие в процессе трансформации общества.
Именно в этот смутный период на асфальте площадей и стала писаться предвзятая
история, которая очень скоро легла на первые полосы новой политической
периодики. Публикации поглощались взращенной на трафаретном языке не менее
предвзятой советской публицистики аудиторией в качестве нового откровения.
Мощнейшей идеологической атаке подверглись и наиболее
эмоциональные события советской истории, в первую очередь Великая Отечественная
война. Как самый важный и решающий пласт Второй мировой, она стала постепенно
поглощаться и вытесняться иными пластами, в конце концов была представлена
первому постсоветскому поколению в качестве лишь одного из целого ряда
равновеликих событий военных лет.
В настоящее время во многих странах пишется уже новая
историография, предпринимаются попытки высветить "свой ракурс"
событий последней мировой войны. Где-то принципы описания и представления войны
все еще сильно подвержены привнесенной идеологии и особой разницы между
нацистами и советскими воинами не ставится. В нашем случае все предельно ясно,
однако почему-то тема не раскрывается.
Только в ходе последовательной работы в этом направлении и
вскрывается значение Великой Победы, значение подвига наших отцов и дедов, и
только в этом случае идейная связь между танцем кочари в Берлине и шушинской
"Свадьбой в горах" становится исторически неразрывной.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.