Главная » 2010»Февраль»13 » Некоторые аспекты политики Грузии в отношении католиков
Некоторые аспекты политики Грузии в отношении католиков
15:24
Analitika.at.ua. Грузинская государственностьна протяжении многих веков была не только
родиной многих народов и национальностей, но и всегда являлась многоконфессиональной
страной. Именно ее многоконфессиональность стало причиной постепенной
активизации и порой агрессивности Грузинской Православной церкви и
государственно-общественных институтов. На территориях, где правили грузинские
цари и князья, порой компактно проживали мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты,
армяне-католики, армяне-грегорианцы и др. Часть религиозных меньшинств, такие
как мусульмане Аджарии в большинстве своем являлись картвельским народом однако
из-за религиозного отличия у них в период османского владычества и после нее до
советизации, имелась своеобразное самосознание, отделяющее себя от
общегрузинского социума. Другим крупным религиозным меньшинством в Грузии
являлись католики. Католицизм на территории сегодняшней Грузии бросил свои
корни еще в раннем средневековье, однако усиление католических общин началось с
момента вхождения Грузии в состав Российской Империи. Известно, что
католические храмы имелись в Гори, Тифлисе, Кутаисе. Не смотря на это, основной
католической массой, проживающей на территории Тифлисской губернии оставались
армяне-католики Месхуника, Джавахка и Дманиса, которые в отличие от
общелатинских, имели свой – армянский католический обряд.
Началом распространения католицизма на Востоке, в частности
на территориях исторической Армении фактически началось по указанию Папы
римского Григория 15-го, в первой половине 15-го века. С этого момента, на
территории Османской империи, где проживало армянское население постоянно
посещали католические проповедники. Во время массовых репрессий, когда перед
армянским населением ставился вопрос или исламизация, с последующей ее
тюркизацией, или же – смерть, в некоторых районах, как на пример в Эрзруме,
Артвине, Муше армяне, попав под влияние католических миссионеров, принимали
католицизм. Католические проповедники часто использовали тот фактор, согласно
которой в Осменской империи все католики находятся под протекторатом самого
Папы Римского, в результате которого десятки армянских селений пытаясь хоть
как-то сохранить свою национальную самобытность и не подвергнуться насилию со
стороны турок – принимали католицизм. Известно, что еще до переселения
западноармянских католиков, в городе Ахалцха к середине 18 века действовали три
католической церкви. Об этом в частности, писал в 1764 г., епископ Геворг из
Кармирванка (Барцр Айк), который посещал Ахалцих. В частности он писал, что в
среде местных армян широко распространен католицизм и у них кроме трех
действующих церквей есть большое количество священнослужителей. Кроме того,
епископ отмечал, что католицизм в регионе обосновался в течение пятидесяти лет.
К началу 19 века, на территории нынешнего Месхуник-Джавахка проживало примерно
5000 армян, исповедующих католицизм. По данным французского путешественника
Шевальера Гамба, посетившего регион в 1820 г., население армян-католиков проживало в
городе Ахалцха, в селениях Ивлита, Цхрати, Вале, Арал, Уде, Абастуман, Хертвис,
Хзабавра. Поспешим отметить, что основная часть селений, впоследствии, было
грузинизировано.
В 1830 гг., во время массового исхода армян из Эрзрумского
вилайета в регионы Месхуника и Джавахка (Самцхе-Джавахк), которые уже
находились в составе Российской Империи, вместе с армянами-грегорианцами
переселились и армяне-католики. Примечательно отметить, что существовали
поселения армян-католиков, говорящих в основном на турецком языке. Эти частично
тюркизированные армяне, как показало в дальнейшем история, имея армянское
национальное самосознание, не смотря на лингвистическое отличие, также
переселились в Джавахк вместе с остальными. В отличие от территории
собственного Джавахка, где до переселения католиков-армян проживали лишь
армяне-грегорианцы и небольшая группа православных, на территории нынешнего
Самцхе (Месхуника) были поселения армян-католиков, о котором рассказывал
епископом Геворг, а также многие другие источники.
Из-за сильного армянского самосознания и национально
замкнутого микроклимата в католических общинах, как правило, действовали
католические миссионеры-армяне по национальности – представители ордена
Мхитаристов. Мхитаристы в свою очередь, не смотря на постепенную национализацию
религиозных традиций, находились в богословном противоречии со
священнослужителями Армянской Апостольской Церкви Самцхе-Джавахка. Армянская
Апостольская Цервковь в свою очередь из-за религиозной несовместимости
постепенно отделяла армян-католиков от общей массы армян-грегорианцев. Известен
случай 19 века, когда армяне-католики одного из сел Месхуника написали письмо
Католикосу Армянской апостольской церкви в Эчмиадзин с просьбой отправить им
пастыря-армянина, на что из-за католического вероисповедания местных жителей из
Эчмиадзина поступил отказ. Одновременно, известны случая, когда ААЦ вела
массовую борьбу против католических священнослужителей и их сторонников по всей
территории Самцхе-Джавахка и Дманиса. ААЦ неоднократно создавала условия для
искусственного отдаления армянской католической массы от общей массы армянства,
чем и в дальнейшем как мы видим, воспользовалась Грузинская Православная
Церковь и грузинское государство.
Наблюдая за религиозными противоречиями и фактором
разделенности общего армянского социума в Джавахк-Месхунике, грузинская сторона
неоднократно пыталась грузинизировать ту католическую массу армян, которая по
географическим, демографическим причинам, а также своей крайней религиозностью
вела обособленный образ жизни. Одной из первых попыток грузинизации
армян-католиков, можно считать деятельность руководителя Ахалкалакского уезда в
конце 19 века, также грузинизированного армянина князя Смбатова. Кроме того,
Грузинская православная церковь в течение 1860 г. по 1880 г. постоянно пыталась
распространить православие в католических общинах армян как в Ахалцихском, так
и Ахалкалакском уездах Тифлисской губернии. Известно, что во время переписи
населения 1886 г.,
представители администрации по указу Смбатова армян-католиков селений Бавра,
Хулгумо, Картикам и Турцх пытались записать в качестве грузин, однако
агрессивная попытка путем устрашения местного населения отказаться от своей
армянской идентичности и принять православие лишь противопоставило местных
армян-католиков к грузинским чиновникам и духовенству.
После этого, грузинская православная церковь, а также
представители общественно-политической этилы – сторонников грузинизации
армян-католиков полностью изменили тактику. Во-первых, стало очевидно, что
необходимо активно работать с теми католиками-армянами, которые по
географическим и демографическим причинам обособлены и общение с армянской
общностью неинтенсивное. Во-вторых, стало ясно, что при малейшей попытке
резкого внедрения православия у местного населения лишь усиливается антагонизм
и недовольство к грузинскому духовенству. Таким образом, грузинская
духовно-общественная элита разработала своеобразный механизм по постепенной
грузинизации армян-католиков, который включал в себя следующие переходы:
1. В селениях армян-католиков, которые исходя из
географической, демографической и религиозной обособленности от общей армянской
массы осуществлять периодический но постепенный переход не в религиозном, а в
национальном аспекте. Дело в том, что многие армяне-католики Ахалцихского уезда
наивысшей ступенью своего самосознания считали не национальную, а именно
религиозную идентичность. Иными словами, часть армян-католиков в отличие от
армян-грегогианцев имели слабое национальное самосознание. Подтверждение этому
можно считать их искусственное национально-религиозное определение – называя
себя «франгами». Кроме того, дополнительной причиной слабого национального
самосознания можно считать то, что в быту, многие католические общины армян
вместе с армянским языком широко употребляли турецкий.
2. Вторым этапом можно считать создание искусственной
этно-религиозной массы «грузин-католиков», то есть грузинизировав армян, не
изменяя при этом их религиозную принадлежность. Грузины-католики, находясь в
более льготных условиях, нежели армяне-католики или армяне-грегорианцы, могли
бы оставлять сильное впечатление на армян-католиков, также имеющих слабое
национальное самосознание и сильную религиозность. Кроме того, постоянная
искусственное настраивание бывших армян-католиков в отношении к армянам
Самцхе-Джавахка также играла положительную роль в руках антиармянски
настроенной общественно-духовной элиты. Создание постоянной атмосферы того, что
«грузины-католики» имея армянские корни, считаются «недогрузинами» или не «не
полноправными грузинами», на протяжении десятилетий усиливал яростный
антагонизм огрузинивших армян-католиков в отношении ко всему армянскому как в
своих исторических местах поселения, так и в райцентре Ахалцха. Создав
своеобразный комплекс неполноценности, создаст благоприятную почву для
осуществления конечного этапа грузинизации.
3. Конечным этапом полного огрузинивания «грузин-католиков»
является постепенное внедрение православия, что на сегодняшний день
осуществляет ГПЦ и руководство Грузии. Академические круги страны на весь голос
«доказывают», что «грузины-католики» в частности Адигенского, Ахалцихского и
Аспиндзовского районов являются древними «грузинами» – мосхами. В свою очередь,
отметим, что этническая принадлежность древней народности региона – мосхов
неоднозначно, отметим лишь, что по сведениям Мовсеса Хоренаци, язык мосхов,
также как и язык лазов и кларджев не был понятен грузинским правителям.
Жертвами политики постепенной грузинизации стали селения
армян-католиков нынешних Адигенского, Ахалцихского, Аспиндзовского и
Дманисского районов Самцхе-Джавахка и Квемо Картли. Известно, что в Адигенском
районе четыре крупных поселков армян-католиков подверглись по грузинизации в
течение ста с лишним лет. Таковыми являются Боладжур, Уде, Арал и Абастуман.
Уде и Арал являются типологическими поселками бывших армян-католиков, которые
на протяжении ста лет подверглись использованию двух вышеуказанных этапов
грузинизации. Арал известна тем, что в этом поселении есть два кладбища – одно
открытое, сравнительно новое, где все фамилия на надгробных плитах имеют
грузинское окончание. Второе - старое кладбище – закрытое от посторонних глаз.
Местные жители стараются всячески спрятать, уничтожить и забыть о своих
армянских корнях, об армянском наследии. Основными потомками нынешних
«грузин-католиков», были армянами, проживавшими в регионе испокон веков. Первые
сведения об этнической принадлежности села приводятся в 1595 г., согласно списку по
сбору налогов в регионе османскими правителями вилайета. К 1879 г., согласно армянской
газете «Мшак», изданного в том же году в номере 86 (стр. 2) население селения
Арал составляли армяне-католики численностью примерно 80 душ. В течение
1990-хгодов население подверглась
полной грузинизации.
Судьба селения Ивлита, где проживают грузинизированные
армяне-католики очень схожа с судьбой селений Уде и Арал. Здесь также есть
старое – армянское кладбище, которое фактически полностью уничтожено как
паломниками, так и местным населением. Кроме того, начиная с 2005 г., Грузинская
Православная Церковь пытается осуществить окончательный – 3-й этап полной
грузинизации местного населения, лишив ее своей католической веры. К распаду
СССР, церковь села, построенная предками местных «грузин-католиков»,
армянами-католиками в 1650-х, была фактически захвачена православными монахами.
К концу 1990-х церковь была временно передана местному населению, однако с
приходом к власти Саакашвили, «грузины-католики» неоднократно подвергались
насильственной православизации путем захвата церкви, крещения части местного населения.
Противостояние в селе дошло своего апогея, когда в марте 2007 г., когда православные
церковнослужители выдворили католического пастыря и позволили местному
населению посещать церковь лишь после повторного крещения. Православных
церковнослужителей сопровождали представители местных силовых структур. Местное
католическое население отчаявшись, направило письма в офис омбудсмена Грузии с
просьбой возвратить церковь. Представитель отдела омбудсмена, лично посетил
село Ивилта, чтобы ознакомиться с вышеуказанной проблемой[2]. Однако, учитывая
особенное положение Православной Церкви в Грузии и известную политику
грузинизации, церковь так и осталась в руках ГПЦ, а права «грузин-католиков»
попираются до сих пор.
На сегодняшний день грузинской стороне почти полностью
удалось осуществить два из трех этапов грузинизации на территории Адигенского и
Аспиндзовского районов Самцхе-Джавахка. В Дманисском районе селение Вардисубан
также к началу 20-го века числилась как армянско-католическое. На сегодняшний
день, население Вардисубана полностью огрузинилась и приняла православное
вероисповедание.
Из селений армян-католиков, подвергшихся грузинизации
известны Хзабавра, Варгав, Ток и Хертвис.Эти поселения подверглись деарменизации сравнительно раньше, чем поселки
Адигенского района. С началом постепенного переселения на территорию Джавахка
грузин из Горийской и Кутаисской области к 1820-40-гг., которые заселяются в
основном на берегах Куры и ближе к Ахалцхе, соседство Хзабавры и Варгава
постепенно становится грузинским и для общения местные армяне-католики
вынужденно учат язык пришельцев. Согласно посемейным спискам, которые были
составлены в 1886 г.,
местным руководством, основная часть населения деревни Варгав хотя и говорила
на грузинском, однако считали себя армянами.
Согласно исследованиям Аристакеса Симоняна, население села
Варгав до 1930-х гг., употребляло армянский язык и имело тесные связи
расположенными по соседству селениями армян-католиков Аластаном и Вареваном. На
данный момент, население Варгава, которое оставляет от силы 100 человек
полностью отошло от армянского социума, и считают себя грузинами, не смотря на
то, что они не скрывают свое армянское происхождения, что нельзя сказать о
населении Хзабавры. Армяне Хзабавры приняли католицизм еще в период Османского
владычества, и отошли от Армянской Апостольксой церкви исходя из выгодности и
договоренностей о льготном проживании приверженцев Римской католической церкви
в Османской империи. В отличие от грузинизированных армян Бавры, население
Хзабавры в основном относится к своим армянским корням негативно. Очевидно, что
путем постоянных попыток армянской стороны показать их армянскую
принадлежность, исходя из вышеуказанного комплекса неполноценности
огрузинившихся армян католической общины, лишь усилит антагонизм в отношении к
армянам и к армянскому. Нынешние реалии грузинской государственности не
позволят обеспечивать переход и возвращение грузинизированных армян к своим
армянским корням сразу. В этом отношении важен религиозный аспект.
Одновременно, с усилением Армянской Православной церкви необходимо
способствовать усилению Армянской Католической церкви в Самцхе-Джавахке, что
позволит постепенно, путем отторжения грузинского православия из католических
поселений грузинизированных армян, создать своеобразную выгодность, кроме
католической приверженности быть хотя бы лояльным к своим истинным национальным
корням. Лишь после достижения этого можно будет говорить о возвращении некогда
утраченного населения в армянский католический социум Самцхе-Джавахка. Рим уже
пытался как-то усилить свое влияние в Грузии, начав в 2000 г. программу «Построим
будущее»[3]. Целью этого проекта являлась активная агитация проповедования
католицизма в грузинской среде, что из-за незнания обычай народов региона,
совершенной открытости и откровенно негативной позиции католических миссионеров
в отношении православных привело к резкой популяризации и радикализации
Грузинской Православной церкви в Грузии. В результате этого, грузинские
священнослужители начали поощрять религиозную и частично национальную
нетерпимость в отношении всех неправосалвных народов. Заявив, что
армяне-грегорианцы и католики – еретики, представители ГПЦ насильственное
«очищение еретиков» лишь поощряют, что преобразуется в сильное
морально-психологическое давление в отношении армян и грузинизированных
католиков Самцхе-Джавахка.
Одновременно, руководством Грузии финансируются книги,
статьи и газетные публикации, в которых на основе сомнительных фактов
доказывается исконно грузинское происхождение не только «грузин» католиков, но
и армян-католиков и армян-грегорианцев. Нередко, подобные статьи или книги
выходят в свет авторами с армянскими фамилиями, такими как Арарат Петросян,
Паруйр Мурадян или Сусанна Франгян, которые своей деятельностью лишь
способствуют национально-религиозному раздроблению армянского общества
Самцхе-Джавахка. В то же время, как армянская государственность, так и
Армянская Апостольская церковь, призванные защищать права компактно
проживающего армянского населения региона, до сих пор не разработало политику по
ликвидации угроз Грузинской Православной церкви и антиармянской политики
грузинского государства.
Таким образом, важным шагом по результативной защите прав
армян-католиков и армян-грегорианцев считаем необходимым координировать
действия ААЦ с католической церковью Самцхе-Джавахка. Координация действий не
только сблизит два армянские религиозные слои региона, но и создаст
положительную почву для дальнейшей работы с грузинизированными армянами,
которые в лице армян увидят защитников своей религии и церквей.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.