Analitika.at.ua. Московская "Новая газета" 9 марта опубликовала
статью "Дочь войны". Автор Виктория Ивлева в который уже раз
повествует о бывшей жительнице Ходжалы, которую она встретила в ночь на 26
февраля 1992 года. Историю эту Ивлева во всех подробностях рассказывает чуть ли
не в десятый раз за последний месяц. А впервые ее репортаж был опубликован в
марте 1992 года сразу в двух газетах – "Московском комсомольце" и
"Московских новостях".
Тогда, 19 лет назад, журналистка рассказала об одном эпизоде
Карабахской войны, очевидцем которого ей довелось стать, стремясь при этом
оставаться нейтральной и придерживаться исключительно принципов гуманизма.
Ивлева и сегодня позиционирует себя как независимый журналист, которого
интересуют только и только судьбы невинных людей на войне, и подчеркнуто
абстрагируется от любых политических вопросов и аргументов. Тем не менее в
феврале нынешнего года она побывала в Баку и выступила там с рядом не вполне
корректных заявлений, которые бакинские журналисты, естественно, преподнесли в
выгодном им свете. Стремясь сохранить свой имидж объективной журналистки,
Ивлева настояла на новом интервью, в котором постаралась несколько скрасить
впечатление от первого. Тем не менее ее бакинские коллеги, будучи вынуждены
напечатать текст без купюр и правок, "отыгрались" на явно
спекулятивном заголовке (который с журналисткой, по ее собственному признанию,
не был согласован). В новом интервью Ивлева вновь (в который раз) рассказала о
героине своего военного репортажа. Более того, бакинские товарищи по ее просьбе
отыскали эту женщину – месхетинку из Ходжалы, которая запомнилась журналистке
как Мавлюда, а оказалась Мехрибан. История их встречи и стала сюжетом для
статьи в "Новой газете".
Подобный сюжет – безусловно, находка для любого журналиста.
Тем более что дочь месхетинки, которую Ивлева несла на руках в ту ночь и
которой тогда было всего два дня от роду, сейчас больна – она не разговаривает
и не общается с окружающим миром. Однако упорное нежелание Ивлевой вникать в
детали истории этой женщины и ее товарищей по несчастью – бывших жителей
Ходжалы - дало неожиданные для самой журналистки результаты. Сваливая все и
всех в одну кучу, в равной степени обвиняя в страданиях мирных жителей обе
стороны и отказываясь видеть очевидное, журналистка не заметила, что попалась в
ловушку собственного паритета. Потому что на вопрос, заданный ею в конце статьи
19-летней давности, она дает ответ в новой статье - не замечая и не понимая
этого.
Поясню. В репортаже 1992г. под названием "Я шла вместе
с ними" Виктория Ивлева честно описывает все детали тех страшных дней: как
ее героиня шла по снегу в калошах на босу ногу, как двое ее детей шли за ней,
отставая... В статье от 9 марта 2011г. детей оказывается уже четверо, но это не
суть важно – безусловно, судьба Мавлюды-Мехрибан и ее семьи заслуживает
всяческого сочувствия, как и судьба любого невинного человека, ставшего жертвой
войны. Столь же честно Ивлева рассказывает о человеческом отношении карабахцев
к пленной месхетинке и ее детям. Кстати, на сделанных журналисткой в 1992г. и
опубликованных "Новой газетой" снимках армянские солдаты несут на
руках детей жителей Ходжалы. При этом автор статьи ни тогда, ни сейчас не хочет
задуматься над элементарным вопросом: почему женщина на сносях, к тому же
многодетная мать, вместе с другими месхетинцами была оставлена в осажденном
городе, о готовящемся штурме которого было отлично известно азербайджанскому
руководству? Почему на многочисленные просьбы руководства городка эвакуировать
жителей никакой реакции из Баку не последовало? Вместо этого Ивлева фарисейски
восклицает: "аэропорт оказался важнее человеческих жизней", не желая
признавать, что именно значила воздушная связь для задыхавшегося в блокаде и
медленно умиравшего от холода, голода и бомбежек населения Степанакерта и всего
Арцаха...
