Analitika.at.ua. В последнее время в Грузии происходят негативные
развития, связанные с национальными и духовно-церковными проблемами наших
соотечественников. Особенно примечательны процессы, происходящие среди
армян-католиков Грузии. К сожалению, власти Грузии и Грузинская православная
церковь не меняют своих позиций в отношении армянства, вот только на этот раз
проводят более «мягкую» политику. В Грузии, как говорится, все неправославное
должно быть «оправославлено», иначе это противопоставляется национальным интересам
и безопасности Грузии. Все это привело к тому, что грузинские политические и
религиозные круги используют религиозный фактор, притесняя нацменьшинства.
Известно, что деятельность Католической и Армянской
Апостольской церквей в Грузии ограничена, из-за чего возникают разнообазные и
не решенные до сих пор проблемы, вредящие интересам обеих сторон. Судя по
заявлениям на государственном уровне, власти Грузии находятся под влиянием
Грузинской православной церкви и, следовательно, выполняют ее заказ. На
состоявшемся в ноябре с.г. в Грузии форуме под названием «Армянская община
Тбилиси: проблемы и перспективы» выступила замминистра РГ по вопросам
реинтеграции Елена Тевдорадзе. В своем выступлении она отметила, что Грузия не
присвоит статус Армянской Апостольской церкви. А вице-премьер Грузии,
госминистр по вопросам евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе в Праге
заявил: «Есть ли хотя бы один случай, когда у армянской церкви возникали
проблемы в деле осуществления своих прав? Есть ли проблемы? Проблем никогда не
было». По его словам, регистрация церкви создаст большие правовые проблемы,
которые им не нужны. «Зачем? Если есть проблемы, мы готовы разрешить их. Если
проблем нет, для чего их создавать? Мы не можем понять этого».
За этими заявлениями последовала критика Ватикана. В
частности, посол Ватикана в Грузии Клаудио Гуджеротти отметил, что ни в одной
стране мира он не встречал такой практики, когда государство предлагает
традиционной церкви зарегистрироваться в качестве клуба или общественной
организации. Гуджеротти и ранее говорил о том, что в Грузии в вопросе
регистрации традиционных церквей власти делают акцент и на этническом факторе,
и подчеркнул, что грузины видят в армянах проблему. Епископский викарий
католиков Западной Грузии падре Брагантини по этому поводу отметил, что с тех
пор, как к власти пришло «правительство роз», они один раз встретились в
Тбилиси с руководителем администрации президента, и тот ясно сказал, что их и
без того обвиняют в антиправославной ориентации. «Представьте, что начнется,
если мы будем содействовать вам». Короче говоря, «сами решайте свои проблемы».
Беспокойство Ватикана в этом вопросе неслучайно, поскольку в
Грузии Католическая церковь лишена привилегий и находится в равных условиях с
остальными христианскими течениями. Если по понятным причинам грузинская
сторона не регистрирует Армянскую Апостольскую церковь, то возникают проблемы и
для Католической. Известно, что большинство адептов католической церкви в
Грузии – армяне, живущие в разных районах страны – Самцхе-Джавахке, Батуми,
Тбилиси и пр. То есть, регистрация Католической церкви даст широкие возможности
и Армянской Католической церкви, поскольку она находится под эгидой Римско-
католической церкви. Учитывая, что помимо армян в этой стране проживают также
католики других этнических групп – ассирийцы, поляки, немцы, грузины (причем,
большинство из них – грузиноязычные армяне-католики), понятно, что такая
политика, с одной стороны, направлена против армян, с другой – против так
называемых грузин-католиков: кстати, в отношении этнических грузин-католиков
она носит наиболее агрессивный характер, превращаясь в религиозную
нетерпимость. Разумеется, не регистрируя Римско-католическую церковь,
представители Грузинской Православной церкви прибегают к практическим шагам,
дочиста упраздняя у грузин и грузиноязычных армян-католиков, в одном случае,
этническое самосознание (грузиноговорящие), в другом – само понятие «грузин-католик».
Глава римско-католической миссии Южного Кавказа епископ
Джузеппе Пазотто по этому поводу отметил, что католическое меньшинство не
принимается православным большинством. Католики подвергаются дискриминации как
в школе, так и при поступлении на работу. Более того, многие католики крестятся
как православные, чтобы их дети не лишились «будущего». Эти тенденции особенно
ярко выражены в сельской среде.
В ноябре с.г. распространилась информация о том, что
ахалцихская церковь Сурб Хач (Святого Креста) передается Римско-католической
церкви. Отмечалось также, что по этому поводу было направлено письмо епископу
Пазотти. Получается, что перешедшая к армянам-католикам ахалцихская церковь, в
свое время принадлежащая армянам-адептам ААЦ, странным образом переходит в
распоряжение Римско-католической церкви. А представителям Армянской
католической церкви остается лишь сказать: «Мы бы хотели попросить у них (речь
идет о представителях Римско-католической церкви. – А.С.) абсолютно
уважительного отношения к армянским ценностям, хачкарам и всем святыням. Это
для нас важнее всего», – говорит архимандрит Ваан Оганян. Между тем, уже в
декабре в ходе реставрации хачкары были сняты и перенесены в краеведческий
музей. Первопрестольный Святой Эчмиадзин, озабоченный этим фактом, посредством
Грузинской епархии ААЦ обратился к миссии Римско-католической церкви в Грузии с
просьбой сохранить церковь в ее первоначальном виде. Еще неизвестно, какие
развития ожидаются в этом направлении, однако такое отношение соответствующих
органов Римско-католической церкви достойно строгой оценки.
