Analitika.at.ua. Удивительное место Каменец-Подольский.
В этом старом городе, рядом стоят православный храм, армянская церковь,
католический костел и турецкий минарет. Точная дата основания города не
известна. Историки предполагают, что город был основан во время Птоломея, еще в
третьем столетии.
В октябре этого года воочию увидела все армянское наследие Каменец-Подольска,
которое наши предки строили веками после переезда сюда по приглашению
предводителя города. На мой вопрос, почему пригласили именно армян, когда и
откуда они приехали, экскурсовод рассказала нам, что до здешних краев дошла
слава армянского зодчество города Ани (столица Армении при царях Багратуни),
поэтому выбор был не случайным. А приехало около 20 000 человек из Ани
(1060-1062 гг.) Впервые, название города Каменец-Подольский встречается именно
в армянских летописях 1060-1062 гг.
С давних времен город был многонациональным, создано было три магистрата:
Русский, Армянский и Польский. Каждый из них имел главу общины, свой суд, свою
печать. Польская община была самой сильной и влиятельной, но это не мешала
красоваться Армянскому колодцу на площади Польского рынка рядом с польской
Ратушей. Мой вопросительный взгляд заметила внимательный экскурсовод и
рассказала об армянском купце Нерсесе. В целях решения вечной проблемы горожан
с водой, Нерсес в 1581 г.
начинает роботу по сооружению колодца, который имел 40 метровую яму. В 1638 г. она была закрыта
из-за непригодности воды. Но через много лет, под руководством коменданта
города архитектора Яна де Вите, был построен каменный восьмигранный павильон,
где внутренняя часть колодца стала использоваться для экспозиции. В свою
очередь, благодарные горожане с давних времен прозвали его Армянским
колодцем.
Каменец-Подольский был на перекрестке важного торгового пути с востока на
запад,бурное экономическое развитие
способствовало процветанию города и общин. Город находился на рубеже
христианских и мусульманских миров, поэтому кроме знаменитой крепости были
построены защитные сооружения и бастионы.
Точное время строительства Армянского бастиона неизвестно, предположительно
(XVI-ХVIII ст.), в который входил комплекс восточных оборонительных сооружений
города. В начале XVII в. оно было сильно разрушено. В восстановительных роботах
XVIII в. участвовал военный инженер Кристиан Дальке, который внес огромный
вклад в модернизацию и укрепление Армянского бастиона. Бастион находится не
далеко от Замкового моста, который имеет второе название турецкий мост (какое
совпадение!!). Историческая часть Армянской общины расположена в южной части
старого города, где пересекались границы трех общин.
С Армянской площади начинался армянский квартал,здесь кипела жизнь некогда процветающей,
сильной армянской общины. На этой площади стояла Армянская ратуша, которая не сохранилась до наших времен в отличие от
польской и руськой ратуши города. Сохранился только армянский торговый дом,
который находится на площади. В начале XV века было построено первое здание, от
которого остались только подвалы. Они послужили фундаментом для двухэтажного
каменного дома, заложенного в 1479
г. На втором этаже были покои главы армянской
церкви,на первом, останавливались
армянские купцы, которые перевозили товары из Армении и других стран востока.
Сегодня, здесь находится администрация исторического музея-заповедника. В
экспозициях музея представлены более 1000 экспонатов, которые найдены на
территории Подольска. В армянском торговом доме размещена и историческая
библиотека закрытого типа, где можно увидеть около 18000 изданий старых
печатников.
Армянская улица начинается в нескольких шагах от Армянской площади. В начале
улицы стоит Армянская колокольня, которая когда-то входила в ансамбль
армянского Николаевского собора, сооруженного в конце ХIV в. начале ХV в.. До
этого, мы смотрели колокольни польского собора и Доминиканской церкви, но в
отличие от них, Армянская колокольня имела и оборонительный характер, об этом
указывают толстые 1,5 м
стены и башни-бойницы. Колокольня пятиярусная, квадратная, высота ее 38 м. Начиная с 1633 г. в первом ярусе
колокольни действовала церковь Св.Степаноса (Стефана), в том же году стены были
расписаны, фрагменты этой росписи можно увидеть и сегодня. Рядом с колокольней
стоял армянский Николаевский собор ХV в., к сожалению, сегодня от некогда
величественного собора остался только фундамент. Собор был построен не в
исключительных традициях армянского зодчества, что стало следствием влияния
западной архитектуры. Фундаментальные каноны армянской архитектуры были
мастерски совмещены с западными традициями. Самое интересное, что он считался
местом паломничества всех верующих, и не имело значение вероисповедание
паломника, все шли к чудотворной иконе Богородицы. Исследователи утверждают,
что икона была написана в Х в. на кипарисовой доске была изображена Богородица
с ребенком. Икона появилась в Каменец-Подольском в 1398 г., когда армянское
население, спасаясь от мусульман, прибыло в город.
Иногда поражает судьба культурного наследия наших предков. Интересно, могли ли
спасшиеся армяне предположить, что 1672 год станет роковым для
Каменец-Подольска. После двухнедельной героической обороны, под натиском 150
000 турецкой армии, маленький гарнизон фортеции капитулировал. Вместе с
фортецией, к туркам перешел и город, 27 лет город был под игом турецких
захватчиков. Икона Богородицы, которая все эти годы делила страдания и радости
городского населения, повторила судьбу своего народа. Во время турецкой
оккупации, икона была вывезена в Македонию, и в одной турецкой семье служила
столом для смешивания теста. Невольно вспоминаются слова великого Гюго,
"По этим местам турки прошли". Армяне, собрав деньги, выкупили икону,
пройдя многие испытания и напасти, после ухода турок из Каменец-Подольска,
вернули ее на прежнее место. Не откликаются ли судьбы иконы Богородицы и
"Мушского Изборника". Когда в 1204 г. сельджуки грабят хозяина, похитив
Изборник, армяне, проживающие в разных районах, собирают 4000 монет серебром,
выкупают ее, и на протяжении УП веков он остается в Мушском храме (город в
Западной Армении). Но если Изборник прошедший "хождение по мукам",
ныне нашел надежное пристанище среди экспонатов Матенадарана
(Научно-исследовательский институт древних рукописей в Ереване), то судьба
иконы до сих пор не известна. По рассказу экскурсовода, она пропала в 1940
году, а в польском Кафедральном соборе города можно увидеть ее копию. Хотя в
мини путеводителях Каменец-Подольска написано, что она храниться в запасниках
Национального музея Восточного и Западного искусства города Киев.
В 1935 г.
по приказу НКВД, чекисты взрывают Армянский собор, и груда разваленных
камней остаются до 1982 г.
В том же году, сотрудники КГБ вывозят камни за пределы города и под
развалами храма находят 5 бочек с золотом. Восторженным голосом экскурсовод
удивлялась, что это не 5 горстей золота, и армяне в городе имели славу
предприимчивых и трудолюбивых людей. Каждый армянин, слушая такие слова, может
гордиться, но невольно возникает вопрос - почему именно Армянский храм был
взорван? В городе есть другие храмы, часовни, церкви, и дай Бог, чтоб они
стояли вечно. Ворота храма закрыты, но можно увидеть дворик, фундамент собора и
установленный на углу хачкар. Вся эта картина произвела тяжелое впечатление,
какое-то все заброшенное, сиротское было во всем этом, и я еле сдерживала слезы
в горле. В нашей группе была пожилая женщина, которая спросила про
камень-крест, то есть про хачкар. Через кованые решетки прочла надпись на
армянском языке, но эмоции не давали раскрыть рта. Ничего не ускользнуло от
глаз тактичного экскурсовода, коротко и деликатно рассказав о событиях 1915
года, объяснила, что несколько лет тому назад, армяне установили камень-крест в
память жертв геноцида 1915 года. Каждый год, 24 апреля, со свечами и цветами,
проходя по улицам Каменец-Подольска, они останавливаются в дворике храма, и
священник проводит службу. Из слов экскурсовода стало понятно, что ворота
открываются один раз в году, но у каждого нормального армянина возникает
желание войти во внутрь, поставить свечу, покреститься, дотронуться к хачкару,
но увы, ворота закрыты.
Вся Армянская улица, от начала до конца, построена из брусчатки, а от
Николаевского храма до армянской церкви Св.Николая, тянутся добротные постройки
с высокими, толстыми стенами. Стекла окон разбиты, и кое-где вставлен грязный
картон, но это не защищает от ветра, уличной грязи и пыли. От экскурсовода
узнали, что построены они давно, и что в помещениях работали разные
ремесленники, известные мастера, но теперь все постройки бесхозные, закрыты и
находятся под муниципалитетом города. Не вольно в памяти возник Польский
квартал, находившийся по соседству, по территории он большой, много
архитектурных и исторических памятников. Вблизи польского Кафедрального собора
кипели строительные роботы, а в здании семинарии - восстановительные. В
польском квартале были новостройки из красного кирпича для монашек и туристов
из Польши. Понятно, что по сравнению с Арменией, Польша, богатая страна иимеет общую границу с Украиной. Однако и в
Украине большая армянская диаспора, есть известные и богатые люди.
В конце Армянского переулка находится армянская церковь Святого Никогоса
(Николая) ХIII ст.. В 1398 г.