Ивлеву эти вопросы не интересовали тогда, не интересуют и
сегодня. Однако в своей статье от 92-го года она дает фактически ответ на них,
рассказывая, что через 2 дня армяне отпустили пленных ходжалинцев: "Через
два дня турок отпустили. Довезли до линии фронта в Аскеранском районе, показали
дорогу и – давайте, шагайте. Освободили, правда, не всех, человек 10 мужчин
оставили в заложниках. Хотя, по признанию армян, толку от них мало: этих
заложников не обменяешь даже на канистру бензина. Они никому не нужны, они
ничьи". Вот именно, г-жа Ивлева: они никому не были нужны, и в первую
очередь – руководству Азербайджана. Именно поэтому и стали разменной монетой
для бакинских политиков и оказались на переднем крае грязных политических
игрищ, затеянных азербайджанскими политическими деятелями во имя власти и во
имя очернения армян любой ценой - даже ценой страданий и крови этих людей. В
противном случае почему в Баку, "охваченном скорбью" по невинно
погибшим жителям Ходжалы, никто не подумал об обмене попавших в плен
месхетинцев? И почему армяне, которых не устают обвинять в "жестоком
расстреле" мирных жителей, не только относились к ним по-человечески, но и
отпустили на свободу?
Сегодня уже ни для кого не секрет, что турки-месхетинцы были
специально заселены в Ходжалы, штурм которого был в условиях войны неизбежен.
Здесь не только находился жизненно важный для блокированного Арцаха аэропорт -
из превращенного в огневую точку поселка велись массированные обстрелы
Степанакерта. Виктория Ивлева сама подчеркивает, что после очередного
переселения месхетинцы были "отправлены азербайджанскими властями жить в
Нагорный Карабах, в зону боевых действий". Ненужные никому месхи были
принесены в жертву политическим амбициям азербайджанских властей тогда - в 1992-м...
Но только ли?
Теперь самое главное – то, чего Ивлева не заметила в силу
упорного нежелания вникать в неопровержимые факты и обстоятельства. Дело в том,
что бакинские коллеги спустя 19 лет нашли месхетинку Мавлюду-Мехрибан в селе
Агджакент. Почему-то сообщивший об этом журналист пишет, что село это
расположено в "Нафталанском районе". Между тем такого района в
Азербайджане попросту нет – есть только курорт Нафталан. Случайно ли оговорился
бакинский коллега Ивлевой? Возможно, а может быть, и нет. Потому что село
Агджакент – это бывшее армянское село Вериншен, жители которого, в числе
десятков других армянских сел, были насильственно депортированы в 1991 году, в
ходе зловещей операции "Кольцо". И находится это село в Геранбойском
районе Азербайджана, бывшем Касум-Измайловском, а еще точнее - в бывшем
армянском Шаумяновском районе, который в январе 1991г. был насильственно
присоединен к Геранбойскому, чтобы создать там азербайджанское большинство и не
допустить выхода из Азербайджана вместе с Карабахом. Таким образом,
"небольшое горное село Агджакент", в котором сегодня живет месхетинка
Мавлюда-Мехрибан, это оккупированные территории Республики Арцах, бывший
Вериншен, некогда процветающее армянское село с 5 тысячами жителей.
Выводы, думается, очевидны. Месхетинцев вновь поселили на
пороховую бочку. Потому что в случае повторной агрессии Азербайджана против
Арцаха именно эти территории окажутся под ударом в первую очередь – они легко
покрываются артиллерийскими обстрелами. И именно эти свои территории в первую
очередь будет стремиться освободить Армия обороны НКР. В Баку не могут не
понимать этого, поэтому не может быть сомнений в том, что и сейчас это сделано
умышленно, как и в конце 80-х, когда несчастных турок-месхетинцев поселили в
стратегически важном поселке Ходжалы, а потом сознательно бросили на произвол
судьбы. Сейчас они также могут оказаться на острие возможной войны, о которой
ежедневно трубит Баку.
В своей статье марта 92-го Виктория Ивлева писала:
"Пленные турки - самое страшное, что я увидела в те дни в Ходжалы. Это
были люди, бежавшие три года назад из Узбекистана и отправленные
азербайджанскими властями жить в Нагорный Карабах, в зону боевых действий.
Среди изгнанных из Ходжалы были старухи, которые должны помнить депортацию 1944
года из Грузии. Теперь наступило их третье изгнание... Последнее?" Вопрос,
к сожалению, не риторический. Потому что и сегодня эти люди – в том числе
героиня этой истории – никому не нужны. А значит, их снова могут принести в
жертву. Не желать понимать этого, зарывать голову в песок, прикрываясь
абстрактными гуманистическими лозунгами в абсолютно конкретной ситуации, –
означает потворствовать, пусть и невольно, новым чудовищным планам бакинских
стратегов. Тех, кто задумал и осуществил в свое время "ходжалы".
Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.