Суббота, 21.12.2024, 16:22
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Октябрь » 27 » Не только реквием, но и символ надежды
Не только реквием, но и символ надежды
00:59

Analitika.at.ua. К 100-летию Геноцида армян

 

Волею исторических судеб вопросы Геноцида 1915 года и прав армянского населения Нагорного Карабаха на суверенное государство вкупе с проблемами оптимального социального устройства Армении и Арцаха стали важнейшими и для нашей обществоведческой мысли, пробным камнем ее соответствия существующим мировым стандартам и тенденциям их развития. Сказать, что наши идейные и теоретические позиции в этой области во всем адекватны актуальным задачам и целям, было бы по меньшей мере самообольщением.

 

Нередко в публичных выступлениях государственных деятелей и авторов, пишущих на темы Геноцида, можно встретить противоречия и разночтения, касающиеся не только, казалось бы, сравнительно легко регулируемых вопросов периодизации его этапов, скорбной статистики и т.п., но и таких, как трактовка современных международных законов и правовых норм по геноциду, тактика и стратегия в защите нашей безусловной правоты в требованиях к Турции и международному сообществу.

 

В данном контексте наиболее актуальной задачей является обновление и уточнение национальной версии Геноцида армян на основе новейших материалов и подходов, реально существующих и находящихся в процессе зарождения, и осмысления новых международных принципов и законов. Как и почему это случилось, в каком виде и с какой целью мы должны это представить своему народу и миру; чего мы добиваемся от международного сообщества и Турции, сводится ли признание Геноцида Турцией к нескольким фразам извинения или это нечто большее - всесторонне обоснованные ответы на эти и смежные вопросы одновременно могли бы послужить основой концепции деятельности Института Геноцида армян, соответствующая коррекция которой в связи с предстоящей годовщиной также очевидна.

 

В частности, это касается вопроса об отношении к ведущейся вокруг Геноцида политической и идеологической борьбе как внутри страны, так и за ее пределами. На первый взгляд разделяемая некоторыми исследователями идея о непричастности Музея-института Геноцида армян (МИГА) как академического научного учреждения к такого рода активности может показаться приемлемой: история настолько самоочевидна, что кажется, только известных фактов вполне достаточно, чтобы донести истину до всех. Увы, жизнь ежедневно доказывает: недостаточно. Не факты, а интересы ведущих держав мира определяют отношение их лидеров к проблемам других стран и народов. Так что вовлеченность в политику в той или иной мере неизбежна, тем более что МИГА не только институт, но и музей, где каждый экспонат несет в себе определенный политический подтекст.

 

Эта дилемма - сохранение статуса академичности с его известного рода преимуществами или участие в кампании по признанию Геноцида - может быть решена благодаря механизму разделения функций между разного рода общественными, правительственными, земляческими и прочими организациями и объединениями как в Армении, так и в Диаспоре. Разработка стратегии и тактики работы такого механизма могла бы стать одной из приоритетных сфер деятельности МИГА. Логическим завершением работы над обновленной концепцией представляется основанный на ее итогах доклад в Национальном Собрании с последующим принятием рекомендаций для тех, кто так или иначе вовлечен в проблему международного признания Геноцида армян.

 

Такой же важности блок работ предстоит выполнить в процессе обновления нынешней экспозиции музея. Цицернакаберд должен быть не только местом скорби, но и символом надежды и возрождения пережившего геноцид народа. Экспонаты музея и способы их представления могли бы содержать не только исторически достоверные и наглядные картины жизни наших соотечественников, обрядов и обычаев, религиозных и светских праздников и церемоний и т.п. в интерактивных макетах, панорамах, живописных картинах, но и быть эмоционально и эстетически выразительными. Воссозданный таким образом миниатюрный слепок нашей утерянной родины станет исходным идейным центром всей экспозиции и одновременно обретет самостоятельную ценность как уникальное пособие для знакомства с историческим прошлым армянского народа.

 

Интерактивность желательно сделать принципом демонстрации всех наиболее значимых экспонатов – от фотографий до книг: получить с помощью видеоэкранов и других современных средств важные сведения и детали, "перелистать" наиболее интересные страницы закрытых под стеклом книг, услышать записи речей и откликов известных деятелей прошлого и наших дней, прочитать отрывки из международных правовых документов, связанных с проблематикой геноцида и прав человека и т.п.

 

Иными словами, каждый из посетителей должен иметь возможность найти для себя что-то новое и поучительное, пережить потрясение и просветление. С эстетической точки зрения лучшим способом достижения этой цели было бы выстраивание всей экспозиции по образцу развития классического действия драмы: от собственно экспозиции до развития и кульминации – от картин мирной жизни до трагических сцен уничтожения людей, героического сопротивления, возвращения к жизни переживших Геноцид армян и дальше - достижения многими из них выдающихся успехов в странах проживания. В идеале все эти сюжеты могли бы быть скреплены между собой по закону музыкального контрапункта – единства в многообразии. Это сложная, но и очень благодарная задача, решение которой превратит музей в живой и "говорящий" организм, поднимет его международный авторитет и существенно увеличит число посетителей.

 

Третий блок предполагаемых работ – подготовка пакета документов на армянском, русском и английском языках по проблематике геноцида и прав человека с античных времен до наших дней, адресованного дипломатам, политикам, исследователям, журналистам – всем, кто интересуется темой на профессиональном или любительском уровне. Комментарии экспертов относительно адекватности их современным реалиям и необходимости разработки новых принципов и подходов к решению могли бы придать сборнику дополнительный вес и значимость. Говоря обобщенно, исследование причин и закономерностей, ведущих к геноциду, включая распространенную в наши дни практику этнической чистки, как это пытались осуществить азербайджанские турки в Карабахе, в соотношении к фундаментальной проблематике прав человека можно отнести к важной и перспективной части научных изысканий наших обществоведов, в том числе работающих в МИГА.

 

Тема Геноцида так же неисчерпаема, как многообразны и многообещающи формы обращения к ней в целях исторического, культурно-национального и патриотического воспитания нашего народа. Периодически проводимые по инициативе и поддержке МИГА Дни западноармянских провинций, театрализованные представления сцен народной жизни с демонстрацией обрядов, традиций, предметов быта, выступлением фольклорных групп и ансамблей, звучанием местных диалектов в устах потомков жертв Геноцида – лишь одна из таких, условно говоря, "внемузейных" форм, способных изменить традиционное представление о музее только как о собрании неподвижных и молчаливых свидетельств истории. Георгий АКОПЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 545
Календарь новостей
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru