Воскресенье, 22.12.2024, 03:59
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Август » 29 » Не строго по истории
Не строго по истории
19:00

Analitika.at.ua. 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял декларацию "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики". В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что эта республика была единственной (союзной), которая не приняла подобную декларацию в 1990 году.

 

Напомним, что за год до этого (23 августа 1990 года) парламент Армении уже принял свою декларацию о независимости. Помимо республик европейской части СССР, в том же 1990 году декларации о независимости приняли также среднеазиатские республики и Казахстан. Таким образом, Азербайджан действительно был единственной союзной республикой, не декларировавшей в 1990 году свой суверенитет. Это он сделал сразу после подавления ГКЧП.

 

В ТЕКСТЕ ЭТОГО ДОКУМЕНТА ЧИТАЕМ: "Верховный Совет Азербайджанской Республики, руководствуясь высшими государственными интересами народа Азербайджана и выражая его волю, отмечая, что с 1918 по 1920гг. Азербайджанская Республика существовала как независимое, признанное со стороны международного сообщества государство <…>, провозглашает восстановление государственной независимости Азербайджанской Республики".

 

Подобный тезис – проявление искаженного представления истории. Известно, в каком тупиковом положении находились власти Азербайджанской Демократической Республики, – созданного младотурками в период Парижского конгресса искусственного политического объединения. Еще в ноября 1918г. они "в надежде на американское покровительство" телеграфировали американскому президенту Вудро Вильсону.

 

Хорошо известна негативная позиция последнего в отношении как руководителей этой "малой Турции", так и возможности применения к данному образованию 14 пунктов (в их числе право наций на самоопределение). Глава азербайджанской миссии на Парижской конференции Алимардан-бек Топчибашев сообщал о жестком подходе американского президента:

 

"…Вильсон был краток и ответил нам: 1) что они не хотят делить мир на мелкие части; 2) что для нас было бы лучше, если бы мы прониклись идеей образования на Кавказе федерации; 3) что эта конфедерация могла бы находиться под покровительством какой-нибудь державы по поручению Лиги Наций; 4) что вопрос наш не может быть разрешен раньше русского вопроса".

 

В рамках рекомендаций азербайджанская делегация совместно с грузинской и северокавказской делегациями должна была создать смешанную комиссию для рассмотрения вопроса о возможности объединения кавказских республик в один политико-экономический союз. (Отметим, что в отношении "армянского права" на самоопределение Вильсон придерживался диаметрально противоположной позиции, считал крайне целесообразным применение 14 пунктов, лично подписался под картой "новой Армении" с выходом к Черному морю; позже, 22 ноября 1920 года, американским президентом было подписано Арбитражное решение.)

 

СОБСТВЕННО, В ТАКОЙ ОБСТАНОВКЕ НА МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ и слушался вопрос о признании независимости Азербайджанской Республики (вместе с Грузинской и Горской), причем сам процесс занял несколько месяцев. В итоге в январе 1920 года Великобритания и Франция признали существование этой республики де-факто, тогда как США отказались признавать даже фактическое наличие Азербайджана. Несмотря на воодушевленные речи членов азербайджанской делегации по поводу де-факто признания правительства республики, всеми осознавалось главное: страна так и не стала полноправным членом международного сообщества, а благосклонная позиция Англии диктовалась исключительно прагматическими соображениями по превращению нефтеносного края в "легитимную марионетку", по наделению бесхозной территории конкретным статусом. Следовательно, тезис о существовании в 1918-1920гг. Азербайджанской Республики именно как "признанного де-юре мировым сообществом" полноправного члена международной политической жизни не соответствует действительности. Таким субъектом Азербайджан впервые стал 2 марта 1992 года.

 

Тем не менее на базе декларации был принят конституционный акт "О государственной независимости Азербайджанской Республики", подписанный президентом Аязом Муталибовым 18 октября 1991 года. Этот документ рассматривается некоторыми аналитиками как "добровольный отказ" Баку от отведенных ему Советами "прав" на Нагорный Карабах, Нахиджеван, а также на некоторые другие территории, переданные Азербайджанской ССР. Естественно, "добровольность" подобного отказа опосредованная, однако вполне вписывающаяся в правовой контекст. Дело в том, что конституционный акт "О государственной независимости Азербайджанской Республики" написан не совсем грамотно, что и влечет за собой пестрый спектр толкований.

 

В частности, в тексте документа читаем:

 

"Общие положения.

 

Статья 1. Вторжение 27-28 апреля 1920г. вооруженных сил РСФСР на территорию Азербайджана, свержение законно избранных органов власти Азербайджанской Республики и последующая оккупация со стороны XI Красной Армии являются в соответствии с нормами международного права агрессией РСФСР против независимого азербайджанского государства.

 

Статья 2. Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918г. по 28 апреля 1920г. Азербайджанской Республики.

 

Статья 3. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922г. является недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану".

 

ОЗНАЧАЕТ ЛИ ЭТО, ЧТО КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ ПРОВОЗГЛАШАЕТ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ВСЕ, что касается Азербайджанской ССР "с момента подписания договора об образовании СССР"? Ведь, отказавшись от советского наследия и провозгласив себя правопреемником Азербайджанской Республики 1918-1920гг., официальный Баку автоматически отказался также от всех территорий, переданных ему большевиками в период советско-кемалистского партнерства и в последующие годы. Действительно, ни Нахиджеван, ни Нагорный Карабах, ни прочие отторгнутые от Армении земли никогда не входили в состав той республики, правопреемником которой объявил себя Азербайджан в 1991г. (более того, ни одно государство так и не признало эту республику на уровне де-юре).

 

Если следовать базовым принципам конституционного акта, то представители "титульной нации" Азербайджана должны отказаться также и от своего официального – в советские годы – названия ("азербайджанцы") и вернуться к старому термину "тюрки", который существовал не только в 1918-1920гг., но и в первое советское двадцатилетие, в период моделирования новой социалистической нации (а также отказаться от "подаренных" советской идеологической машиной "национальных героев" и "национальных поэтов", и так далее…). Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 770
Календарь новостей
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru