Главная » 2010»Июль»21 » Необходимо потребовать визита Миссии ОБСЕ на оккупированные территории Республики Арцах
Необходимо потребовать визита Миссии ОБСЕ на оккупированные территории Республики Арцах
10:04
Analitika.at.ua. МИССИЯ ОБСЕ ОСЕНЬЮ ПОВТОРНО ПОСЕТИТ ОСВОБОЖДЕННЫЕ
ТЕРРИТОРИИ
В опубликованном 5 июля заявлении сопредседателей Минской
группы ОБСЕ содержится достаточно важный пункт, который странным образом не
привлек должного внимания армянских наблюдателей. Сопредседатели заявили о
намерении организовать осенью текущего года повторный визит на освобожденные
территории Арцаха. Аналогичная миссия, как известно, была осуществлена в
феврале 2005 года. Учитывая изменившиеся приоритеты и активизацию внешней
политики РА, армянская сторона просто обязана должным образом подготовиться к визиту,
имея в рабочей повестке ряд существенных факторов и задач.
С этой точки зрения весьма полезно вспомнить – и напомнить
"забывчивой" азербайджанской стороне – результаты недельной поездки
Миссии по сбору фактов пятилетней давности. Прежде всего следует отметить, что
и в 2005, и сегодня инициатива принадлежала Баку, который тем самым пытался
добиться признания на официальном уровне ряда собственных ложных заявлений.
Азербайджан, в частности, заявлял тогда, что: а. Территории вокруг Нагорного
Карабаха чрезмерно заселены и число поселенцев в разные периоды колебалось от
30.000 до 300.000; б. Республика Армения непосредственно и намеренно вовлечена
в так называемый процесс заселения и даже проводит государственную политику
заселения, с бюджетными ассигнованиями; в. Подавляющее большинство поселенцев
являются гражданами Армении или представителями диаспоры.
Теперь вспомним, что именно выявила в 2005 году Миссия по
сбору фактов, опубликовавшая отчет по результатам исследований. Во-первых, в
отчете подтверждалось, что "общее заселение очень ограниченно. Нет
никакого очевидно организованного переселения, никакого недобровольного
переселения, никакой вербовки". Во-вторых, Миссия не установила, что
заселение является результатом целенаправленной политики со стороны
правительства Армении: "Миссия по сбору фактов не увидела никакого
свидетельства непосредственного участия в чем-либо со стороны властей Армении
на территориях". В-третьих, Миссия заключила, что "подавляющее
большинство поселенцев являются перемещенными лицами из разных частей
Азербайджана, в частности, из Геташена (Чайкента) Шаумяновского (Геранбойского)
района, в данный момент находящегося под азербайджанским контролем, и из
Сумгаита и Баку".
Таковы были главные выводы Миссии по сбору фактов, которые
тогда, в 2005 году, вызвали нескрываемое разочарование Азербайджана. Уместно
здесь вспомнить еще один красноречивый факт. 25 марта в интервью
азербайджанскому телеканалу ATV, растиражированному бакинскими СМИ, секретарь
ОБСЕ по печати и информации Ричард Морфи заявил: "Миссия не считает, что
расселение осуществляется в результате целенаправленной политики правительства
Армении. По их мнению, отвечать за расселение должно в первую очередь
руководство НКР", - сказал Р. Морфи.
Вернемся к предстоящему осеннему визиту. Судя по публикациям
в бакинских СМИ, в Баку вновь уверены, что Миссия обязана подтвердить
азерпроповские клише. В частности, аккредитованный при ОБСЕ посол Азербайджана
в Австрии Фуад Исмайлов в интервью агентству Тренд заявил, что "официальный
Баку ожидает объективности ОБСЕ в оценке ситуации с заселением оккупированных
территорий Азербайджана". Посол сообщил также, что "азербайджанская
сторона располагает новыми данными о заселении и ждет предложений от ОБСЕ по
составу и формату Миссии".
Можно не сомневаться, что Баку будет в поте лица добиваться
нужных для себя и состава Миссии, и результатов ее работы. Пятилетний опыт,
однако, доказывает, что профессионализм ОБСЕ обеспечивает действительно
объективный подход к этой щепетильной проблеме. Тем не менее до реализации
инициативы еще есть пара месяцев, и хотелось бы обозначить стоящие перед нашей
дипломатией задачи.
Первое – вопрос беженцев из Азербайджана и внутренне
перемещенных лиц (ВПЛ) из Арцаха. Экспертами и общественными организациями
неоднократно высказывалась мысль о том, что частичной компенсацией армянским
беженцам и ВПЛ за оставленное в Азербайджане и на оккупированных территориях
Нагорно-Карабахской Республики огромное имущество могло бы стать их поселение
на освобожденных территориях. Более того, в данном вопросе армянская сторона
должна выступить с предложениями и даже требованиями помощи со стороны
международного сообщества и международных гуманитарных организаций. Отсутствие
у нашей дипломатии четко продуманной концепции в вопросе беженцев и ВПЛ не
должно в данном случае стать помехой, особенно с учетом необходимости
представить наконец сопредседателям правовой аспект вопроса территорий.
В этом контексте давно пора вспомнить незаслуженным и
непонятным образом проигнорированный официальным Ереваном доклад Комитета по
экономическим, социальным и культурным правам Экономического и социального
совета ООН за 2005 год, в котором в касающейся Азербайджана части говорится
следующее: "Комитет выражает озабоченность в связи с незаконным захватом беженцами
и лицами, перемещенными внутри страны, имущества, принадлежавшего армянам и
другим этническим меньшинствам". Соответственно, давно пора поставить
вопрос о компенсации тем армянам, чье имущество не только оказалось
"незаконным образом захвачено", но и чьи права недопустимым образом
игнорируются в переговорном процессе.
Второе. Очевидно, что проблема заселения территорий
непосредственно касается именно властей Республики Арцах, что было четко и
однозначно подтверждено итогами Миссии по сбору фактов 2005 года. Учитывая, что
за прошедшие пять лет власти Арцаха только укрепили основы государственности
республики и обеспечили ее посильное демократическое развитие, армянская
дипломатия обязана в очередной раз настоять на том, что ответственность за ситуацию
на собственной, конституционно закрепленной территории несет именно НКР. И это
является еще одним убедительным аргументом невозможности урегулирования
конфликта без участия руководства Арцаха.
Третье. Возвращаясь к Миссии 2005 года, вспомним заявление,
с которым выступил тогда МИД РА и в котором содержалось следующее положение:
"Армения по просьбе властей Нагорного Карабаха обратилась с просьбой к
постоянному Совету ОБСЕ обсудить вопрос об организации новой Миссии по сбору
фактов для аналогичной объективной оценки ситуации в бывших густонаселенных
армянами районах, которые сейчас находятся под азербайджанским контролем: такие
районы, как Северный Мартакерт и Восточный Мартуни Нагорного Карабаха и
Шаумяна". Отметим, что хотя тогда, в 2005 году, армянская дипломатия
откровенно избегала говорить об оккупированных территориях НКР, тем не менее
этот вопрос был поднят.
Уместно спросить: почему целых 5 лет не ставилась задача
осуществления этой миссии, в то время как Азербайджану удалось добиться
повторной поездки представителей ОБСЕ на освобожденные территории? Вопрос тем
более актуален в свете того, что мидовские чиновники осмелились наконец
преодолеть табу и открыто говорят о судьбе остающихся под азербайджанской
оккупацией территорий НКР. Думается, именно сейчас, давая согласие на визит
Миссии ОБСЕ, власти Республики Арцах могли бы в очередной раз потребовать
организации аналогичной поездки на оккупированные территории республики, а
армянский МИД – добиться этого. Только в этом случае серьезность и последовательность
действий армянской дипломатии были бы подтверждены не на словах, а на деле.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.