Analitika.at.ua. Сегодня, в пятницу, в Алма-Ате начинает работу
неформальный саммит глав МИД ОБСЕ, который должен ответить на два основных
вопроса. Во-первых, состоится ли в казахстанской столице встреча на самом
высоком уровне с максимальным составом участников - членов этой организации?
Возможно, что определенную поддержку этой идеи ждут от канцлера Германии Ангелы
Меркель, чей официальный визит в Астану должен пройти практически сразу же
после завершения саммит. Стоит отметить, что другой крупный участник
европейской политики – Франция – уже поддержала инициативу Казахстана.
Второй вопрос – какое место должна занять ОБСЕ в современной
архитектуре безопасности? Последнее наиболее интересно, учитывая подвешенное
состояние этой организации в рамках политики обеспечения глобальной и
региональной безопасности. Перспективы любой региональной структуры зависят от
нескольких факторов: от наличия конкретных целей и эффективного механизма их
осуществления, от наличия стабильного бюджета, так как без постоянного
финансирования ни один проект не может рассчитывать на долгую перспективу. И не
в последнюю очередь – от умения достигать компромисса и открытости к
сотрудничеству с другими региональными структурами. Именно это качествоОБСЕ дан шанс проверить в настоящий момент.
Дело в том, что одной из особенностей открывающегося
неформального саммита является как раз то обстоятельство, что в его рамках
должна состояться первая встреча представителей сразу семи организаций, таких
как ОБСЕ, ЕС, НАТО, Совет Европы, СНГ, ОДКБ, СВМДА, занимающихся вопросами
обеспечения безопасности в разных регионах мира. К этому списку можно было бы
добавить еще и ШОС, учитывая, что эта региональная структура увеличивает свое
политическое влияние в Центральной Азии. Так что ОБСЕ могла бы наладить
контакты с рядом организаций на постсоветском пространстве, несмотря на наличие
разных стандартов оценки политического развития наших стран.
Удивляет, что такие встречи не проводились раньше, имея в
виду общие для всех вызовы и угрозы безопасности, будь то наличие старых и
появление новых региональных конфликтов, активизация наркомафии или
нестабильная ситуация в Афганистане, о которой говорят чуть ли не на всех
международных встречах разного уровня. Но пока те или иные региональные
объединения борются за сферы своего влияния, с трудом взаимодействуя друг с
другом даже перед лицом общего врага, этот самый враг в виде организованной
преступности или террористических организаций давно уже наладил партнерскую
сеть на глобальном уровне. Поэтому все чаще говорят о транснациональной
преступности или о так называемом террористическом интернационале. Но
противостоять им отдельными силами – все равно, что пытаться растопыренными
пальцами драться с кулаком.
С другой стороны, насколько вообще возможен эффективный
механизм сотрудничества между такими разными региональными организациями? Тем
более что геополитическую и геоэкономическую конкуренцию никто не отменял, и
пока трудно представить в реальности, например, партнерский дуэт ОДКБ и НАТО.
Ведь еще далеко не ясно, как поведут себя эти региональные организации в
условиях кризисной ситуации. Во всяком случае, из семи вышеупомянутых
организаций, только НАТО показало себя в качестве активного антикризисного
игрока, начиная с Балкан и заканчивая Афганистаном.
По поводу наиболее болезненных тем, которые предполагают
обсудить в рамках неформального саммита в Алма-Ате, речь идет о трех
направлениях.
Прежде всего - сложная ситуация в Киргизии. Стоит отметить,
чтопредложения Казахстана оказать экономическую
помощь этой стране уже звучаливо время
саммита СВМДА в Стамбуле, на встрече глав государств - участников ШОС в
Ташкенте, а также во время юбилейного заседания Межгосударственного совета
Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и саммита участников
Таможенного союза в Астане. Кстати, именно тогда состоялся первый официальный
визит в Казахстан Розы Отунбаевой, которая после проведенного референдума
обрела статус президента переходного периода. При этом Отунбаева не скрывала,
что рассчитывает на антикризисный фонд ЕврАзЭС, где главными донорами как раз
являются Москва и Астана. Хотя, насколько можно понять, Казахстан предлагает
раскошелиться и другим участникам ОБСЕ, а также международным финансовым
структурам.
Традиционной темой остается Афганистан. Но в этой стране ни
Казахстан, ни другие участники ОБСЕ не располагают реальными рычагами влияния
на ситуацию. Поэтому предложения в основном замыкаются на вопросах
экономического и гуманитарного развития Афганистана, которому необходимо оказывать
всестороннюю поддержку.
Возможно, что еще одна конфликтная тема, которая будет
рассмотрена в рамках саммита, - это проблема Нагорного Карабаха. Естественно,
что, будучи председателем ОБСЕ, Казахстан должен говорить по поводу
существующих болевых точек, в том числе и касательно территориальных
конфликтов. Как говорится, статус обязывает.
Но не стоит забывать, что Азербайджан является казахским
партнером по каспийским проектам, например, в рамках Баку-Тбилиси-Джейхан, а
также участником объединения тюркского мира, к которому принадлежит и
Казахстан.
В то же самое время Армения входит ОДКБ, имеет статус
наблюдателя в ЕврАзЭС, где также активное участие принимает Казахстан. Поэтому
для Астаны важно все-таки усидеть на всех стульях, не предпринимая никаких
действий, которые могли бы нанести удар по ее многовекторной внешней политике.
В этой связи вряд ли стоит ожидать каких-то прорывных действий от нового
председателя ОБСЕ впереговорном
процессе, который идет между Азербайджаном и Арменией. Тем более что роль
посредников уже играют другие государства, в том числе Россия. Во времянедавней трехсторонней встречи президентов
Армении, Азербайджана и России в Санкт-Петербурге в числе других обсуждался
вопрос возвращения оккупированных карабахских территорий. Известно, что основой
для переговоров двух конфликтующих стран являются мадридские принципы, которые
в 2009 были приняты армянской и азербайджанской сторонами. И как заявилминистр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян,
многое зависит о того, признает ли Азербайджан наличие последнего варианта
мадридских принципов, представленных сторонам в ходе встречи в
Санкт-Петербурге.
Возможно, что работа по согласованию этих принципов
продолжится и в Алма-Ате. Хотя вряд ли стоит рассчитывать на какие-то позитивные
решения на фоне весьма симптоматичного заявления президента Азербайджана Алиева
на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического
развития в первой половине 2010 года, сделавшего акцент на наращивании военной
мощи страны, которая может сыграть решающую роль в деле урегулирования
нагорно-карабахского конфликта.
К слову, кроме армяно-азербайджанского конфликта, существуют
также сложные отношения между Ереваном и Анкарой. В этой связи некоторые
турецкие СМИ не исключили того, что в ходе неформального саммита глав МИД ОБСЕ
в Алма-Ате может состояться встреча руководителей внешнеполитических ведомств
Армении и Турции. Как и в других случаях, Казахстан здесь сыграет роль
радушного хозяина, который готов предоставить еще одну площадку для диалога.
Как это повлияет на конечный результат – это зависит от всех участников
переговоров.
Досым Сатпаев - директор Risks Assessment Group (Казахстан)
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.