на пожертвования армянина Синана Котлубея она была отреставрирована. Церковь,
скорее всего построили армянские переселенцы из города Ани, так как начало
строительство датируется ХI в. и является самым старым армянским памятником
Каменец-Подольска. До 1811 года называлась Благовещенской церковью. В 1672
году, во время захвата города, турки разрушили церковь, но в конце XVIII века
была восстановлена. Церковь белокаменная, окна, порталы обрамлены армянским
зодческим стилем, хотя внешне она не похожа на армянскую архитектуру. Вход во
внутренний дворик начинается с колокольни XVI в. У церковной колокольни нас
останавливает экскурсовод, просит тишины. Мы стоим у порога и узнаем
удивительные вещи. В южной стене церкви сохранился хачкар XIII в.. От турецких
варваров, чудом сохранившемуся хачкару, притрагиваются прихожане и просят
здоровья для деток, к хачкару особенно стремятся больные люди. Экскурсовод
просит обратить внимание на особенную церковную ауру. Заходя во внутренний
дворик, то что с тобой происходит, когда переступаешь порог, не передать и не
описать. Благодатная тишина, умиротворение, окутывают тебя, и глазами ищешь
источник, откуда идет все это. Маленький ухоженный дворик с яркими розами, с
левой стороны находятся покои Батюшки.
Старый хачкар замурован с наружной стороны северной стены, и вся наша группа
стремится туда. Вышеупомянутая мною пожилая женщина все время кашляла и
задыхалась, и я обратила внимание, что она долго стояла и держала руку на
потемневшем кресте. Потом сидела на лавочке, напротив хачкара и смотрела на
молодых мам с маленькими детьми, постоянно гуляющих во дворе церкви. Такой
душевный покой, пережитый мною в церкви Святого Николая, я чувствую только в
храмах и церквях моей далекой родины, пусть простит меня Господь Бог.
Удивительно, но факт, все экскурсоводы Каменец-Подольска в один голос твердят,
что такой ауры, покоя, как в Армянской церкви, не встречается в других храмах и
церквях города. Горожане стремятся именно здесь крестить своих детей, и именно
в этой церкви обвенчаться. Киевляне интересовались, с чем связна особенность
маленькой, скромной армянской церквушки. Наш экскурсовод предположила, что
шесть столетий подряд вымоленное место имеет необыкновенную атмосферу, что ей
очень комфортно даже на работе, так как музей- заповедник находится в Армянском
торговом доме (об этом написано выше). А вот сотрудники музея История Монет,
который находиться в Польской ратуше, все время жалуются на плохое самочувствие
и плохую ауру, по тому, что в подвале ратуши, пытали людей.
При выходе обратили внимание на надпись на мемориальной доске: "Памятник
армянской архитектуры. Церковь Св. Николая Украинской епархии". Украинцы
нашей группы обратились ко мне с удивлением, и я сообщила про прочитанный мною
в Интернете материал. Весной, на одном из влиятельных российских сайтов,
появилась информация, что глава Киевский Патриархат отнял церковь Св.Николая
города Каменец-Подольска, разразился скандал. Представители Украинской Епархии ААЦ
опровергли информацию, объяснив, что церковь Св.Николая временно сдана в
аренду.
Последним пунктом была знаменитая крепость, мы отправились туда, но, уходя, я
все оборачивалась назад. Мне казалась, что оставляю родных на произвол судьбы.
Последним взглядом старалась запечатлеть в памяти всю улицу, церковь, закрытый
собор, весь Армянский квартал. Ночью, в качающем вагоне, вдруг осенило, а ведь
с бронхиальным кашлем пожилая женщина почти не кашляет. Совпадение, или помог
старый хачкар?
Очень многие наши соотечественники с паломничеством едут в Ван, Игдир, Карс,
старательно и с почитанием очищают наши заброшенные церкви, зажигают свечи и с
тоской думают, как разрешится вопрос нашей исторической родины. Каждое лето
армяне со всех концов Украины во время праздника Вардавар едут в монастырь Сурб
Хач (XIV век, Крым) и совершают "матах". Почему не организовать
паломничество в город Каменец- Подольск? Ведь нечасто мы можем найти
сохранившийся средневековий армянский квартал в других городах Европы? А
сколько у нас было потерь, и неужели мы так богаты, чтобы разбрасываться нашим
культурным наследием или сдавать аренду? В связи с этим у меня конкретные
вопросы к Главе Украинской епархии ААЦ Григорису Буниатяну:
1. В каком году была сдана в аренду церковь Св.Николая и
когда заканчивается срок аренды?
2. Ведутся ли переговоры с представителями Украинской Православной церкви о
передаче церкви Св. Николая ААЦ?
3. Что он думает, по поводу плачевного состояния армянского культурного
наследия Каменец-Подольска?
В заповеднике- музее города хранятся огромные архивные документы об армянской
общине, очень многие факты, события, остались не выявленными. Я обращаюсь в
Министерство Диаспоры РА, нашей многочисленной диаспоры Украины, армянским
общественным организациям города Киева:
- Дорогие земляки! Давайте думать, как спасти наше
культурное наследие, как достойно выйти из положения, ведь мы будем держать
ответ перед нашими предками. Особенно обращаюсь к молодежной организации Киева,
вы сплоченная команда, я верю в вас, в ваши силы.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.