Волею исторических судеб вопросы Геноцида 1915 года и прав
армянского населения Нагорного Карабаха на суверенное государство вкупе с
проблемами оптимального социального устройства Армении и Арцаха стали
важнейшими и для нашей обществоведческой мысли, пробным камнем ее соответствия
существующим мировым стандартам и тенденциям их развития. Сказать, что наши
идейные и теоретические позиции в этой области во всем адекватны актуальным
задачам и целям, было бы по меньшей мере самообольщением.
Нередко в публичных выступлениях государственных деятелей и
авторов, пишущих на темы Геноцида, можно встретить противоречия и разночтения,
касающиеся не только, казалось бы, сравнительно легко регулируемых вопросов
периодизации его этапов, скорбной статистики и т.п., но и таких, как трактовка
современных международных законов и правовых норм по геноциду, тактика и
стратегия в защите нашей безусловной правоты в требованиях к Турции и
международному сообществу.
В данном контексте наиболее актуальной задачей является
обновление и уточнение национальной версии Геноцида армян на основе новейших
материалов и подходов, реально существующих и находящихся в процессе
зарождения, и осмысления новых международных принципов и законов. Как и почему
это случилось, в каком виде и с какой целью мы должны это представить своему
народу и миру; чего мы добиваемся от международного сообщества и Турции,
сводится ли признание Геноцида Турцией к нескольким фразам извинения или это
нечто большее - всесторонне обоснованные ответы на эти и смежные вопросы
одновременно могли бы послужить основой концепции деятельности Института
Геноцида армян, соответствующая коррекция которой в связи с предстоящей
годовщиной также очевидна.
В частности, это касается вопроса об отношении к ведущейся
вокруг Геноцида политической и идеологической борьбе как внутри страны, так и
за ее пределами. На первый взгляд разделяемая некоторыми исследователями идея о
непричастности Музея-института Геноцида армян (МИГА) как академического
научного учреждения к такого рода активности может показаться приемлемой:
история настолько самоочевидна, что кажется, только известных фактов вполне
достаточно, чтобы донести истину до всех. Увы, жизнь ежедневно доказывает:
недостаточно. Не факты, а интересы ведущих держав мира определяют отношение их
лидеров к проблемам других стран и народов. Так что вовлеченность в политику в
той или иной мере неизбежна, тем более что МИГА не только институт, но и музей,
где каждый экспонат несет в себе определенный политический подтекст.
Эта дилемма - сохранение статуса академичности с его
известного рода преимуществами или участие в кампании по признанию Геноцида -
может быть решена благодаря механизму разделения функций между разного рода
общественными, правительственными, земляческими и прочими организациями и
объединениями как в Армении, так и в Диаспоре. Разработка стратегии и тактики
работы такого механизма могла бы стать одной из приоритетных сфер деятельности
МИГА. Логическим завершением работы над обновленной концепцией представляется
основанный на ее итогах доклад в Национальном Собрании с последующим принятием
рекомендаций для тех, кто так или иначе вовлечен в проблему международного
признания Геноцида армян.
Такой же важности блок работ предстоит выполнить в процессе
обновления нынешней экспозиции музея. Цицернакаберд должен быть не только
местом скорби, но и символом надежды и возрождения пережившего геноцид народа.
Экспонаты музея и способы их представления могли бы содержать не только
исторически достоверные и наглядные картины жизни наших соотечественников,
обрядов и обычаев, религиозных и светских праздников и церемоний и т.п. в
интерактивных макетах, панорамах, живописных картинах, но и быть эмоционально и
эстетически выразительными. Воссозданный таким образом миниатюрный слепок нашей
утерянной родины станет исходным идейным центром всей экспозиции и одновременно
обретет самостоятельную ценность как уникальное пособие для знакомства с
историческим прошлым армянского народа.
Интерактивность желательно сделать принципом демонстрации
всех наиболее значимых экспонатов – от фотографий до книг: получить с помощью
видеоэкранов и других современных средств важные сведения и детали,
"перелистать" наиболее интересные страницы закрытых под стеклом книг,
услышать записи речей и откликов известных деятелей прошлого и наших дней,
прочитать отрывки из международных правовых документов, связанных с
проблематикой геноцида и прав человека и т.п.
Иными словами, каждый из посетителей должен иметь возможность
найти для себя что-то новое и поучительное, пережить потрясение и просветление.
С эстетической точки зрения лучшим способом достижения этой цели было бы
выстраивание всей экспозиции по образцу развития классического действия драмы:
от собственно экспозиции до развития и кульминации – от картин мирной жизни до
трагических сцен уничтожения людей, героического сопротивления, возвращения к
жизни переживших Геноцид армян и дальше - достижения многими из них выдающихся
успехов в странах проживания. В идеале все эти сюжеты могли бы быть скреплены
между собой по закону музыкального контрапункта – единства в многообразии. Это
сложная, но и очень благодарная задача, решение которой превратит музей в живой
и "говорящий" организм, поднимет его международный авторитет и
существенно увеличит число посетителей.
Третий блок предполагаемых работ – подготовка пакета
документов на армянском, русском и английском языках по проблематике геноцида и
прав человека с античных времен до наших дней, адресованного дипломатам, политикам,
исследователям, журналистам – всем, кто интересуется темой на профессиональном
или любительском уровне. Комментарии экспертов относительно адекватности их
современным реалиям и необходимости разработки новых принципов и подходов к
решению могли бы придать сборнику дополнительный вес и значимость. Говоря
обобщенно, исследование причин и закономерностей, ведущих к геноциду, включая
распространенную в наши дни практику этнической чистки, как это пытались
осуществить азербайджанские турки в Карабахе, в соотношении к фундаментальной
проблематике прав человека можно отнести к важной и перспективной части научных
изысканий наших обществоведов, в том числе работающих в МИГА.
Тема Геноцида так же неисчерпаема, как многообразны и
многообещающи формы обращения к ней в целях исторического,
культурно-национального и патриотического воспитания нашего народа.
Периодически проводимые по инициативе и поддержке МИГА Дни западноармянских
провинций, театрализованные представления сцен народной жизни с демонстрацией обрядов,
традиций, предметов быта, выступлением фольклорных групп и ансамблей, звучанием
местных диалектов в устах потомков жертв Геноцида – лишь одна из таких, условно
говоря, "внемузейных" форм, способных изменить традиционное
представление о музее только как о собрании неподвижных и молчаливых
свидетельств истории. Георгий АКОПЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.