Главная » 2010»Июль»25 » Некоторые проблемы ментальности кавказских азеров
Некоторые проблемы ментальности кавказских азеров
13:34
Analitika.at.ua. Политическая корректность, как форма общественного
сознания и познания, несомненно, представляет собой способ тоталитарного
управления политическими процессами. Политкорректность – элемент
псевдолиберального тоталитаризма - представляет собой специфический способ
общения, профанацию, непригодную для реальных политических исследований и
свободной общественной дискуссии. Отрицая политкорректность, как признак
профанации и несвободы, все же, попытаемся придерживаться этого приема в
рассмотрении столь деликатной темы, как национальный кризис в конкретной
стране.
В 1918 году на территории части Восточной Армении и бывших
персидских ханств усилиями Турции и Великобритании была создана Азербайджанская
республика, имеющая совершенно очевидную геополитическую функцию. В 1920 году,
при участии большевистской России, кемалистской Турции и международных
наднациональных центров была создана Советская республика Азербайджан,
территория которой была расширена за счет Армении и Грузии. Никогда ранее не
существовавшая азербайджанская государственность была создана не в результате
национально-освободительной борьбы местного мусульманского населения, а в
интересах внешних сил, которые сводились к получению нефти и учреждению некого
бастиона между Анатолией и Центральными регионами Евразии. Любое искусственное
государственное образование может просуществовать некоторое время, но оно
обречено на распад и ликвидацию. Так называемая азербайджанская
государственность переживает глубокий кризис и существует лишь благодаря внешней
политической поддержке. Данное государственное образование переживает также и
национальный кризис, который сводится к отсутствию нации как таковой.
Дифференцированная пассионарность
В связи с тем, что азербайджанская национальность официально
была признана Советским государством во время переписи населения в 1934 году,
сложилось обывательское мнение о том, что «азербайджанцы» - молодой народ. На
самом деле этногенез азербайджанцев происходил с участием и преобладанием
старых и очень старых племен, многие из которых уже в позднее средневековье
являлись реликтами этногенеза. Последний пассионарный толчок данное население
пережило вовсе не в 11 веке, с приходом турок-сельджуков, а гораздо ранее - в 8
веке, в связи с арабским завоеванием. Привнесенный в 11 веке в данные области
тюркский язык лишь завуалировал разношерстное этническое и лингвистическое
происхождение населения данных областей. Нет признаков того, что после 11 века
в Куро-Араксинской равнине и в Ширване происходил пассионарный толчок. Данное население,
которое представляет собой конгломерат различных племен, проявляет социальную и
политическую активность только в результате внешних возбуждений, исходящих из
Анатолии, Армении, Грузии, Ирана и России. Возникающие социальные вспышки
различных групп пассионариев на некоторое время создают иллюзии активности
азербайджанского этноса, но очень быстро гаснут, и подавляющая часть населения
оказывается в растерянности, прострации, лишенная подлинных лидеров.
В период Второй мировой войны, в которой азербайджанский
этнос принял весьма скромное участие, а также в период распада СССР выяснилось,
что наибольшей пассионарностью на территории Советского Азербайджана
характеризуются армяне, евреи, лезгины и курды. Наиболее низким уровнем
пассионарности характеризуется тюркское население Горного и Предгорного
Ширвана, Куро-Араксинской равнины. Относительно высокой пассионарностью
обладают азеры Нахиджевана и отчасти области Гянджи. Невысокая пассионарность
наблюдается среди талышей и других ираноязычных народов Муганской и Апшеронской
провинций. Это отражает исторические условия, когда в формировании
мусульманского тюркского населения провинций Восточного Кавказа принимали
участие различные племена (курды, дагестанцы, кипчаки, тюркские племена
Северного Ирана, туркмены, иранские народности). Видимо, азеры Нахиджевана и
области Гянджи в дальнейшем будут доминировать в азербайджанской политике.
Азеры Ширвана и Карабаха не имеют никаких шансов занять заметное место в
политическом руководстве. Представители дагестанских народов занимают важное
место в вооруженных силах и правоохранительных структурах Азербайджана.
Эта пассионарная фрагментарность не позволяет данному
населению сбалансировать свои амбиции и реальные возможности.
Дифференцированная или фрагментарная пассионарность представляет собой
значительную угрозу этносу, который далек от консолидации и формирования
национальной идеи.
Этническая «разорванность»
Современная азербайджанская народность не только имеет
различные племенные корни, но и в настоящее время состоит из множества
(нескольких десятков) племен, этнических групп и вполне самостоятельных
этносов. Население Куро-Араксинской равнины, составляющее основу
азербайджанской народности, состоит из 30 – 40 племен, имеющих туркменское,
хазаро-тюркское, хазаро-иудейское, иранское, курдское, дагестанское
происхождение. На юго-востоке Азербайджанской республики проживает давно
сформированный с высоким уровнем самосознания талышско-муганский народ,
относящийся к наиболее древним и культурным народам иранского мира. Численность
данного этноса, по наиболее принятым оценкам, превышает 1,5 млн. человек, что
составляет не менее 30% реальной численности населения Азербайджана. Например,
население примыкающих к границам Республики Армении районов составляет
своеобразный этнос айрумов, имеющий, несомненно, индоевропейское происхождение.
Их общая численность составляет не менее 200 тысяч человек, с центром в
Гетабеке. Население равнинного Карабаха имеет смешанное греко-персидское и
древнесемитское происхождение, чей условный центр находится в городке
Агджабеди. Население довольно обширного Курдамирского региона (Восточной части
Кура-Араксинской равнины) курдского происхождения. На 60 – 70% курдским
является население Нахиджеванской области. Практически весь Горный Ширван населен
лезгинским и дагестанским населением (примерно 8 – 9 племен), составляющих не
менее 600 – 700 тысяч человек. Население политически важного и густонаселенного
Апшеронского региона, в котором расположен Баку, практически на 90% составляют
ираноязычные таты-мусульмане.
Представляет интерес то, что подавляющая часть политической
и экономической элиты Азербайджана является результатом смешанных браков. Для
данных людей интересы Азербайджана не являются ценностью и далеки от их личных
и групповых целей. Особенно нелояльны к Азербайджану люди, чьи матери были
русские, еврейки, армянки и другие. Однако буквально феноменом в политической
жизни Азербайджана выступают курды. Бытующее мнение о том, что так называемый
нахиджеванский клан является тюркским, является насмешкой над чувствами
населения Азербайджана. Нахиджеванский клан представляет собой крипто-курдский
шиитский клан, во главе которого стоят курдские семьи Гейдара Али Рза-оглы
Алиева и Расула Гулиева, а также, до 20 курдских семей, не интегрированных в азербайджанскую
политику и администрацию. Надо сказать, что и второй президент Азербайджана
Абульфаз Эльчибей (Алиев) также был курдского происхождения. Не исключено, что
имеет место многонаправленный заговор курдской знати, направленный на
последовательное превращение Азербайджана в курдское государство (возможно, это
«ирано-курдский заговор»). Все чаще поступают сведения о связях Демократической
партии Ирака и ее отделений в Иране с определенными кругами в Нахиджеване. По
данным азербайджанских экспертов, в Азербайджане проживает до 200 тысяч курдов.
Более реально, число курдов достигает 600 тысяч. На протяжении всего советского
периода активно ассимилирующиеся курды занимали важные посты в МВД, КГБ,
прокуратуре, местных органах власти, республиканской администрации. После
событий 1989 – 1991 годов курды несколько растерялись, но вновь заняли важные
позиции в администрации и в политике. Много курдов среди левых и
левоцентристских партий Азербайджана, но имеются признаки наличия их и в правой
националистической партии «Мусават». Именно данная этническая «разорванность»
обусловила клановость в политической и общественной жизни Азербайджана.
Клановость и этническая групповщина проявляется в вооруженных силах. В
Азербайджане существуют антиправительственные движения лезгинов, талышей,
муганцев, сальянцев, аварцев, курдов, нахиджеванцев и грузин-мусульман.
Национальная идея
Разработки национальной идеи происходили довольно широко в
различных странах мира, в том числе, в новых независимых государствах. Однако в
Азербайджане это направление интеллектуальной деятельности не получило
развития. Азербайджанцы не относятся к «мессианским» народам, которые не
нуждаются в национальной идее, так как получили в свое время послание Господа
Бога. В последнее время азербайджанские политологи все же попытались
рассмотреть эту проблему, но все свелось к достаточно примитивному варианту –
национальной идеей стала нефть. То есть, нефть, как символ богатства,
процветания и благополучия. Такой идеи не возникало ни у одного народа нефтеэкспортирующих
стран Ближнего Востока. Данное предложение о национальной идее было воспринято
в азербайджанском обществе без какого-либо сомнения и вполне позитивно. (То
есть - просто и гениально). Столь охотное отрицание иррациональных идей и
экономизация этнического сознания говорит об отсутствии важных идеологических
элементов в общественной и политической жизни.
Фальсификация, как национальное кредо
В результате имевшейся в советский период практики
беспредельного потворства различным историческим и культурным фальсификациям,
ряд народов получили возможность создать совершенно ложную, порой
клеветническую версию своей истории (вернее, не существующей истории).
Исторические и культурные фальсификации стали составной и определяющей частью
азербайджанского мировоззрения и этнического сознания. В этом состоянии
азербайджанское общество пребывает несколько десятилетий, что нанесло
чудовищный ущерб этой народности, сделало ее посмешищем на мировой арене,
совершенно девальвировало все то, что действительно принадлежит азербайджанцам.
По существу, к кочевым племенам, населяющим Куро-Араксинскую равнину,
причисляются многие историко-архитектурные и литературные памятники других
народов и цивилизаций. Азербайджанская историография, искусство, культура, в
целом, созданы на тотальном заимствовании, плагиате и фальсификациях. Данные
явления и достижения никогда не воспринимались всерьез в СССР и международной
общественностью. Объектами фальсификации и заимствований были достижения
армянской и персидской культуры. В Азербайджане присвоены практически все
великие иранские поэты (за исключением Хафиза и Саади) – Низами, Хагани,
Насими, Физули, Сабир. В условиях закрытости государственных границ,
азербайджанский музыкант Узеир Гаджибеков заимствовал, по существу, иранскую музыку,
объявив ее азербайджанской. На основе сведений армянской средневековой
историографии в Азербайджане создана грандиозная фальсифицированная легенда о
Кавказской Албании, которую объявили предшественницей Азербайджана. По
существу, все армянские и иранские историко-архитектурные памятники на
территории Азербайджанской республики объявлены азербайджанскими.
Азербайджанской объявлена также материальная культура, созданная талышским и
лезгинским народами. Однако именно эти памятники последовательно уничтожаются в
Азербайджане. Это не может не привнести в азербайджанское национальное сознание
чувство и даже убежденность в собственной неполноценности и ущербности. В мире
информатики все большее количество молодых азербайджанцев приходит к мысли о
необходимости пересмотреть образ своей нации и своей страны, которых нет.
Тотальная фальсификация и обман не могут выдержать экзамены, которые постоянно
предъявляет Интернет. Предки современного населения Ширвана создали немало
интересных памятников культуры. Современным азерам нет нужды осуществлять
тотальную фальсификацию. Они могут апеллировать к своим истинным культурным
ценностям, сохранив здоровую этническую психологию, не выставляя свой народ
посмешищем и наследником плагиата. Но проблема в том, что реальная собственная
культура не может быть основой претензий на столь обширные территории, которые
включены в Азербайджанскую республику.
Эксперты и экскурсоводы в космополитических столицах
прошлого – Дамаске, Исфагане, Багдаде, Константинополе, Вене, Петербурге - как
должное констатируют причастность многих культур и творческих личностей
различных наций к созданию данных историко-архитектурных памятников.
Официальная фальсификация возникает, когда этнос оказывается вырванным из своей
естественной культурно-исторической общности и ввергается в искусственно
созданную данность.
Феномен протурецкой ориентации
«Сборный», маргинальный, сильно иранизированный и
русифицированный этнос, не имеющий более-менее определенного самосознания,
пытаются причислить к Анатолийскому миру, состоящему в подавляющей мере из иных
этносов. Это, практически, завершилось полным фиаско, так как Турция не
выполнила и не собиралась выполнить свой «исторический долг» перед
Азербайджаном. На самом деле, нет никакого единого народа, имеющего два государства.
Турция, как сильно левантизированная и европеизированная страна, рассматривает
Азербайджан как удобную для себя энергосырьевую провинцию, не проявляя особой
озабоченности к его интересам, одновременно отвергая наличие у Азербайджанскойреспублики сугубо своих национальных
интересов.Территории Азербайджанской
республики были присоединены к Российской империи как армянские и персидские
провинции, где господствовали либо армянские, либо иранские атрибуты культуры и
общественной жизни. Долгое время после Гюлистанского и Туркманчайского
договоров, русские воспринимали мусульманское население этих областей как
персидское и опасались сохранения здесь проперсидской ориентации. Поэтому в
официальной российской пропаганде поощрялись такие моменты, как тюркоязычие,
антиперсидские настроения, Персия представлялась как слабое, едва существующее
государство, и принадлежность к персидскому политико-культурному миру являлось
непрестижной.
Таким образом, тюркоязычное население, находясь в поисках
новой политической ориентации, избрало не Россию, а Османскую Турцию. В конце
19 – начале 20 веков Турция уже играла важную роль в абсорбции местного
мусульманского населения в Восточной части Южного Кавказа и на всем Кавказе.
Таким образом, «гениальная» российская геополитика в очередной раз оказалась в
западне, которую сама и устроила. Вместе с тем, в Азербайджане приняты не
анатолийские, а иранские формы культуры (например, имена и фамилии, музыкальные
и литературные формы, формы религиозного сознания, более низкий уровень
социальной мобильности, чем у турок Анатолии, формы адата). В культурном
отношении Азербайджан представляет собой иранскую провинцию, где сохранились
девиации иранских культурных форм. Данная разорванность между иранской
этнической, религиозной и культурной принадлежностью и политической ориентацией
также привносит важную дополняющую в национальный кризис азербайджанской
народности.
Следует заметить, что в формировании анатолийского этноса и
этноса азеров принимали участие, во многом, совершенно разные этнические
элементы. Анатолийцы - это, скорее, потомки этносов, составлявших византийский
мир. Анатолийцы совершенно не приемлют азеров как своих кровных братьев. Азеры
рассматривались Турцией только как повод к вмешательству в Кавказский мир.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.