В то же время нелишне отметить, что сегодня в Ахалцихе нет
других адептов католицизма, кроме армян и нескольких грузинских семей. Таким
образом, делается попытка отторгнуть от армян принадлежащие им церкви или
проводить там церковные обряды на других языках. А история показывает, что
иноязычные ритуалы негативно сказываются на армянстве. Следовательно,
непонятно, кому должна служить церковь. По всей вероятности, с течением времени
будет огрузинена также церковь Сурб Хач, и ее передача Римско-католической
церкви производится для временного усмирения страстей.
Вследствие этой нестабильной ситуации к решительным и
действенным шагам прибегли все армянские католические общины Грузии. Согласно
французским источникам, в ноябре с.г. в одном из пригородов города Марселя
должны были собраться представители армянских католических общин Грузии. Цель
встречи – обсудить проблему армянских католических церквей, находящихся на
территории Грузии, вопросы армянства Грузии на нынешнем этапе, в том числе
вопрос сохранения армянской идентичности армян-католиков, учитывая, что в
последние годы их начали регистрировать как грузин. Из того же источника стало
известно, что миссионеры Грузинской православной церкви открыто говорят о грузинском
происхождении армян-католиков и заявляют, что пришло время вернуть их к своим
корням. В этом контексте преследования такого рода сегодня наиболее участились
в отношении армян, проживающих в городах Кутаиси и Батуми и Кахетинской и
Гурийской областях. Иными словами, в Грузии продолжается та же политика
размывания этнической идентичности и обращения в другую религию, которая
проводилась в конце XIX – начале XXвв.
Примечательно, что о Самцхе-Джавахке не говорится, и на это
есть свои причины, поскольку на этой территории армяне живут более сплоченно, и
миссионерам вряд ли удастся добиться успехов среди армян-католиков, имеющих
высокое национальное самосознание. Следовательно, они выбрали такие районы и
города, где можно свободно действовать и добиться ощутимых результатов. Однако
с сожалением нужно отметить, что обращения в православие не минуют также
армяне-адепты ААЦ. В частности, в селе Пока Ниноцминдского района представители
Грузинской православной церкви ведут активную работу, и, по их словам, в
армянском селе им удалось обратить в православие несколько армянских семей.
Наряду со всем этим возникла еще одна проблема. Из села
Сухлис (Ахалцихе) был отозван представитель конгрегации мхитаристов,
архимандрит Грикор Микаелян, которого, по имеющимся сведениям, должен заменить
викарий-поляк. В то же время из Москвы в Рим возвращается другой католический
священник, Геворк Норатункян. В связи с уходом отца Грикора предводитель
армянской католической епархии Армении, Грузии и Восточной Европы архимандрит
Ваган Оганян отмечает: «У священнослужителей возникли некоторые трудности, и
отец Грикор вынужден был покинуть село. Безусловно, жители села хотя, чтобы мы
отправили к ним священника-армянина. У нас нет столько священников, и нам
трудно отправить туда постоянного пастыря». Оганян опровергает слухи о
священнослужителе-поляке, отмечая, что они стремятся отправлять в армянские
общины только священников-армян. В таком случае слова священнослужителя
непонятны: какие могут возникнуть проблемы, если самой актуальной является
нехватка священнослужителей? Что касается назначения священнослужителя-поляка,
то следует констатировать, что присутствие священнослужителей иных
национальностей неприемлемо для армян, утверждающих, что те проводят не
проармянскую политику.
Не исключено, что такие переломные события связаны с
муссируемыми в последнее время слухами, относящимися к Армянской католической
церкви, хотя это кажется весьма маловероятным. Так, в одном из армянских СМИ
была напечатана информация, в которой отмечалось, что евангелисты всерьез
обеспокоены позициями не имеющей с ними ничего общего «вселенской церкви» –
католицизма в Армении. Будто бы Первопрестольный Св.Эчмиадзин и власти, с
вовлечением высоких священнослужителей-католиков, начали совещаться о том, как отделить
армян-католиков от Ватикана. Обсуждаются в основном два варианта. Первый:
армяне-католики в Армении сами избирают своего патриарха, который неподотчетен
Риму. Второй: в рамках Армянской Апостольской церкви учреждается католический
патриархат, имеющий конфессиональную автономию. Подходя к подлинности
информации с оговорками, можно полагать, что все это не должно было вызвать
положительную реакцию Ватикана, что могло побудить его «надавить» на
свободолюбивые устремления Армянской католической церкви и отозвать
священников-армян, чтобы помешать их практическим шагам. Арестакес Симаворян, Noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.